Обложка Авенариус Р. О предмете психологии. Пер. с нем.
Id: 269123
196 руб.

О предмете психологии.
Пер. с нем. Изд. стереотип.

Аннотация

Автор этой книги --- известный швейцарский философ, профессор Цюрихского университета Рихард Авенариус (1843--1896), один из основоположников эмпириокритицизма.

Эмпириокритицизм (что означает <критика опыта>) свою задачу видит в том, чтобы очистить опыт, выявить содержание <чистого опыта>, свободного от посторонних привнесений. С этой точки зрения автор рассматривает развитие определения предмета психологии --- от наивно-эмпирической фазы,...(Подробнее) определявшей психологию как <учение о душе>, до так называемой эмпириокритической фазы. В этой фазе на пути очищения опыта Авенариус видит препятствие в виде интроекции, под которой он понимает процесс приписывания другим людям восприятия окружающих вещей и <вкладывания> этих чувств и мышления в других людей. Отвергая теорию интроекции, автор выдвигает концепцию <принципиальной координации>, используя которую, он дает ответы на вопросы о предмете психологии.


Содержанiе
Вступительное замЪчанiе
I. Наивно-эмпирическая фаза
А."Душа" какъ предметъ психологиi
В."Душа" какъ предметъ опыта
II. Наивно-критическая фаза
А."Психологiя безъ души"
В.Предметъ психологш по исключенiи "души"
  Первая группа опредЪленiй предмета
  Вторая группа опредЪленiй предмета
  Третья группа опредЪленiй предмета
III. Эмпирioкритическая фаза
А.Предметъ психологiи при воздЪйствiи интроекцiи
 1.Первоначально находимая и гипотетическая составныя части естественнаго понятiя о мiрЪ
  а.Главныя составныя части первоначально находимаго
  Ь.Содержаше гипотезы, включенной въ естественное понятiе о мiрЪ
 2."Внутреннее" какъ предметъ психологiи
  а.Содержанiе интроекцiонистическаго допущенiя есть принципiально иное, ч'Ьмъ содержанiе включенной въ естественное понятiе о мiрЪ гипотезы
  b.Интроекцiонистическое допущенiе какъ неправильное заключеше
  с.Интроекцiонистическое допущенiе какъ извращенiе опредЪленiя предмета психологiи
В.Предметъ психологiи по устранении интроекцiи
 1.Опытъ какъ предметъ психологiи
  а.Опытъ какъ "полный" и какъ "частичный" опытъ.
  b.Опытъ какъ зависящее отъ индивида
  с.Опытъ какъ зависящее системы С
 2.Предметъ эмпирической психолопи и понятие метафизическаго дуализма
  а."Полный опытъ" -- ни "Физическое",ни "Психическое"
  b.Отличiе "ощущающаго" отъ "лишеннаго ощущенiя"
  с."Основа" Психическаго
  d.Дуализмъ "Физическое--Психическое" и "параллелизмъ"
  е.Обозначеше предмета психологiи
 3.Объемъ включенной въ естественное понятiе о мiрЪ гипотезы
  а.Смыслъ и формулировка вопроса объ объемЪ
  b.Определенное измЪненiе системы С какъ непосредственное условiе
  с.Отношете системы С къ первоначально "безжизненной средЪ"
  d.Отношенiе первоначально "безжизненной среды" къ системЪ С

Вступительное замЪчанiе

1. ОпредЪленiе предмета психологiи всегда было, какъ и въ другихъ наукахъ, функцiей общаго содержанiя философскаго мышления, -- опредЪленiе общаго содержанiя философскаго мышлешя всегда было функцiей "прогрессирующей элиминацi". Въ развитiи, которое прошло, такимъ образомъ, до нашего времени опредЪленiе предмета психологiи, въ общемъ легко можно различить три фазы, которыя мы хотимъ обозначить какъ:

наивно-эмпирическую фазу, наивно-критическую фазу и эмпирiокритическую фазу.

Въ этомъ сочиненiи пожалуй въ томъ или другомъ отношенш особенно-въ первую линiю и преимущественно должно излагаться не иное, чЪмъ что въ моей "Kritik der reinen Erfahrung" (а также и въ "Menschlichen Weltbegriff"), но излагаться должно иначе.

Въ "Kritik"'Ъ для меня было важно дать, насколъко это было для меня возможно, методологическiя мысли: прежде всего разсмотрЪть встрЪчающiяся измЪненiя въ состоянiи центральнаго нервнаго органа сами по себЪ и возможно чисто лишь проанализовать ихъ, -- а потомъ определить Е -- значенiя, т.е. содержатя одновременныхъ имъ высказыванiй, относящiяся къ этимъ измЪненiямъ состоянiя какъ "обусловленныя". Что я имЪел въ виду достигнуть методомъ изслЪдованiя Kr. d. r. Erf., здЪсь нечего объяснять, но я упомяну здЪсь о томъ многократно сдЪланномъ наблюденiи, что этотъ не совсЪмъ обычный методъ кажется создающимъ большiя трудности для пониманiя ея результата.

Устранить, насколько возможно, такiя встрЪчающiяся трудности въ этомъ, иногда подвергающемся нареканiямъ, пункгЪ и есть ближайшая и главная цЪль послЪдующихъ, впрочемъ совершенно безпритязательныхъ, замЪчанiй. Во вторыхъ и на ряду съ этимъ по мЪстамъ не будетъ исключаться и скромное дальнейшее развитiе систематической мысли эмпирiокритицизма.


Об авторе
Авенариус Рихард
Известный швейцарский философ-идеалист, один из основателей эмпириокритицизма. Профессор Цюрихского университета. Родился в Париже. Получив высшее образование, по желанию отца посвятил себя издательскому делу. Но позже склонность к занятиям философией взяла верх, и Р. Авенариус работал в качестве преподавателя философии сначала в Лейпцигском, а затем в Цюрихском университетах. В 1877 г. при участии некоторых немецких философов, в том числе В. Вундта, основал философский журнал, который вел до самой смерти.

Одновременно с австрийским философом Э. Махом, но независимо от него Р. Авенариус разработал основные положения нового философского течения — «эмпириокритицизма» (термин, означающий «критика опыта»). Центральное понятие философии Авенариуса — внешний и внутренний человеческий опыт. По его мнению, нет реальности вне нашего сознания — «без субъекта нет объекта и без объекта нет субъекта». Эта оригинальная система взглядов на мир была изложена в работах «Философия как мышление о мире сообразно принципу наименьшей меры сил» (1876; рус. пер. 1899; переизд. в URSS), «Человеческое понятие о мире» (1891; рус. пер. 1901; переизд. в URSS), «О предмете психологии» (1894–1895; рус. пер. 1911; переизд. в URSS), а также в наиболее известной его книге «Критика чистого опыта» (1888–1890). Для российского читателя книга вышла в 1905 г. (переизд. в URSS) в популярном изложении А. В. Луначарского (1875–1933) — видного государственного деятеля, наркома просвещения первого советского правительства, в молодости слушавшего лекции Авенариуса.