Обложка Ческис Л.А. Томас Гоббс --- родоначальник современного материализма: Его жизнь. Философская система. Психология и социология
Id: 269200
373 руб.

Томас Гоббс — родоначальник современного материализма:
Его жизнь. Философская система. Психология и социология Изд. стереотип.

URSS. 2021. 144 с. ISBN 978-5-397-07883-2.
Типографская бумага

Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга историка философии Л.А.Ческиса (1879–1935), посвященная вопросам материалистической философии английского философа Томаса Гоббса (1588--1679), имя которого занимает почетное место не только в ряду великих имен его эпохи --- эпохи Бэкона, Декарта, Гассенди, Паскаля, Спинозы, Локка, Лейбница, но и в мировом историко-философском процессе. В данной работе автор ставит своей целью дать русскому читателю... (Подробнее)


Оглавление
Предисловие3
Глава I. Жизнь Гоббса7
I. Детство и университетские годы (1588—1608 гг.)7
II. Первое путешествие; занятия классической литературой: перевод Фукидида (1608—1624 гг.)9
III. Второе и третье путешествия; кружок Мерсена; занятия философией; знакомство с Галилеем (1624—1636 гг.)13
IV. Первые его работы по психологии и политике. Его отъезд в Париж; "Dе Give"; жизнь в Париже, его отношение ко двору и к духовенству; "Леваафан"; возвращение в Лондон (1636—1657 гг.)17
V. Появление его систематической работы по философии; его полемики; отношение к университетам. Последние годы его жизни и его литературные работы (1658—1679 гг.)22
Глава II. Религиозно-схоластическое мировоззрение и предпосылки для выработки научного мировоззрения27
Глава III. Философская система Гоббса34
1. Философия и наука34
2. Логика38
а) Речь (имена и предложения)38
б) Истина и заблуждение; силлогизм43
в) Метод49
3. Элементы „Первой (онтология) философии"52
а) Пространство и время53
б) Величина и место, протяжение и форма55
в) Движение57
г) Причина и следствие59
д) Необходимость и случайность61
е) Отношения64
4. Геометрия и механика65
5. Физика и теория восприятия67
6. Космос75
Г лава IV. Психология Гоббса79
1. Познание80
а) Ощущение и восприятие80
б) Воображение и память82
в) Сны83
г) Течение представлений (ассоциация идей)85
д) Речь и познание87
2. Чувствование и страсти89
а) Удовольствие и боль, расположение и отвращение89
б) Умственные эмоции91
в) Жалость, милосердие, любопытство, смех, плач93
г) Блаженство и беспрерывное движение вперед95
3. Волнение96
а) Обсуждение и воля96
б) Сомнение и решение99
4. Свобода и необходимость100
5.Вера и религия103
Глава V. Социология Гоббса109
1. Теория морали и права109
2. Теория государства118
Глава VI. Заключение127
Примечания132
Оглавление139

Предисловие автора

Предлагая монографию о Гоббсе вниманшо читателей, интересующихся вопросами философии вообще и материалистической философии в особенности, автор полагает, что он отвечает назревшей поггребнооти, и что он пополняет существующий в нашей философской литературе пробел.

Литература о Гоббсе, как о философе, не так богата,; как, например', литература о Декарте или о Спинозе. Однако, на английском:, на французском и На немецком языках имеются хорошие монографии о нем не говори уже об отдельных статьях, посвященных его философии. На русском же языке мы не имеем не только самостоятельной работы о Гоббсе, но дайке перевода работ с других языков. Да из философских трудов самого Гоббса тоже ничего не переведено на русский язык. Имеются только в переводе его книга: "De cive" ("О гражданине") и маленькая брошюрка с изложением нескольких мест из "Левиафана"). Русский читатель может, таким образом, знакомиться с философией Гоббса только по главам, посвященным ей в историях философии. Но такое знакомство дает, конечно, очень слабое представление о ней. Правда, в книгах по праву часто встречается изложение теории государства и права нашего философа. Так, например, в книге Бершадокого "Очерки по истории философии права" посвящена большая глава нашему автору, и там вкратце излагаются его философские взгляда; точно так же уделяет ему много внимания Чичерин в своей книге: "История политических учений" и Кор-куцов; ясно, что этого Недостаточно для знания Гоббса.

Имеется также беглое изложение философии Гоббса в книге Камбурова: "Идея государства у Гоббса", и в книге Серебренникова: «Учение Локка о прирожденных идеях», где больше всего уделено внимания психологии Гоббса, в целях выяснения влияния последнего на Локка. Если к этому прибавить еще главу, посвященную Гоббеу в книге Дебо-рина: «Введение в философию диалектического материализма», мы этим исчерпаем почти всю литературу о Гоббсе, как о философе, на русском языке).

Но подлежит, однако, сомнению, что Гоббс заслуживает большего внимания, в особенности со стороны материалистов. Французские материалисты XVIII в. были все в большей или меньшей степени учениками Гоббса Д'Аламбер находился под сильным влиянием Гоббса; Дидро написал статью о гоббизме в "Энциклопедии") и отзывался о его книге: "Человеческая природа", с большим восторгом; Гольбах перевел эту книгу на французский язык. Фейербах считает Гоббса «бесспорно одним из самых интересных и самых богато одаренных материалистов нового времени». Маркс смотрит на него, как на систематика бэконовского материализма, и находит, что он «последовательно развивает все выводы рассудка». Меринг говорит о нем, как о «первом последовательном материалисте». А Ланге в своей "Истории материализма" причисляет его к «наиболее замечательным характерам, какие мы встречали в истории материализма». Эти отзывы о Гоббсе говорят, что в истории материализма Гоббс занимает очень видное место, и что изучающие материалистическую философию должны знать более или менее основательно философию Гоббса.

В своем изложении автор пользовался, главным образом, английским текстом, по собранию сочинений Гоббса на английском языке в 9 томах, изданному Молесуортом. Очень редко приходилось сверить английский текст с латинским подлинником. В некоторых случаях (в изложении eгo космологии, например) автор прибегал к систематизированному и сжатому изложению. Робертсона. В этом изложении автор по возможности старался передать в популярной форме идеи Гоббса в их логической связи и последовательности, объединяя различны» его формулировки в одну дельную мысль. Его логика, психология и социология изложены им в трех вариациях. Нужно было из каждой взять лучшую, наиболее яркую и точную формулировку. Это была не легкая задача.

В данной работе посвящено больше внимания философской части системы Гоббса, чем социологической, ибо его политическая теория вообще больше известна, чем его философия и, кроме того, имеются уже изложения ее в русской литературе. Поэтому мы здесь ограничиваемся изложением лишь наиболее характерных моментов в социологических взглядах Гоббса.

Объем и характер нашей работа не позволил нам остановиться подробно на жизни Гоббса, тесно связанной с борьбой классов и политических партий в Англии в течение почти целого столетия Мыс не могли также подвергнуть критическому анализу всю философскую систему Гоббса, базируясь на достижениях современной науки и философии. Наша задача была более скромная: дате русскому читателю объективное и правильное изложение материалистической философии Гоббса, пользуясь в изложении и в освещении Изложенного марксистским методом.

Гоббс является блестящим: стилистом, но он писал в ХУД столетии и его терминология не отличается точностью. Так, Напр., термины: идея, фантом (призрак), образ, представление--употребляются и;м для обозначения одного и того же понятия. Это чрезвычайно затрудняет правильную передачу его мысли. Более того, острее его критики направлено, главным образом, против схоластики, и он пользуется очень часто сам языком схоластической философии Поэтому многие оттенки теряются в переводе и в изложении. Отсюда неизбежна также известная шероховатость стиля и некоторая сухость изложения; читатели должен будет, поэтому, относиться снисходительно к этим недостаткам, вытекающим из характера самой работы.

Считаем своей обязанностью выразить благодарность руководителям института К. Маркса и Ф. Энгельса, которые разрешили нам пользоваться книгами из библиотеки института, которые были необходимы для этой работы.


Об авторе
Ческис Леонид Аронович
Историк философии, специалист по философии XVII века. Окончил университет в Париже (где его называли Леоном, поэтому свои работы он часто подписывал "Леонид Ческис"). В 1926–1929 гг. преподавал исторический материализм в МГУ имени М. В. Ломоносова. С 1932 г. преподавал историю философии на философском факультете Московского института философии, литературы и истории (МИФЛИ). Принадлежал к течению механистов. Автор книг о Л. Фейербахе, Т. Гоббсе, предисловий к "Избранным сочинениям" Дж. Пристли и "Левиафану" Т. Гоббса, а также статей в журналах "Вестник Коммунистической академии" и "Под знаменем марксизма".