| Предисловие. Петр Кропоткин и идеи взаимопомощи в двадцатом веке (А.Ю.Федоров) |
| Вступительная статья. Из области научно-философских взглядов П.А.Кропоткина (М.И.Гольдсмит) |
| Предисловие (к изданию 1922 г.) |
| Предисловие к первому русскому изданию |
| Введение |
| Глава I. Взаимная помощь у животных |
| Глава II. Взаимная помощь у животных (Продолжение) |
| Глава III. Взаимная помощь среди дикарей |
| Глава IV. Взаимная помощь среди варваров |
| Глава V. Взаимная помощь в средневековом городе |
| Глава VI. Взаимная помощь в средневековом городе (Продолжение) |
| Глава VII. Взаимная помощь в современном обществе |
| Глава VIII. Взаимная помощь в современном обществе (Продолжение) |
| Заключение |
| Приложение 1 |
| | 1. | Рои бабочек, стрекоз и т.д |
| | 2. | Муравьи |
| | 3. | Взаимная помощь у воробьев |
| | 4. | Сообщества для гнездования |
| | 5. | Помогают ли большие птицы маленьким при перелете? |
| | 6. | Количество общительных животных в Экваториальной Африке |
| | 7. | Общительность животных |
| | 8. | Оранг-утаны были некогда более общительны |
| | 9. | Препятствия избыточному размножению |
| | 10. | Приспособления во избежание борьбы за существование |
| | 11. | Происхождение семьи |
| | 12. | Уничтожение частной собственности на могиле |
| | 13. | "Неделеная семья" |
| | 14. | Происхождение гильдий |
| | 15. | Рынок и средневековой город |
| | 16. | Сельская община в Англии. Современные ее следы |
| | 17. | О сельской общине в Швейцарии |
| | 18. | Еще примеры взаимной помощи, существующей теперь в деревнях Голландии |
| | 19. | Кооперация в России |
| Приложение 2 |
| | Неизвестная рукопись П.А.Кропоткина (Д.И.Рублев) |
| | Рабочие и интеллигенты |
Петр Кропоткин и идеи взаимопомощи в двадцатом веке
Книга, которую Вы держите в руках -- наиболее полный вариант
работы П.А.Кропоткина, последнее издание, которое автор успел
подготовить к публикации со всеми необходимыми правками. Перевод
с английского был сделан В.П.Батуринским под редакцией автора.
Впервые книга Петра Кропоткина вышла в свет в далеком уже 1902 году. Это одно из наиболее известных и важных его произведений,
наряду с такими книгами, как "Речи бунтовщика" и "Хлеб
и воля", составляющих основу анархо-коммунистической теории -- наиболее распространенного течения анархистской мысли.
Стоит сделать важное замечание, касающееся цельности теории
анархистского коммунизма. Дело в том, что в работах Кропоткина
некоторые проблемы, важные для повседневной жизни человека,
оказались либо обойдены вниманием, либо затронуты лишь в слабой
степени (в частности -- проблема семьи и брака). По этой
причине труды Петра Алексеевича лучше всего рассматривать
не изолированно, но в совокупности с работами других теоретиков
данного направления общественно-политической мысли, затронувших
нереш╕нные им вопросы. Речь идет, в первую очередь, о книгах
Жана Грава (1854--1939), Элизе Реклю (1830--1905), Александра
Беркмана (1870--1936), Эррико Малатесты (1853--1932), Эммы
Гольдман (1869--1940). Даже при всей энциклопедичности познаний
Петра Кропоткина, он был не в состоянии объять необъятное
и рассмотреть все проблемные вопросы, связанные с теоретическими
построениями безгосударственной общественной модели. Что же
касается книги "Взаимопомощь", она была (и до сих пор
является) одним из важнейших произведений, с научных позиций
доказывающих состоятельность предлагаемой анархо-коммунистами
программы социально-экономических преобразований.
Свои идеи Кропоткин черпал из животного мира и каждодневной
общественной практики окружающих, а также из своих исторических
исследований (в частности -- изучения средневековых городских
коммун в Западной Европе). Изучение практики взаимопомощи
в животном мире он начал еще в 1860-е годы, находясь на службе
в Сибири, в Амурском казачьем войске. Тогда же Кропоткин проводил
геологические исследования, имевшие большое значение для
развития теории о ледниковых периодах, на что особо обращает
внимание один из его биографов Вячеслав Маркин, отмечающий также
фундаментальность его исследований идей взаимопомощи, находящих
подтверждение в работах современных биологов. В 1868 году его
избирают членом Русского географического общества. Уже после
своего ареста (22 марта 1874 года) он заканчивает свой труд
"Исследования о ледниковом периоде" в Петропавловской
крепости. Все необходимое для работы было предоставлено ему
по личному распоряжению императора Александра II.
На рубеже XIX--XX веков, когда Петр Кропоткин писал "Взаимную
помощь", еще сильны были в ряде стран Европы, Азии и Латинской
Америки общинные крестьянские традиции. Их влияние достаточно
ярко проявилось в революциях 1900--1930-х годов. Вопреки
ожиданиям традиционного марксизма революции в этот период
начались не в странах с наиболее развитой промышленностью, а,
напротив, в отсталых странах, таких как Мексика, Россия
и Испания. Ленин в этом смысле не сильно отошел от прогнозов
развития революционных процессов, данных в трудах К.Маркса.
Ведь он предполагал, что революция начнется в России лишь
в связи с тем, что данная страна является слабым звеном цепи
в международной капиталистической системе. При этом единственным
шансом для победы социализма в нашей стране он предполагал
развитие революции в международном масштабе. До тех пор пока
этого не произошло, задача российских социал-демократов
заключалась в том, чтобы способствовать развитию
буржуазно-демократических революционных тенденций в России.
В 1917 -- начале 1920-х годов он в╕л речь уже о развитии здесь
отношений государственного капитализма по образцу тех
экономических порядков, которые были установлены в Германии
в период Первой мировой войны. В России эти порядки стали известны
под названием "военного коммунизма". Позже эта же тенденция
проявилась в Испании 1930-х годов, когда ИККИ Коминтерна
выдвинул тезис о неуместности и несвоевременности проведения
в Испании социалистических преобразований. "Своевременной" же
была признана задача развития здесь буржуазно-демократической
и антифашистской революции.
В свою очередь анархо-коммунисты исходили из того, что
коммунистическая революция возможна в любой стране, где получили
развитие идеи и практика взаимопомощи и солидарности в обществе.
Мюррей Букчин (1921--2006), американский экоанархист,
последователь П.А.Кропоткина, показал в ряде своих работ, что
как российская (1917--1921), так и испанская (1936--1939)
революции имели в своей основе противоречие между сохранявшимися
общинными традициями и проводимой индустриализацией,
выталкивавшей массы сельского населения на работу на городских
заводах и фабриках. Традиции общинной сельской жизни и труда
противостояли развитию фабричной дисциплины. Нагляднее всего это
проявилось в махновском движении на Украине и в испанских
либертарных коммунах в Арагоне, Леванте, Каталонии, Андалусии,
Кастилии, Новой Кастилии, Эстремадуре и др. Особенно характерно,
что в Испании анархо-синдикалистские преобразования были
наиболее радикальны в регионах, связанных с сельскохозяйственным
производством (в первую очередь -- в Арагоне). В промышленности же, по словам испанского анархо-синдикалиста и участника
гражданской войны в Испании Гастона Леваля (1895--1978), был
создан своеобразный "рабочий неокапитализм". Да и сама
практика радикального, революционного рабочего профсоюзного
движения, частью которого был и является анархо-синдикализм,
демонстрирует собой один из примеров общественной солидарности
и взаимопомощи.
Во второй половине XX века под воздействием реалий экономических
систем кейнсианского (в странах Запада) или государственного (в СССР и странах так называемого "социалистического лагеря")
капитализма, общества потребления, распространения массовой
культуры в наиболее экономически развитых капиталистических
странах человек оказался в значительной мере атомизирован.
Последние остатки коллективистского сознания все активнее
вытесняться крайним эгоизмом. На этом фоне идеи Петра Кропоткина
о взаимопомощи как ведущем факторе эволюции могли бы показаться
устаревшими и потерявшими какую бы то ни было актуальность, если бы не тот факт, что очаги "коллективности" продолжают
существовать и в наше время. Наиболее характерным примером
в этом смысле может быть феномен городских сообществ в Соединенных
Штатах. Кроме того, в пользу теории Кропоткина говорит
и развитие во второй половине двадцатого столетия (прежде всего
в Западной Европе и Северной Америке) зеленого
и альтерглобалистского движений. Интересный материал,
подтверждающий состоятельность идей Петра Алексеевича
Кропоткина, дают такие явления, как движение безземельных
крестьян в Бразилии, сопротивление неолиберализму в Аргентине
в начале 2000-х годов, сапатистское движение в Мексике. Все это
наглядно показывает, что взаимопомощь и в наше время не миф,
а вполне реальная повседневная общественная практика.
Стоит отметить и еще один немаловажный момент, а именно -- феномен тоталитарных движений на примере сталинского СССР,
фашистской Италии Муссолини и гитлеровской Германии. В этих
странах в означенные периоды диктаторские режимы держались
во многом за счет развития корпоративизма, своеобразной замены
коллективистских отношений (своего рода -- "негативного
коллективизма"). Такая же ситуация характерна и для современных
капиталистических государств, проявляясь в рамках институтов
"социального партнерства". Конечно, это далеко не те идеалы,
которые призывал воплощать в жизни Кропоткин. Однако и эти факты
демонстрируют, насколько важными факторами общественной жизни
даже в эпоху массовой атомизации являются взаимопомощь,
коллективизм, общинность и солидарность; даже в условиях, когда
государство и капитал стараются всеми силами их использовать
в собственных интересах, стремясь нивелировать, нейтрализовать
потенциальное общественное недовольство.
Кроме того, стоит отметить еще один примечательный момент,
наглядно демонстрирующий влияние взаимопомощи в нашей
повседневной жизни. Так, при тушении пожаров, охвативших
территорию Российской Федерации летом 2010 года, активную роль
в борьбе с огн╕м играли отряды добровольцев, создававшиеся
по сетевому принципу через Интернет. Это была низовая инициатива,
пусть и не имевшая массового характера. Как отмечает Александр
Бабаев, координатор одного из боровшихся с пожарами
добровольческих отрядов, в интервью для сайта rabkor.ru,
"у нашего общества есть будущее, пока существуют искренние люди,
готовые жертвовать своим временем, комфортом, спокойствием для
того, чтобы помочь решить общую проблему. Я надеюсь, что именно
эти люди не позволят нашему обществу окончательно деградировать
и развалиться. Пока есть люди, готовые пусть даже голыми руками
бороться с общей бедой, общество живо".
Стоит помнить, что П.А.Кропоткин писал о взаимопомощи как
о явлении, отнюдь не отрицающим конкурентные отношения.
Показательно, что и здесь он противопоставлял "взаимопомощь
внутривидовую" конкуренции, имеющей место исключительно между
различными видами животных, но не в рамках одного из них.
И в наше время можно услышать выводы уч╕ных, близкие теории
Кропоткина. Весьма интересным с этой точки зрения представляется
заявление группы ученых под руководством Сэма Брауна
из Оксфордского университета о том, что "конкуренция между
бактериями приводит к развитию болезней". Мы полагаем, что
точно так же и общество, в котором прогрессирует развитие
конкуренции под воздействием рыночных отношений, постепенно
разлагается и гибнет, если в качестве "противоядия"
не действует взаимопомощь и солидарность. В этом ключе стоит
рассматривать статью экосоциалиста Андре Горца (1923--2007)
"Общественная идеология автомобилизации" (1973), в которой он
рассматривает пагубные последствия развития массового
потребительского общества на примере распространения частного
автотранспорта.
И в начале XXI столетия книга Петра Кропоткина отнюдь
не утратила своей актуальности. Изложенные в ней идеи и по сей день
являются важной частью наследия радикальной социалистической
мысли в целом и анархо-коммунистической в частности.
А.Ю.Федоров, 2010 г.
Кропоткин Петр Алексеевич
Выдающийся отечественный философ и политический деятель, теоретик анархизма, историк, географ, литератор. Родился в Москве, в семье генерал-майора. Происходил из древнего рода Рюриковичей. По окончании Пажеского корпуса (1862) был произведен в офицеры. Несколько лет служил в Сибири, участвовал в экспедициях в Восточной Сибири и Маньчжурии. В 1867 г. ушел в отставку и поступил на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета. В 1868 г. избран членом Русского географического общества. В 1872 г. встретился в Бельгии и Швейцарии с представителями революционных организаций. В 1874 г. был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. В 1876 г. бежал, покинул Россию и более 40 лет прожил в эмиграции. Был одним из организаторов и теоретиков международного анархистского движения. В июне 1917 г. вернулся в Россию, где отказался войти в состав Временного правительства. Поддерживал отношения с представителями различных политических движений, встречался с В. И. Лениным.
П. А. Кропоткин — крупнейший ученый-энциклопедист, автор работ по самым разным отраслям знаний — географии, геологии, биологии, философии, истории, литературоведению. Значительную часть его трудов составляют теория анархизма, политическая публицистика, революционная пропаганда. Его общественным идеалом был анархический (безгосударственный) коммунизм, в котором революционным путем будет ликвидирована частная собственность. Будущее общество П. А. Кропоткин представлял в виде вольного федеративного союза самоуправляющихся единиц — общин, территорий, городов и пр., над которыми не тяготеет центральная власть и которые строят свои взаимоотношения на принципе добровольности и «безначалия».