Оглавление
СО ДЕРЖАНІЕ.
Домонгольскій періодъ.
Стр.
Опредѣленіе времени домонгольскаго періода; принятіе религіи, пер-
выя постройки и мастера................... 1— 6
Соборъ Спаса въ г. Черниговѣ................. 6-14
Елецкій монастырь; Десягинная церковь: ц с. Берестова..... 14— 16
Св. Софія въ Кіевѣ, башни—лѣстницы и реставрація....... 16— 23
Св. Софія въ Новгородѣ.................... 23—26
Храмъ въ мояастырѣ Антонія Римлянина, въ Новгороді; храмъ Юрьевскаго монастыря и ц. Спаса въ Нередицахъ, въ Новгородѣ;
Кіево-Кириловская и Михайловскій соборъ въ Кіевѣ...... 26— ЗО
Храмъ Спасо-Мврожскаго монастыря въ Псковѣ......... 30—38
Храмъ Благовѣщенія въ г. Витебскѣ.............. 38— 46
Храмъ въ Ефросиніевскомъ монастырѣ, въ г. Полоцкѣ...... 46—50
Св. Софія въ г. Полоцкѣ и разв. Борнсоглѣбской церкви..... 50— 55
Владимірско-Суздальскія церкви: Дмитріевскій соборъ...... 55— 60
Успенскій соборъ во Владимірѣ; ц. Покрова на Нерли...... 60—69
Мнѣніе разныхъ ученыхъ о Владиміро-Суздальской архитектурѣ. . 69— 78
Миніатюры рукописей .................... 78— 81
Объ алтарныхъ преградахъ................... 84—88
О првзывѣ къ богослуженію................... 88— 92
Сводъ сказанному....................... 92— 5*6
Монгольскій періодъ.
Новхородско-Псковское братство. Ивановскій монастырь.....
Снѣтогорскій храмъ......................
О церквахъ XIV—XV вѣковъ: ихъ виды и особенности.....
Церкви ХѴІ-ХѴІІ в......................
О звоницахъ и колокольняхъ........• .........
Ііаденіе Владиміра и образование Москвы. Первыя московскія
церкви: Даджіовъ монастырь, Спасъ на Бору и др.......
Пѳрвыя церковныя постройки XIV в..............
Храмъ въ Саввинскомъ монастырѣ, въ Звенигородѣ, и друг. . . . Прівывъ псковски хъ мастеровъ; Благовѣщенскій соборъ......
97-101 101—103 103—107
107- 108
108- 110
110—113
113- 114
114- 117 117-129
— 266 —
Періодъ процвѣтанія.
Стр.
Успенскій соборъ........................130—134
Архангельскій соборъ......................134—137
Храмъ въ Чудовомъ монастырѣ................137—138
Ц. Возвесенія въ с. Коломенскомъ...............139-140
Ц. въ с. Дьякові.......................141-144
Покровскій соборъ.......................144—147
Древн. д. въ Донскомъ монастырѣ и въ Рязанск. губерній. . . . 148—149
Колокольня Ивана Великаго.................149-151
Шатровыя церкви XVII в. въ с. Медвѣдковѣ, с. Спасскомъ, въ с.
Бесѣдахъ; Архангельскій соборъ въ Нижнемъ-Новгороді; Никитская
въ с. Елизарсві и друг.....................151 — 155
Ц. На Бутыркахъ.......................155—15G
Ц.Козьмы и Даміана, Грузинской Троицы, Николы Хамовники, Никола
въ Пыжахъ, Никола въ Столпахъ и др.............157—159
Ц. с. Останкина, с. Маркова, с. Тайнинскаго..........159—161
О звоннцахъ..........................161—162
Ярославскія церкви: Іоанна Предтечи въ Толчковѣ и соборъ въ Ро-
мановѣ-Борисоглѣбскѣ....................162—172
Ц. Іоанна Златоуста въ Коровникахъ въ Ярославлі.......172—177
Ц. Николы Мокраго, Ильи Пророка и проч............177—182
Ростовскія церкви: Іоанна Богослова, Воскресенія........182—192
Ц. Борисоглѣбскаго монастыря, Спасъна Сѣняхъ, Соборъ и пр. 192-200
Обзоръ церковныхъ построекъ въ другихъ городахъ........20)—20)
Періодъ упадка. Ц. Владпмірск. Богоматери на Никольской улпці,
въ Могквѣ; на Филяхъ; въ Разумовскомъ и пр......... 207—208-
Деревянное зодчество.
О Оеревяиншъ церквахъ. Раздѣленіе на типы и виды, ц. св. Варвары въ г. Псковѣ; Рождество Богоматери; ц. св. Николая въ деревя-нпцкомъ погостѣ; ц. Св. Николая въ Голубиеской станицѣ: ц. въ Якобштадѣ; въ с. Подпоражьи; Новомосковск и др....... 209- 218
ООъ иконостасахь. Царскія двери и царскія врата, ихъ изображе-ніе на миніатюрахъ. Дарскія врата въ ц. на рѣкѣ Ишмѣ, близь Ростова; въ Звенигороде; Пскові; Новгороді и пр.......218—225
Царскія врата въ Москві, Ярославлі, Владимірі, Костромі, Суз-дали, Переяславлі и пр.................... 225—228
Рѣзние шатры. Царское місто въ Московскомъ Успенскомъ соборі;—въ Новгор. Софіи ипр................. 228—230
— 267 —
Стр.
Сѣни въ г. Ярославлі: въ д. Ильи Пророка, въ Борссоглібсі.омъ со-
борі. СвдѢпья у Николы Мокрого въ Ярославлі, Сінь въ ц. Николая Нодѣявскаго и пр....... ...........230-288
О гражданскихъ сооруженіхъ.
Общія понятія. Изба, кліть, гридня, повалуша, нарядить нутро и пр. 239—247 Постройки при Царѣ Иван б III и Царѣ Нванѣ IV. Прозванные мастера. Дворецъ въ Угличі................. 247—251
Постройки при Борисі Годунові, Самозванці и Шуйскомъ . . . . 251-256 Постройки при Царі Мнханлі Ѳеодоровичі и Алексіѣ Мпхайловпчѣ. 256- 257
Частвыя постройки и ковецъ Русскаго искусства......... 256-257
О дрсвнихь укріплені я хъ. Первоначальныя укріпленій. Каменныя укріпленія, монастыри, Московская кріпость, ея стѣны и ворота,
Сухарева башня и переходь къ западной архитектурі...... 257 -264
Поправки.....................:.....265
![]() Выдающийся российский архитектор, археолог, реставратор, историк архитектуры, академик Императорской Академии художеств. Родился в г. Иркутске, в семье чиновника. Окончил Императорское Московское техническое училище, затем Императорскую Академию художеств, со званием классного художника архитектуры 2-й степени. С 1878 г. состоял городским архитектором г. Уфы. Руководил реставрацией в Коломенском Кремле. Действительный член Московского археологического общества (1885). С 1888 г. — хранитель, затем заведующий отделом Оружейной палаты. Автор проектов реставрации соборов, — Спасо-Преображенского в г. Чернигове, Софийского в г. Полоцке, Успенского в г. Владимире, — Мирожского монанстыря в г. Пскове, церквей и соборов Московского Кремля, храма Василия Блаженного, Коломенского кремля, а также храмов Абхазии.
А. М. Павлинов изучал кремли, храмы, древние монастыри и особенности различных школ древнерусского зодчества во многих старинных городах Российской империи. Он совершал экспедиции во многие регионы Кавказа. При изучении архитектурных памятников делал фотофиксацию, обмеры, контурные рисунки деталей. На основе своих исследований он осуществил ряд научных публикаций. Его «История русской архитектуры» (1894) — один из первых профессиональных курсов по истории древнерусского зодчества, в котором кроме конструктивных особенностей учитывались элементы внутреннего убранства, изображения храмов в средневековых рукописях, роль церковного пения. |