1. ОпредЪленiе предмета психологiи всегда было, какъ и въ другихъ наукахъ, функцiей общаго содержанiя философскаго мышления, – опредЪленiе общаго содержанiя философскаго мышлешя всегда было функцiей "прогрессирующей элиминацi". Въ развитiи, которое прошло, такимъ образомъ, до нашего времени опредЪленiе предмета психологiи, въ общемъ легко можно различить три фазы, которыя мы хотимъ обозначить какъ: наивно-эмпирическую фазу, наивно-критическую фазу и эмпирiокритическую фазу. Въ этомъ сочиненiи пожалуй въ томъ или другомъ отношенш особенно-въ первую линiю и преимущественно должно излагаться не иное, чЪмъ что въ моей "Kritik der reinen Erfahrung" (а также и въ "Menschlichen Weltbegriff"), но излагаться должно иначе. Въ "Kritik"'Ъ для меня было важно дать, насколъко это было для меня возможно, методологическiя мысли: прежде всего разсмотрЪть встрЪчающiяся измЪненiя въ состоянiи центральнаго нервнаго органа сами по себЪ и возможно чисто лишь проанализовать ихъ, – а потомъ определить Е – значенiя, т.е. содержатя одновременныхъ имъ высказыванiй, относящiяся къ этимъ измЪненiямъ состоянiя какъ "обусловленныя". Что я имЪел въ виду достигнуть методомъ изслЪдованiя Kr. d. r. Erf., здЪсь нечего объяснять, но я упомяну здЪсь о томъ многократно сдЪланномъ наблюденiи, что этотъ не совсЪмъ обычный методъ кажется создающимъ большiя трудности для пониманiя ея результата. Устранить, насколько возможно, такiя встрЪчающiяся трудности въ этомъ, иногда подвергающемся нареканiямъ, пункгЪ и есть ближайшая и главная цЪль послЪдующихъ, впрочемъ совершенно безпритязательныхъ, замЪчанiй. Во вторыхъ и на ряду съ этимъ по мЪстамъ не будетъ исключаться и скромное дальнейшее развитiе систематической мысли эмпирiокритицизма. Авенариус Рихард Известный швейцарский философ-идеалист, один из основателей эмпириокритицизма. Профессор Цюрихского университета. Родился в Париже. Получив высшее образование, по желанию отца посвятил себя издательскому делу. Но позже склонность к занятиям философией взяла верх, и Р. Авенариус работал в качестве преподавателя философии сначала в Лейпцигском, а затем в Цюрихском университетах. В 1877 г. при участии некоторых немецких философов, в том числе В. Вундта, основал философский журнал, который вел до самой смерти.
Одновременно с австрийским философом Э. Махом, но независимо от него Р. Авенариус разработал основные положения нового философского течения — «эмпириокритицизма» (термин, означающий «критика опыта»). Центральное понятие философии Авенариуса — внешний и внутренний человеческий опыт. По его мнению, нет реальности вне нашего сознания — «без субъекта нет объекта и без объекта нет субъекта». Эта оригинальная система взглядов на мир была изложена в работах «Философия как мышление о мире сообразно принципу наименьшей меры сил» (1876; рус. пер. 1899; переизд. в URSS), «Человеческое понятие о мире» (1891; рус. пер. 1901; переизд. в URSS), «О предмете психологии» (1894–1895; рус. пер. 1911; переизд. в URSS), а также в наиболее известной его книге «Критика чистого опыта» (1888–1890). Для российского читателя книга вышла в 1905 г. (переизд. в URSS) в популярном изложении А. В. Луначарского (1875–1933) — видного государственного деятеля, наркома просвещения первого советского правительства, в молодости слушавшего лекции Авенариуса. |