URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Морган Л.Г. Древнее общество: Исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. Пер. с англ. Обложка Морган Л.Г. Древнее общество: Исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. Пер. с англ.
Id: 317381
759 р. Новинка недели!

Древнее общество:
Исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. Пер. с англ. Изд. стереотип.

Lewis Henry Morgan. Ancient Society
URSS. 2024. 360 с. ISBN 978-5-9519-4632-4.
Типографская бумага

Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга выдающегося американского этнографа, социолога и историка Льюиса Генри Моргана, в которой процесс развития человеческого общества рассматривается через призму эволюционистского подхода. Автор прослеживает историю развития интеллекта вследствие изобретений и открытий, а также исследует организацию жизни древних обществ как отражение процесса развития идей управления, семьи и собственности. В начале книги... (Подробнее)


Оглавление
top
 Ф.Энгельс. К доистории семьи (Бахофен, Мак Деннан, Морган)
 Последняя страница рукописи "Древнее общество" (факсимиле)
 Предисловие автора
Часть I . Развитие интеллекта вследствие изобретений и открытий
Глава 1. Этнические периоды
 Развитие человечества от самых низших ступеней. – Оно иллюстрируется изобретениями, открытиями н учреждениями. – Две основные формы управления: одна – родовая и социальная, образующая общество (societas), другая – политическая, образующая государство (civitas). – Первая основывается нз личностях и родовом начале, последняя – на территории и собственности. – Первая является формой управления древнего общества, вторая – современного или цивилизованного общества.– Единообразие человеческого опыта. – Намечаемые этнические периоды: 1. Низшая ступень дикости; II. Средняя ступень дикости; III. Высшая ступень дикости; IV. Низшая ступень варварства; V. Средняя ступень варварства; VI. Высшая ступень варварства; VII. Ступень цивилизации
Глава 2. Средства существования
 Господство человека над землей. – Власть над средствами существования как условие этого господства. – Только человек приобрел эту власть. – Последовательные виды средств существования: I. Природные средства существования; II. Рыбная пища; III. Мучная пища; IV.Мясная и молочная пища; V. Неограниченные средства существования, добываемые полевым земледелием. – Большие промежутки времени между ними
Глава 3. Пропорции человеческого прогресса
 Обзор линий человеческого прогресса. – Главнейшие достижения современной цивилизации. – Античной цивилизации. – Позднейшего периода варварства. – Среднего периода. – Древнейшего периода. – Периода дикости. – Низкое состояние первобытного человека. – Развитие человечества в геометрической прогрессии, – Относительная длина этнических периодов. – Появление семитических и арийских семей
Часть I I. Развитие идеи управления
Глава 1. Организация общества на основе различия полов
 Австралийские классы. – Они организованы на основе различия полов. – Архаический характер этой организации. – Австралийские роды. – Восемь классов. – Порядок заключения брака. – Происхождение по женской линии. – Изумительная брачная система. – Два мужских и два женских класса в каждом роде. – Нововведения, касающиеся классов. – Род остаеся в рудиментарном состоянии
Глава 2. Ирокезский род
 Родовая организация. – Ее широкое господство. – Определение рода. – Счет происхождения по женской линии составляет архаический порядок. – Права, привилегии и обязанности членов рода. – Право избрания и смещения сахема и вождей.–Обязанность не вступать в брак в пределах рода. – Взаимное право наследования в имуществе умерших членов. – Взаимнзя обязанность помощи, защиты и отмщения обид. – Право рола давать имена своим членам. – Право усыновления в род чужих.– Общие религиозные обряды (?). – Общее кладбище. – Совет рода. – Роды называются по именам животных. – Численность рода
Глава 3. Ирокезская фратрия
 Определение фратрии. – Соединение родственных родов в высшую организацию. – Фратрия ирокезских племен. – Ее состав. – Ее порядкн и функции.–Общественные и религиозные. – Примеры, – Аналогия с греческой фратрией, но в ее архаической форме. – Фратрия чоктз. – Чиказа. – Мохеганов. – Тлинкитов.–Вероятность всеобщего распространения у американских туземцев
Глава 4. Ирокезское племя
 Племя как организации. – Оно состоит из родов, говорящих на одном диалекте.–Территориальное разъединение вело к образованию различий в языке и сегментации. – Племя – естественное образование. – Иллюстрации. – Атрибуты племени.– Территория и название. – Особый диалект. – Право назначать и смещать сахемов и вождей. – Верования и культ. – Совет вождей. – В некоторых случаях – верховный вождь племени, – Три последовательные формы родового управления: первая–правление одной власти; вторая – двух властей; третья – трех властей
Глава 5. Ирокезская конфедерация
 Естественное образование конфедераций. – Они огновываются на общих родах и общности языка. – Ирокезские племена. – Их поселение в штате Нью-Иорк.–Образование конфедерации. – Ее структура и основания. – Учреждение пятидесяти сахемств. – Они сделаны наследственными в определенных родах. – Число сахемов, установленных для каждого племени, – Эти сахемы образуют совет конфедерации.– Гражданский совет. – Порядок вершения дел. – Единогласие как необходимое условие его деятельности. – Траурный совет. – Порядок поднятия сахемов. – Высшие военноначальники. – Эта должность является зародышем высшей исполнительной власти.– Умственные способности ирокезов
Глава 6. Род у других племен ганованской семьи
 Классификация американских туземцев. – Род у индейских племен; порядки счета происхождения и наследования: – I. Ходеносаунские племена. – II. Дакотские племена. – III. Племена Мексиканского залива. – IV, Пауни. – V. Алгонкины.–VI. Атапаско-апачи. – VII. Племена северо-западного побережья. – Эскимосы – особая семья. – VIII. Племена салиш, сахаптин и кутенай. – IX. Шошоны. – - Х. Оседлые индейцы Новой Мексики и Центральной Америки. – Южно-американские индейские племена. – Вероятность универсального распространения родовой организации во всей ганованской семье
Глава 7. Ацтекская конфедерация
 Ошибочное представление об ацтекском обществе. – Уровень его развития.–Племена нахуатль. – Заселение ими Мексики. – Основание пуэбло Мексико в 1325году. – Учреждение ацтекской конфедерации в1426 году. – Пределы территориального господства. – Вероятная численность населения. – Были ли ацтеки организованы в роды и фратрии? – Совет вождей. – Его вероятные функции. – Должность Монтецумы. – Выборное нача то. – Низложение Монтецумы. – Вероятные функции его должности. – Учреждения ацтеков были в основе демократическими.– Их строй был военной демократией
Глава 8. Греческий род
 Начальное состояние- греческих племен. – Их родовая организация. – Изменения в характере рода. – Необходимость возникновения политической системы.– Проблема, подлежавшая разрешению. – Образование государства. – Описание греческих родов, фратрий и племен, данное Гротом. – Атрибуты рода. – Сходство с ирокезским родом. –Должность вождя рода. – Была ли она выборной или наследственной. – Род – основание социальной системы. – Древность родовой родословной Наследование имущества. – Архаический и позднейший порядок. – Родство между членами рода. – Род – средоточие общественного и религиозного влияния
Глава 9. Фратрия, племя и нация греков
 Афинская фратрия. – Как она возникла. – Определение Дикеарха. – Ее преимущественно религиозные цели. – Фратриарх. – Племя. – Оно состояло из трех фратрий. – Филобасилевс. – Нация, – Она состояла из четырех племен. – Булс, или совет вождей. – Агора, или народное собрание. – Басилевс. – Положение этой должности. – Военные и жреческие функции. – Вопрос о гражданских функциях.– Правление героического периода было военной демократией. – Определение басилевса, данное Аристотелем. – Позднейшая афинская демократия. – Она унаследована or родов. – Ее могущественное влияние на развитие Афин
Глава 10. Учреждение греческого политического общества
 Роды перестают быть основой управления. – Законодательство Тезея. – Попытка заменить роды классами. – Ее неуспех. – Упразднение должности басилевса.– Архонты.–Навкрарии и триттии.-Законодательство Солона.– Имущественные классы.–Частичный переход гражданской власти от родов к классам. – Лица, не принадлежащие ни к какому роду, делаются гражданами. – Сенат. – Экклезия. – Политическое общество частью осуществлено. – Законодательство Клисфена. – Учреждение политического общества. – Аттический дем или городская община. – Его организация и права. – Его местное самоуправление. – Локальное племя или округ. – Aттическая республика. – Афинская демократия.
Глава 11. Римский род
 Родовая организация италийских племен. – Основание Рима. – Племена, организованные в военную демократню. – Римский род. – Определения родичей, данные Цицероном, Фестом и Варроном. – Счет происхождения по мужской линии. – Бpaк вне рода. – Права и обязанности членов рода. – Демократический строй древнего латинского общества. – Число лиц в роде
Глава 12. Курия, племя и народ римлян
 Римское родовое общество. – Четыре стадии организации. – 1. Род 2. Курия, состоящая из десяти родов. 3. Племя, образовавшееся из десяти курий. 4 Populus roma nus, образовавшийся из трех племен. – Числовое соотношение. – Как оно возникло Концентрация родов в Риме. – Рймский сенат. – Его функции. – Народное собра ние.– Его права.– Верховная власть народа. – должность военачальника (Rеx)– Ero власть и функции. – Демократический по существу характер римских родовых учреждений
Глава 13. Учреждение римского политического общества
 Populus.– Плебеи. – Клиенты. – Патриции. – Границы этого сословия Законодательство Сервия Туллия. – Учреждение имущественных классов. – Учреждение центурий. – Неравенство прав голосования. – Comitia centuriata вытесняют comitia curiata. – Классы сменяют роды. – Ценз. – Плебеи делаются гражданами.– Учреждение городских округов. – Учреждение сельских общин. – Число племен увеличивается до четырех. – Племена становятся локальными, а не родственными. – Характер новой политической системы.– упадок и исчезновение родовой организации– Дело, которое она выполнила.
Гяава 14. Переход счета происхождения из женской линии в мужскую
 Как этот переход мог произойти. – Мотивом его было наследование имущеcтвa.– Счет происхождения по женской линии у ликийцев. – Критян.– Этрусков– Вероятно, у афинян во гремена Кекропса. – Сто семейств локров. – Свидетельство брачных отношений. – Туранская систем, родства у греческих племен. – Предание о Данаидах
Глава 15. Род у других племен человеческой семьи
 Шотландский ьлан. – Ирландский септ. – Геомансние племена. – Cледы преж ней родовой системы.– Род у южно-азиатских племен. – У племен северной Азии.– У племен Урала. – Сто семейств китайцев. – Еврейские племена, повидимому, состоявшие из родов и фратрий. – Род у африканских племен. – Род у австралийских племен. – Подразделения фиджийцев и рева. – Широкое распространение родовой организацйи.
Часть I II. Развитие идеи семьи
Глава 1. Древняя семья
 Пять последовательных форм семьи. – Первая – кровнородственная семья. – Она создала малайскую систему родства и свояства. – Вторая – пуналуальная. – Она создала туранскую и ганованскую системы. – Третья – моногамная. – Она создала арийскую, семитическую и уральскую системы. – Синдиасмическая и патриархальная семьи составляют переходные формы. – Обе они не создали особой системы родства.– Эти системы являются результатом естественного развития.– Две основные формы Одна – классификационная, другая – описательная. – Общие припципы этих систем. – Их стойкость и постоянство.
Глава 2. Кровнородственная семья
 Существование в прежнее время этой формы семьи оказывается малайской системой родства. – Гавайская система, взятая как типическая. – Пять степеней родства. – Детали системы. – Она объясняется групповым браком между братьями и сестрами. – Первобытное состояние общества на Сандвичевых островах.– Девять степеней родства у китайцев. – Они совпадают в основе с гавайскими.– Пять степеней родства в идеальной республике Платона. – Таблица малзйской системы родства и свойства
[лава 3. Пуналуальная семья
 Пуналуальная семья сменила кровнородственную. – Как совершился этот переход. – Гавайский обычай йуналуа. – Он был, вероятно, широко распространеи в прошлом. – Роды возникли, вероятно, из пуналуальных групп.– Туранская система родства. – Она создана пуналуальной семьей. – Эта система служитдоказательством существования данной формы семьи в то время, когда она сложилась. – Дeтали этой системы. – Истолкование 'выражаемых ею видов родства и их возникновения. – Таблица туранской и ганованской систем родства и свойства
Глава 4. Синдиасмическая и патриархальная семьи
 Синдиасмическая семья. – Ее состав. – Ее характерные черты. – Влияние на нее родовой организации. – Склонность к сожительству парами – продукт позднего развития. – Изучать древнее общество следует там, где мы находим его наиболее типические образцы. – Патриархальная семья. – Отцовская власть – ее основная черта. – Второстепенное значение полигамии. – Римская семья, ее сходство с патриархальной. – Отцовская власть не была известна прежним формам семьи
Глава 5. Моногамная семья
 Эта семья – сраввнительно недавнего происхожденкя. – Термины familia. – Семья древних германцев. Гомеровских греков. – Греков еиохи цивилщдции. – Затворничество женщин. – Обязанность моногамии не соблюдается мужчинами. – Римская семья. Подчиненное положение женщин.– Арийская система родства.– Она возникла при моногамии. – Ей предшествовала, вероятно, туранская система. – Переход от туранской к арийской. – Римская и арабская системы родства. – Детали первой.– Современная моногамная семья. – Таблица
Глава 6. Последовательность связанных с семьей учреждений
 Намечаемая последовательность имеет отчасти гипотетический характер. – Связь этих учреждейий в порядке их возникновения. – Доказатедьства их возкикновения в указанном порядке. – Разбор гипотезы вырождения. – Древность человечества.
 Примечание: "Первобытиый брак" Дж. Ф. Мак Леннана
Часть I V. Развитие идеи собственности
Глава 1. Три порядка наследования
 Собственнасть в периоде дикости. – Медленный ход прогресса. – Первый порядок наследования. – Имущество распределяется между родичами. – Собственность иа низшей ступени варварства. – Зачаток второго порядка наследоваимя. – Распределение среди агнатических родственников. – Улучшение характера человека. – Собственность на средней ступени варварства. – Порядок насладозанкн в этом периоде недостаточно выяснен. – Вероятно, наследовали агнаты
Глава 2. Три порядка наследования (окончание)
 Собственность на высшей ступени варварства. – Рабство. – Землевладение у греческих племен. – Культура этоге периода. – Ее блеск. – Третий порядок наследования. – Исключительное право детей. – Еврейские племена. – Порядок наследо- вания. – Дочери Салпаада.– Имущество оставалось во фратрии и, вероятно, в роде.– Очередность наследования. – Наследование у афинян. – Исключнтельное право детей. – Очередность наследования. – Наследство оставалось в роде. – Наследницы.– Завещания. – Наследование у римлян. – Очередность наследоваиия. – Наследство оставалось в роде. – Появление арнстократии. – Погоня человечества за собственностью. – Единство происхождения человечества.
 Приложение
 Предисловие Л. Г. Моргана к кииге Л. Файсона и А. В. Хауитта: "Камиларои и курнаи". Мельбурн,1880
Оглавление

Об авторе
top
photoМорган Льюис Генри
Выдающийся американский этнограф, социолог, историк. Родился близ Ороры (штат Нью-Йорк). Учился в Юнион-колледже в городе Скенектади; получил юридическое образование. В 1840 г. основал общество для изучения индейцев и оказания им помощи. В 1844 г. переехал в Рочестер. Читал лекции по юриспруденции, занимался адвокатской практикой, а также коммерцией; впоследствии стал одним из директоров железнодорожной компании. В 1859–1862 гг. с целью сбора материала изучал индейские племена запада и северо-запада США. В 1861 г. был избран от республиканской партии в палату представителей штата Нью-Йорк, а в 1868 г. — в сенат штата Нью-Йорк, где активно выступал против расовой дискриминации в отношении коренного населения Северной Америки. В 1875 г. был избран членом Национальной академии наук, а в 1879 г. — президентом Американской ассоциации содействия развитию науки.

Льюис Генри Морган — создатель научной теории первобытного общества, один из основоположников эволюционизма в социальных науках. Его теории эволюции человеческой культуры принадлежат к числу наиболее влиятельных антропологических концепций XIX в. По его мнению, культура человечества развивалась стадиально — от дикости через варварство к цивилизации, и каждой стадии соответствовали определенные технологические и социологические черты. В фундаментальном труде «Древнее общество» (1877) им были заложены основы изучения истории первобытного общества, представлена эволюция семейно-брачных отношений, дана периодизация развития человечества. Эта работа легла в основу одного из базовых марксистских трудов — книги Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Взгляды Моргана стали основой первой научной школы в этнологии — эволюционизма, сторонники которого искали общие закономерности развития культуры и общества, отстаивали идеи прогресса в истории.