Обложка Фигуровский Н.А. История химии
Id: 270092
549 руб.

История химии. Изд. 2

URSS. 2021. 312 с. ISBN 978-5-9710-8749-6.
Типографская бумага

Аннотация

В настоящей книге раскрыт процесс становления химии от ее зарождения в Античности до конца 70-х годов XX столетия. В ней рассматривается как теоретическая сторона истории химии в ее связи с развитием других естественных наук, так и важнейшие химические эксперименты, а отдельные ее главы посвящены описанию научных дискуссий и борьбы различных идей в процессе развития химической науки. В книгу включен материал о виднейших... (Подробнее)


Предисловие к первому изданию

Предлагаемый краткий курс истории химии представляет собой попытку изложить комплекс основных сведений, необходимых для понимания путей и закономерностей развития химии. Создание курса истории химии, предназначенного для педагогических институтов, связано с тщательным отбором материала, относящегося как к фактическому содержанию курса, так и к историческому анализу и оценке важнейших явлений и событий в истории химии.

В книге описан весь исторический путь развития химии, от ее зарождения в глубокой древности и до нашего времени. Каждому периоду отведено место, соответствующее исторической значимости этих периодов и этапов. Естественно, что для понимания в историческом аспекте современного состояния химии и перспектив ее дальнейшего развития наиболее важными разделами курса должны служить периоды и этапы, непосредственно примыкающие к современности.

Эти соображения и легли в основу плана предлагаемого курса и распределения фактического материала по главным хронологическим периодам. В первой части книги, где описано развитие химии в древности, средние века и в начале нового времени, материал изложен наиболее сжато, без особой детализации соответствующих событий и явлений. Большая часть курса посвящена историческому обзору становления «классической химии» в XIX в. и важнейших направлений исследований в текущем столетии. Последние главы курса, освещающие развитие отдельных химических наук в текущем столетии, представляют собой лишь краткие обзоры важнейших открытий и явлений, ролее подробное описание и исторический анализ огромного фактического материала, относящегося к развитию химии в текущем столетии, в особенности за последние 30 лет, — самостоятельная задача, которую еще предстоит решить историкам химии.

Отметим две особенности предлагаемого учебного пособия, отличающие его от обычных историко-научных монографий. Во-первых, изложение истории крупнейших открытий и исследований всюду сопровождается краткими биографическими справками, посвященными авторам этих открытий и исследований, или же просто указаниями о времени, их жизни. Во-вторых, в курсе выделены особые главы о развитии химии в России и в СССР. Едва ли есть необходимость аргументировать важность включения этих сведений в учебное пособие.

Данное пособие рассчитано и на чтение избранных глав по истории химии в тех высших учебных заведениях, где по каким-либо причинам чтение полного курса невозможно. В дополнение к лекционному курсу целесообразно организовать семинарские занятия для обсуждения и более подробной разработки важнейших вопросов исторического развития химии, особенно методологических проблем истории науки. Краткие доклады на таких семинарах поручаются студентам вместе с рекомендацией соответствующей литературы.

Значение преподавания истории науки, и истории химии в частности, в системе подготовки учителей химии в средней школе многократно подчеркивалось многими видными деятелями науки и культуры. Неоспоримо и большое идейно-воспитательное значение этого курса. Классики марксизма-ленинизма многократно указывали на важность разработки и изучения истории науки и техники для дальнейшего развития диалектического материализма и теории познания.

Остается высказать надежду, что предлагаемое учебное пособие будет содействовать улучшению преподавания истории химии, повышению научного и идейного уровня подготовки специалистов и прежде всего учителей химии средних школ.

1979 г.


Введение

Прежде чем достигнуть современного состояния, химия прошла сложный, многовековый путь развития. С течением времени круг известных химикам веществ, методов их получения и исследования постепенно расширялся. Одновременно расширялись и совершенствовались теоретические представления о составе и строении веществ, о химических явлениях и процессах.

Уже при самом общем знакомстве с этим процессом накопления химических знаний выявляются некоторые его характерные особенности. Прежде всего следует отметить, что основные направления развития химии заметно изменялись от эпохи к эпохе; так, каждой из них были свойственны свои проблемы, выдвигавшиеся для разработки и решения. В истории химии известны периоды практической и ремесленной химии, алхимии, иатрохимии, теории флогистона, аналитической и пневматической химии, химической революции, формирования атомно-молекулярного учения, зарождения и развития органической химии, физической химии и т. д.

Это объясняется тем, что развитие химии (как и других наук) происходило в определенных социально-экономических условиях, во взаимодействии с различными общественными явлениями и процессами. Огромное и разностороннее влияние на прогресс в области химии оказывали крупнейшие социально-экономические события: социальные революции, войны, научные и промышленные революции и другие явления.

Вторая особенность исторического процесса развития химии состоит в неравномерности протекания этого процесса. В истории химии известны периоды почти полного застоя и, наоборот, бурного, скачкообразного развития химических знаний. Это обусловлено социально-экономическими факторами. Так, в конце XVIII в. во Франции произошла буржуазная революция и почти одновременно с ней химическая революция как результат крушения теории флогистона и возникновения кислородной теории горения. В начале XIX в. центр развития химии переместился в Англию, где возникла химическая атомистика и сделаны крупные открытия, что было связано с промышленной революцией, начавшейся в Англии в конце XVIII в. В результате Великой Октябрьской социалистической революции Советский Союз в короткий срок стал одной из ведущих стран в области развития науки. Из этого следует, что истинные причины и предпосылки развития химических знаний нельзя понять, если рассматривать их в отрыве от социально-экономической обстановки.

Основоположники марксизма-ленинизма многократно указы-вали на существование взаимосвязи и взаимообусловленности науки и производства. Ф. Энгельс подчеркивал, что «с самого начала возникновение и развитие наук обусловлено производством» .

Помимо этого, проявляются тенденции, обусловленные внут-ренними потребностями самой развивающейся науки, в частности, необходимостью теоретических обобщений добытого экспе-риментального материала или, наоборот, экспериментальной проверки вновь выдвигаемых гипотез и теорий. Наконец, существует еще один фактор развития науки. Это ученые, ее творцы. Несомненно, что от наличия хорошо подготовленных ученых, их организационных способностей в руководстве научными коллективами и других личных качеств в большой степени зависит не только успех отдельных научных исследований, но и рациональная направленность и интенсивность развития соответствующих областей науки.

Надо иметь в виду, что ученые представляют в определенной степени «продукт» своей эпохи как по своему общему мировоззрению, так и по направлению и характеру исследовательских задач, которые они ставят и решают. При всем этом нельзя, однако, отрицать большого значения индивидуальных качеств и интеллекта ученых, сказывающихся в постановке и решении научных задач. История отдельных открытий и развития науки вообще неразрывно связана с именами крупных ученых, с особенностями их творчества и условий их научной деятельности. Вот почему научно-биографический материал должен составлять неотъемлемую часть истории науки.

История химии отчетливо показывает, что социальные рево-люции и связанная с ними перестройка социально-экономического базиса и его надстроек, как правило, ведут к резкому подъему научной активности ученых, к повышению интенсивности процесса развития науки, к научно-техническим революциям.

Ярким примером в этом отношении служит Октябрьская революция в России, давшая мощный импульс развитию науки и выдвинувшая в короткий срок нашу страну на одно из первых мест в мире в области науки, промышленности и образования.

Быстрый научно-технический прогресс в отдельных странах, как свидетельствует история, начинается обычно в результате резкого обострения потребностей в развитии производства, в решений важнейших научно-технических задач государственного значения, в связи с жизненной необходимостью быстрого подъема экономического потенциала страны.

Однако наличие потребностей производства и общества в широком смысле хотя и необходимо, но еще недостаточно для решения любых научно-технических задач, выдвигаемых жизнью. Одновременно необходимы и соответствующие материальные условия и технические возможности для практической реализации поставленных задач. Характер и содержание научных проблем, решавшихся в различные исторические эпохи, были всегда связаны с уровнем производительных сил общества. Определенному уровню производительных сил всегда соответствовала и определенная ступень развития науки и техники. К. Маркс писал в связи с этим: «Человечество ставит себе всегда такие задачи, которые оно может решить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача только тогда выдвигается, когда уже существуют или, по крайней мере, находятся в процессе возникновения материальные условия, не-обходимые для ее разрешения».

Процесс исторического развития химии (и науки вообще) следует рассматривать в тесной связи и обусловленности с со-циально-экономическими явлениями, т. е. как процесс диалектического развития. Как известно, Ф. Энгельс указывал, что диалектическое развитие — это «причинная связь того поступательного движения, которое сквозь все отклонения в сторону и сквозь все попятные шаги пробивается от низшего к высшему» . В настоящее время история химии в основном уже прошла собирательный период своего развития. На очереди стоит задача диалектической обработки накопленного (и описанного) фактического материала, выяснения причинных связей и взаимообусловленности исторических явлений. Конечная цель разра-ботки истории химии состоит в открытии общих законов научного прогресса, в создании научных основ предвидения дальнейших путей развития химических наук.

Важнейшей задачей истории химии является исторический анализ состояния химических знаний в различные эпохи, установление причин и предпосылок крупнейших открытий и направлений исследований. При этом особое значение приобретает объективная оценка и критика теорий и экспериментальных исследований ученых прошлого, естественно, на фоне социально-экономической обстановки. Решая эту задачу, история химии воспитывает критический подход к идеям, теориям и методам исследований современных ученых, помогая тем самым правильно оценивать действительные достижения науки в наши дни. Ф. Энгельс указывал, что «знакомство с историческим развитием человеческого мышления... необходимо для теоретического естествознания и потому, что оно дает масштаб для выдвигаемых этим естествознанием теорий».

Знакомясь с историей научных открытий, современные иссле-дователи нередко убеждаются в том, что корни многих открытий так или иначе лежат в прошлом науки. Одни открытия представляют собой следствие или развитие ранее высказанных идей и гипотез, другие — обобщают уже известные, но не связанные друг с другом экспериментальные данные, гипотезы и теории.

Вместе с тем изучение истории химии приводит к выводу, что крупнейшие открытия были всегда связаны с новаторской деятельностью ученых, своевременно выдвигавших и разрабатывавших наиболее актуальные и злободневные проблемы.

Знакомство с ходом исторического развития химии раскрывает различные стороны процесса накопления химических знаний. История крупных открытий и исследований ученых, их достижений и неудач, борьбы мнений, влияния традиций и т. д. дает возможность современному специалисту использовать в своей практической работе огромный опыт научной, производственной и общественной деятельности многих поколений выдающихся ученых.

История химии свидетельствует, что наука развивается сов-местными усилиями ученых всех народов мира, а не только представителей лишь нескольких наций Европы, как утверждают некоторые историки науки — буржуазные националисты. Поэтому очевидно значение истории науки для установления дружбы и взаимопонимания между учеными разных стран, их объединения в борьбе за научный прогресс, за использование достижений науки в мирных целях, для подъема благосостояния человечества.

Естественно, история химии изучает процесс развития хими-ческих знаний с учетом национальных и государственных особенностей, условий исследовательской деятельности и традиций, сложившихся в отдельных странах. В частности, в России научные традиции, основанные М. В. Ломоносовым, Д. И. Менделеевым и другими виднейшими учеными-патриотами, играют большую положительную роль в развитии науки.

Среди различных методов преподавания химии исторический метод, несомненно, имеет серьезные преимущества. Пользуясь историческим материалом, преподаватель как бы вводит учащихся в самую лабораторию научного творчества ученых, показывая, как возникали и развивались новые идеи и производились научные открытия.

Особо следует подчеркнуть идейно-воспитательное значение истории химии. Рассматривая явления и события прошлого науки в их последовательности и взаимосвязи, история химии с большой наглядностью демонстрирует, что наука в своем развитии подчинена всеобщим законам диалектического и исторического материализма.

В современную эпоху быстрого научно-технического прогресса знание истории химии помогает исследователям, преподавателям и производственным работникам более отчетливо сознавать свою роль специалиста, правильно понимать и выполнять задачи дальнейшего развития науки и техники. История химии изучает и описывает процесс развития химии на протяжении огромного периода времени — от глубокой древности и до наших дней. Естественно, что в кратком курсе речь может идти лишь о наиболее важных исторических событиях, явлениях и процессах, характеризующих важнейшие стороны накопления и развития химических знаний.

В эпоху научно-технической революции развитие химии идет исключительно быстрыми темпами. То, что еще вчера считалось новейшими достижениями науки, сегодня может стать достоянием истории, однако не все события недавнего прошлого относятся к истории. Объектами исторического изучения следует считать лишь те события, которые могут быть объективно оценены не только в сравнении с прошлым, но и с точки зрения последующего развития науки после того, как становится очевидным их научное и практическое значение.

Для понимания процесса развития химии в*нашу эпоху наи-большее значение имеет изучение истории новейших открытий и исследований. Поэтому знакомство с историей химии последнего столетия приобретает особо важное значение для будущих спе-циалистов-химиков.


Об авторе
Фигуровский Николай Александрович
Советский химик и историк науки. Заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Доктор химических наук, профессор химического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, заведующий кафедрой истории химии. В 1956–1962 гг. — директор Института истории естествознания и техники АН СССР. Председатель Национального объединения советских историков науки и техники.

Имя Н. А. Фигуровского известно как в нашей стране, так и за рубежом. В первые послевоенные годы он активно занимался изучением развития химии в Древней Руси, исследовал летописи, сборники рецептов, травники. Автор трудов по седиментометрическому анализу, истории химии. Совместно с Ю. И. Соловьевым им написаны биографии знаменитых химиков: А. П. Бородина, Н. Н. Зинина, С. Аррениуса. Был участником крупнейших международных конференций по истории науки, проводившихся в разных странах. С 1960 г. являлся членом Международной академии по истории науки в Париже, Германской академии естествоиспытателей «Леопольдина».


Страницы (пролистать)