Предлагая монографию о Гоббсе вниманшо читателей, интересующихся вопросами философии вообще и материалистической философии в особенности, автор полагает, что он отвечает назревшей поггребнооти, и что он пополняет существующий в нашей философской литературе пробел. Литература о Гоббсе, как о философе, не так богата,; как, например', литература о Декарте или о Спинозе. Однако, на английском:, на французском и На немецком языках имеются хорошие монографии о нем не говори уже об отдельных статьях, посвященных его философии. На русском же языке мы не имеем не только самостоятельной работы о Гоббсе, но дайке перевода работ с других языков. Да из философских трудов самого Гоббса тоже ничего не переведено на русский язык. Имеются только в переводе его книга: "De cive" ("О гражданине") и маленькая брошюрка с изложением нескольких мест из "Левиафана"). Русский читатель может, таким образом, знакомиться с философией Гоббса только по главам, посвященным ей в историях философии. Но такое знакомство дает, конечно, очень слабое представление о ней. Правда, в книгах по праву часто встречается изложение теории государства и права нашего философа. Так, например, в книге Бершадокого "Очерки по истории философии права" посвящена большая глава нашему автору, и там вкратце излагаются его философские взгляда; точно так же уделяет ему много внимания Чичерин в своей книге: "История политических учений" и Кор-куцов; ясно, что этого Недостаточно для знания Гоббса. Имеется также беглое изложение философии Гоббса в книге Камбурова: "Идея государства у Гоббса", и в книге Серебренникова: «Учение Локка о прирожденных идеях», где больше всего уделено внимания психологии Гоббса, в целях выяснения влияния последнего на Локка. Если к этому прибавить еще главу, посвященную Гоббеу в книге Дебо-рина: «Введение в философию диалектического материализма», мы этим исчерпаем почти всю литературу о Гоббсе, как о философе, на русском языке). Но подлежит, однако, сомнению, что Гоббс заслуживает большего внимания, в особенности со стороны материалистов. Французские материалисты XVIII в. были все в большей или меньшей степени учениками Гоббса Д'Аламбер находился под сильным влиянием Гоббса; Дидро написал статью о гоббизме в "Энциклопедии") и отзывался о его книге: "Человеческая природа", с большим восторгом; Гольбах перевел эту книгу на французский язык. Фейербах считает Гоббса «бесспорно одним из самых интересных и самых богато одаренных материалистов нового времени». Маркс смотрит на него, как на систематика бэконовского материализма, и находит, что он «последовательно развивает все выводы рассудка». Меринг говорит о нем, как о «первом последовательном материалисте». А Ланге в своей "Истории материализма" причисляет его к «наиболее замечательным характерам, какие мы встречали в истории материализма». Эти отзывы о Гоббсе говорят, что в истории материализма Гоббс занимает очень видное место, и что изучающие материалистическую философию должны знать более или менее основательно философию Гоббса. В своем изложении автор пользовался, главным образом, английским текстом, по собранию сочинений Гоббса на английском языке в 9 томах, изданному Молесуортом. Очень редко приходилось сверить английский текст с латинским подлинником. В некоторых случаях (в изложении eгo космологии, например) автор прибегал к систематизированному и сжатому изложению. Робертсона. В этом изложении автор по возможности старался передать в популярной форме идеи Гоббса в их логической связи и последовательности, объединяя различны» его формулировки в одну дельную мысль. Его логика, психология и социология изложены им в трех вариациях. Нужно было из каждой взять лучшую, наиболее яркую и точную формулировку. Это была не легкая задача. В данной работе посвящено больше внимания философской части системы Гоббса, чем социологической, ибо его политическая теория вообще больше известна, чем его философия и, кроме того, имеются уже изложения ее в русской литературе. Поэтому мы здесь ограничиваемся изложением лишь наиболее характерных моментов в социологических взглядах Гоббса. Объем и характер нашей работа не позволил нам остановиться подробно на жизни Гоббса, тесно связанной с борьбой классов и политических партий в Англии в течение почти целого столетия Мыс не могли также подвергнуть критическому анализу всю философскую систему Гоббса, базируясь на достижениях современной науки и философии. Наша задача была более скромная: дате русскому читателю объективное и правильное изложение материалистической философии Гоббса, пользуясь в изложении и в освещении Изложенного марксистским методом. Гоббс является блестящим: стилистом, но он писал в ХУД столетии и его терминология не отличается точностью. Так, Напр., термины: идея, фантом (призрак), образ, представление–употребляются и;м для обозначения одного и того же понятия. Это чрезвычайно затрудняет правильную передачу его мысли. Более того, острее его критики направлено, главным образом, против схоластики, и он пользуется очень часто сам языком схоластической философии Поэтому многие оттенки теряются в переводе и в изложении. Отсюда неизбежна также известная шероховатость стиля и некоторая сухость изложения; читатели должен будет, поэтому, относиться снисходительно к этим недостаткам, вытекающим из характера самой работы. Считаем своей обязанностью выразить благодарность руководителям института К. Маркса и Ф. Энгельса, которые разрешили нам пользоваться книгами из библиотеки института, которые были необходимы для этой работы. Ческис Абрам (Леонид) Аронович Историк философии, специалист по философии XVII века. Окончил университет в Париже (где его называли Леоном, поэтому свои работы он часто подписывал "Леонид Ческис"). В 1926–1929 гг. преподавал исторический материализм в МГУ имени М. В. Ломоносова. С 1932 г. преподавал историю философии на философском факультете Московского института философии, литературы и истории (МИФЛИ). Принадлежал к течению механистов. Автор книг о Л. Фейербахе, Т. Гоббсе, предисловий к "Избранным сочинениям" Дж. Пристли и "Левиафану" Т. Гоббса, а также статей в журналах "Вестник Коммунистической академии" и "Под знаменем марксизма".
|