URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Каутский К. Классовые противоречия в эпоху Французской революции. Пер. с нем. Обложка Каутский К. Классовые противоречия в эпоху Французской революции. Пер. с нем.
Id: 269232
367 р.

Классовые противоречия в эпоху Французской революции.
Пер. с нем. № 61. Изд. стереотип.

Karl Kautsky. Die Klassengegensätze im Zeitalter der Französischen Revolution
2021. 128 с.
Типографская бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

В настоящей книге, написанной видным немецким общественным деятелем и публицистом, социал-демократом Карлом Каутским (1854–1938), рассмотрены классовые противоречия во Франции в эпоху Великой французской революции 1789–1794 гг. Подробно описан государственный строй Франции накануне революции, интересы различных классов и группировок, экономические и политические причины конфликтов между ними. Эти конфликты, по мнению автора, разоблачили... (Подробнее)


Оглавление
top
 Предисловие ко второму немецкому изданию
 1. Введение
 2. Абсолютная монархия
 3. Дворянство и духовенство
 4. Чиновная аристократия
 5. Возмущение привилегированных
 6. Буржуазия
 7. Интеллигенция
 8. Санкюлоты
 9. Крестьяне
 10. Французская революция и Европа

ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ НЕМЕЦКОМУ ИЗДАНИЮ
top

Настоящая работа является случайной. Она появилась в 1889 году сначала в виде серии статей к "Neue Zeit", а потом в качестве отдельного оттиска к празднованию столетия начала Великой Революции. Первоначально она носила применительно к юбилею название "Классовые противоречия в 1789 г." Название это не совсем соответствует содержанию, ибо классовые противоречия, о которых трактует настоящая брошюра, на ымом депе являются противоречиями не одного только 1789 года, но и всей эпохи Великой Революции. Соответственно этому я изменил название брошюры при новом издании, не подвергая однако какой-либо переделке ее содержание.

Надобность, которой должна была служить эта книжка два десятилетия тому назад, к сожалению, не миновала и по сей день, а именно – противодействовать упрощенному толкованию марксистского понимания истории, вульгарному марксизму, который тогда был широко распространен.

Когда в 1883 году основана была "Neue Zeit", материалистическое понимание истории, да и вообще марксизм пользовались, несмотря на Коммунистический Манифест и Энгельсовский "Антидюринг", еще слишком малым вниманием даже в социалистических кругах и еще менее их понимали. Эго лучше всего показало научное обозрение германского "Социал-Демократа" за 1879 год в котором не было ни малейшего следа того, что нечто подобное материалистическому пониманию истории вообще существует. В 1889 г. мы, напротив того, видим признание этого мировоззрения нв только в Германии, но и во всей международной социал-демократии. Этому способствовали Энгельс и его немецкие друзья в "Социал-Демократе" и "Neue Zeit" и не менее того Гэд и Лафарг – в романских странах, Аксельрод и Плеханов – в славянских.

Но переход нового поколения партийной интеллигенции к марксизму был слишком непосредственно и скор, так что вся масса его новых последователей не могла успеть проникнуться его учением. Кто желает научно вполне усвоить марксизм, кто хочет не только бороться на почве признания классовой борьбы, но желает достичь также и научной самостоятельности, тот должен всецело порвать с традиционными методами научного мышления, тот должен в достаточной мере быть ближе знаком с различными отраслями знания. Только тогда он будет иметь возможность обойтись без костылей буржуазной науки. Кто этого не достиг, тот при попытках научно работать на основе марксистского метода легко может сбиться на вульгарный марксизм, который, пожалуй, удовлетворителен, посколько он Ограничивается популяризацией того, что открыто Марксом и Энгельсом, и который совершенно не. Достаточен при попытках сойти с торной дороги.

Противодействовать этому широко распространенному в 1889 году вульгарному марксизму, который мнил себя обладателем всякой премудрости, посколько он знал, что общественное развитие является результатом классовой борьбы и что социалистическое общество возникает из борьбы между буржуазией и пролетариатом.

Противодействовать опасности принижения марксизма до степени простой сюрмулы и шаблона – такова была задача, выпавшая наряду с другими работами и на долю настоящей брошюры. Она должна была показать ту полноту знаний, макая может быть извлечена путем применения принципа классовой борьбы к истории, а также и отдельные вопросы, проистекающие от подобного рода применения. Она должна была противодействовать упрощению не только теории, но и практики классовой борьбы, показав на примере, что социалистическая политика не может ограничиться констатированием в общей форме классовых противоречий между трудом и капиталом, но что она должна исследовать весь общественный организм во всех его деталях, ибо при этом великом противоречии существует еще в обществе бесчисленное множество других противоречии меньшего значения, мимо которых, однако, нельзя пройти и коих понимание и использование значительно облегчает и оплодотворяет социалистическую политику.

Что таково было мое намерение по отношению к вульгарному марксизму я указывал в введении. Выступить более резко против вульгарного марксизма тогда еще не было никаких оснований.

Как раз в то время, когда настоящая работа появилась в свет, подготовлялся бунт одной части вульгарных марксистов против марксизма, бунт "молодых" в Германии – Домела Нювенгуйса и Корнелисена – в Голландии, которые считали необходимым защищать учение о классовой борьбе даже от самого Энгельса, который якобы недостаточно понял Маркса.

После смерти Энгельса последовало дальнейшее развитие этих элементов, которые получили подкрепление со стороны иных вульгарных марксистов. В наступивший тогда период промышленного под'ема и терпимого отношения со стороны властей они нашли из'ян в самом марксизме и обратились теперь против того самого вульгарного марксизма, который они недавно еще выда вали как истинны"; они обратились теперь против марксизма вообще, оперируя либо анархическими, либо либеральными аргументами. Они нашли поддержку у тех элементов, которые с самого начала отрицательно относились к марксизму.

Ввиду этого основной задачей марксистов, поскольку они всецело не были заняты активной политикой, сделалось раз'яснение и защита того, чего марксизм уже достиг. Но так как в то же время рост нашей партии достиг столь огромного предела, что на практике работа политических и профессиональных организаций и печати поглотила весь свежий приток интеллигенции, то ясно, что силы для дальнейшего научного развития марк- сизма в этот период были чрезвычайно ограничены.

Благодаря этому и сделанный мною 20 лет тому назад набросок классовых противоречий в эпоху великой революции, к сожалению, и по сей день не превзойден, не исчерпан никакой другой работой.

Прекрасным дополнением к нему послужит книга о французской революции, которую подготовляет Г.Кунов и на которую я уже в настоящее время желал бы обратить внимание всех тех читателей, которые пожелают глубже вникнуть в существо предмета.

Несмотря на то, что уже почти четыре поколения минуло со времени начала Великой Революции, это грандиозное событие сказывается в его последствиях вплоть до наших дней и совершенно невозможно вполне постичь классовые противоречия нашего времени, не усвоив сущности той катастрофы, в которой они впервые без религиозного маскарада с величайшей яростью столкнулись и разоблачили существо отдельных классов буржуазного общества. Но они разоблачили также и сущность самого этого общества, которое построено на противоречиях этих классов, на противоречиях, которые неизбежно снова и снова приводят к катастрофам. Формы и об'ем социальных катастроф меняются с техникой хозяйства, сношений и политики, но неизбежность катастроф остается до тех пор, пока общество основано на классовых противоречиях.

К.Каутский.

1 января 1908 г.


Об авторе
top
dop Карл КАУТСКИЙ

Немецкий социал-демократ, центрист, один из лидеров II Интернационала. В 1874  г., будучи студентом Венского университета, примкнул к социалистическому движению. С конца 1870-х гг., а особенно после знакомства в 1881 г. с К. Марксом и Ф. Энгельсом, начал переходить на позиции марксизма. В 1883–1917  гг. – редактор теоретического журнала германских социал-демократов "Нойе цайт". В 1880–1900-е гг. написал ряд работ, пропагандировавших марксистские идеи. Перед Первой мировой войной отошел от революционного рабочего движения, проводя линию на примирение с ревизионистами. Октябрьскую революцию встретил враждебно. В 1917 г. участвовал в создании Независимой социал-демократической партии Германии. С 1924 г. жил в Вене, а в 1938 г., после захвата Австрии фашистской Германией, переехал в Прагу, затем в Амстердам.

Большинство трудов К.Каутского было переведено на русский язык. Широкую известность получили его работы: "Бернштейн и социал-демократическая программа" (рус. пер. 1906); "Этика и материалистическое понимание истории" (рус. пер. 1906; 2-е изд.: URSS, 2003); "Движущие силы и перспективы русской революции" (рус. пер. 1907, под редакцией и с предисловием В.И.Ленина); "К критике теории и практики марксизма ("Антибернштейн")" (рус. пер. 1923; 3-е изд.: URSS, 2011); "Предшественники новейшего социализма" (рус. пер. 1924–1925); "Экономическое учение Карла Маркса" (рус. пер. 1956; 3-е изд.: URSS, 2010) и другие.