Книга Гортера не учебник: в ней нет необходимой для учебника сжатости и систематичности и нет таких отчетливых формулировок, которые легко укладывались бы в памяти. Его книга едва ли может служить и учебным пособием. Для этого она должна бы быть опять-таки более систематичной, строгой по форме и более широко, всесторонне охватывать предмет. Для курсантов было бы потерянным временем, если бы они вздумали использовать книгу при подготовке к экзаменам по историческому материализму. Книга писалась не для того, она преследует совершенно иные задачи. Работа Гортера представляет ряд набросков или бесед, связанных главным образом единством подхода к предмету или, вернее, к различным предметам, на которых решил остановиться автор. А эти предметы для иллюстрации историко-материалистического метода Гортер избрал потому, что они наиболее близки для рабочего-массовика, что мысль последнего чаще всего обращается к ним, что его классовые противники в своих классовых целях вносят сюда наибольшую путаницу. Явления, выясняемые Гортером, в своей значительной части очень элементарны. Истолковывая их, Гортер не стремился к особому теоретическому углублению. Его дело сводится к тому, чтобы показать читателю-массовику, каков первый подход к ним с историко-материалистической точки зрения, т.-е. с точки зрения современной науки об обществе. Но этим как раз и определяется значение его книги. Она не учебник, не учебное руководство и даже не учебное пособие по историческому материализму. Это прежде всего и почти исключительно – книга для самостоятельного чтения, доступная и для малоподготовленного читателя. Она не дает законченного круга мыслей, но она дает толчок к самостоятельному мышлению в определенном направлении, она зародит и укрепит стремление разбираться во всем окружающем под углом зрения борющегося пролетариата, она поможет освободить из-под буржуазного плена и привычки подходить к рассматриваемым предметам и обычную оценку разнообразных явлений общественной жизни. Вообще книга научит думать, и думать в таком направлении, которое неизбежно ведет к революционно-пролетарским выводам. Курсант, который захотел бы использовать книжку для подготовки к экзаменам, досадливо отбросит ее в сторону, так как в ней нет готовых схем, так как автор не ведет мысль по школьной колее, а рассуждает и размышляет вместе с читателем таким образом, как большинство подходит к вопросам в обыденной жизни, и как вне своих курсов размышляет и большая часть самих курсантов, студентов и учащихся в школах второй ступени. Поэтому работа Гортера будет небесполезной и для них, в особенности в качестве первоначальной книжки для самостоятельного чтения. Но, думается мне, в особенности сочувственный прием она встретит среди рабочей молодежи, а также и вообще среди тех рабочих, которые все больше влекутся к нашей партии и хотят познакомиться с ее кругом идей, с ее методом оценок явлений общественной жизни. Но чем шире круг читателей, для которых предназначена книга Гортера, тем необходимее указать на ее слабые стороны. Книга написана до последней империалистской войны. Правда, во время этой войны Гортер, голландский социал-демократ, принадлежавший вместе с Паннекуком и Генриетой РоландГольст к левому крылу партии и участвовавший в борьбе против таких правых соглашателей, как Ван-Коль и Трульстра, примкнул к германским "спартаковцам". Немецкий перевод его книжки "Империализм", написанной во время войны, мог печататься и распространяться в Германии только нелегальными, "подпольными" способами. Для того времени эта работа представляла достаточно решительное и энергичное разоблачение лжи и предательств социал-патриотизма. Но в суждениях и в позиции самого Гортера были и остаются некоторые туманности и колебания. После войны он оказался среди типичных представителей "детской болезни левизны" в коммунизме: той левизны в заявлениях и фразах, которая, вследствие теоретической невыясненности и невыдержанности, на практике часто приводит к очень правым позициям и вместо того, чтобы усиливать революционную армию, ослабляет ее. К этому надо добавить, что, так как работа писалась до войны, то она несет на себе отпечаток этого обстоятельства. Война и последующие события, – пролетарская диктатура в нашей стране, кратковременный захват власти пролетариатом в Венгрии и в Баварии, неудачные восстания в Германии и даже "рабочее правительство" в Англии, – до чрезвычайности расширили наш опыт, доставили громадный материал для сравнений, сопоставлений, теоретических и практических выводов и внесли небывалую ясность в наши представления об условиях переходной эпохи от капитализма к социализму. Можно сказать, что марксизм, обогащенный теоретически осмысленным опытом последнего десятилетия, сделался ленинизмом. Очень слабы, внутренне противоречивы, проникнуты стремлением затушевать действительную позицию марксизма те места книги, где автор говорит о соотношении исторического материализма и философского материализма, который по существу совпадает с современным естествознанием, с его последними выводами. Недостаточно просто отметить эти слабые места книги Гортера: их необходимо исправить. Но, принимая во внимание тех читателей, на которых главным образом рассчитана книга Гортера, нельзя исправить посредством коротких примечаний или ссылок на дополнительную литературу: у нас все еще нет сколько-нибудь популярных и выдержанных работ по тем вопросам, в которых Гортер ведет читателя по неправильному пути. В виду таких обстоятельств, исправляя Гортера, я даю в приложении самостоятельную статью, которая после книжки Гортера уже не представит особенных затруднений для читателя. В ней я пытаюсь прежде всего ответить на основные вопросы естествознания, которыми чаще всего осыпают в аудиториях наших пропагандистов и агитаторов и которые в то же время больше всего останавливают на себе внимание и самих марксистов, более или менее знакомых с обществознанием, но далеких от естествознания вообще, от биологии в частности. Таким образом значительная часть приложения представляет продолжение того опыта, который я сделал в 1922 году, начав свою книгу об "Электрификации РСФСР" главою "Энергетика процессов природы". И. С.
Июнь 1924 г. Герман ГОРТЕР (1864–1927) Нидерландский поэт, литературный критик и общественный деятель. Получил классическое образование; изучал филологию в Амстердамском университете. Некоторое время работал учителем в гимназии. С 1895 г. посвятил себя пропаганде социализма. В 1897 г. вступил в Социал-демократическую рабочую партию Нидерландов. В 1907 г. стал одним из основателей левой социал-демократической газеты "Трибюне". С 1909 г. – один из руководителей левой Социал-демократической партии Нидерландов. В годы Первой мировой войны вел борьбу против социал-шовинизма в Германии и Нидерландах. В 1919 г. участвовал в создании Коммунистической партии Нидерландов (КПН). Был также одним из лидеров и основателей Коммунистической рабочей партии Германии. В 1921 г. вышел из КПН и основал Коммунистическую рабочую партию, занимавшую левацкие позиции. В 1922 г. отошел от политической деятельности. Начавший свою литературную деятельность в 1885 г., Герман Гортер быстро стал одним из выдающихся лириков голландской литературы. В поэме "Май" (1889) он отразил романтическую мечту о вечной юности и счастливом единении человека с природой. Известность получили и его стихи и песни, в которых он горячо пропагандировал борьбу рабочего класса и социалистическую революцию. Он также написал ряд работ по социально-философским и политическим вопросам, в том числе по историческому материализму. После выхода его "Открытого письма товарищу Ленину" (1920), в котором он критиковал методы построения III Интернационала, Гортер был приглашен в Москву на пленум Исполкома Коминтерна в 1920 г., а также стал делегатом III Конгресса Коминтерна (1921). На русский язык были переведены его книги "Империализм, мировая война и социал-демократия" (М., 1920) и "Исторический материализм" (М., 1924). |