Вы держите в руках учебное пособие, подготовленное авторским коллективом, в который вошли как представители ведущих научно-исследовательских центров, занимающихся разработкой проблем культурологии (Российского института культурологии, Института философии РАН и др.), так и специалисты, работающие в крупнейших вузах, где накоплен большой опыт в преподавании культурологии как учебной дисциплины (МГУ им.М.В.Ломоносова, Московский педагогический государственный университет, Санкт-Петербургский университет культуры и искусств и др.). Такого рода "сложение сил" представлялось нам достаточно значимым, поскольку само становление культурологического знания как самостоятельной области одновременно происходило в обеих этих сферах (что является не вполне типичной ситуацией), не говоря уже о сегодняшнем этапе его развития. Немаловажным обстоятельством, которое также учитывали в процессе своей работы авторы, было и то, что данное учебное пособие появляется не в "начале пути" культурологии (и как науки, и как учебной дисциплины), а по прошествии десятилетия ее существования как самостоятельного направления в структуре отечественного научного знания. Несомненно, прошедшая декада – это не только период обретения культурологией своего места в социально-гуманитарном пространстве, что, как известно, само по себе было отнюдь не простым процессом. Свидетельство тому – еще и сегодня возникающие (хотя и менее бурные) дискуссии о статусе культурологии между представителями этой новой научно-учебной дисциплины и их коллегами-"смежниками" из традиционных, уже устоявшихся областей социально-гуманитарного знания. Но, несомненно, гораздо более важным результатом прошедшего периода, чем такого рода его отголоски, является формирование мощного научно-методического блока в виде большого числа монографий, учебников, учебных пособий, которые охватывают как культурологическую проблематику в целом, глобально, так и представляют анализ ее отдельных областей, тематических блоков и т.п. Осознавая эту ситуацию, авторы полагали, что данное учебное пособие не должно быть просто повторением уже достаточно широко представленного на книжных полках в рубрике "Культурология" (что, конечно же, невозможно реализовать в полном смысле слова с учетом особенностей заданного жанра – учебного пособия, которое должно быть ориентировано на имеющиеся образовательные стандарты). Авторы стремились к тому, чтобы в какой-то мере обеспечить развитие научно-методической базы изучения культурологии в системе высшего профессионального образования, отразить некоторые новые векторы в развитии культурологического знания. Такого рода установка обусловила, с одной стороны, тематическую структуру данного издания: некоторые темы, традиционные для учебных пособий по культурологии, либо не включены в содержание вообще, либо представлены в весьма ограниченном масштабе. С другой стороны, сделаны акценты на те культурологические проблемы, которые либо весьма нечасто включаются в пособия, предназначенные для образовательной практики, либо явно недостаточно отражены в других изданиях. В частности, в данном пособии отсутствует раздел "История культуры", поскольку нам представляется, что на сегодняшний день сформировалась солидная научно- и учебно-методическая база для изучения данной проблематики, благодаря выходу немалого числа достойных учебников и учебных пособий, а также соответствующих образовательным задачам научных монографий. Заметим, apropos, что быстрое формирование столь значимого массива именно историко-культурной литературы (не исключающее, конечно, потребности в его дальнейшем развитии), было обусловлено, на наш взгляд как минимум двумя обстоятельствами. С одной стороны, это существование богатых, серьезных традиций в данном исследовательском сегменте познания культуры, традиций, сложившихся задолго до возникновения (а точнее – выделения, институционализации) собственно культурологии; с другой – то обстоятельство, что преподавание культурологии во многих вузах сегодня ориентировано преимущественно (в силу ряда причин, которые не являются здесь предметом рассмотрения) именно на изучение истории культуры – а это, несомненно, стимулирует активность в подготовке изданий соответствующего профиля. Уточняя вторую из указанных выше позиций, существенных для понимания концепции и структуры данного пособия, – а именно, стремления включить темы, недостаточно развернутые во многих других изданиях, выделить некоторые новые векторы в представлении культурологической проблематики, то здесь авторским коллективом был сделан акцент на четыре значимых, с нашей точки зрения, тематических блока: Несомненно, что представленная в пособии тематика не исчерпывает всех проблем, которые включены в типовую программу курса культурологии (жанр учебного пособия этого не требует), однако каждый из выделенных блоков, на наш взгляд, на нынешнем этапе развития культурологии – и как научного знания, и как учебной дисциплины – заслуживает повышенного внимания, что и стремились раскрыть авторы пособия. Аннотируя содержание и смысл раздела I учебного пособия, нельзя не отметить того обстоятельства, что статус, специфика, "местоположение" культурологии и в научном, и в образовательном пространстве – это нередко предмет продолжающихся и сегодня (в том или ином аспекте) дискуссий. Поэтому мы сочли необходимым хотя бы кратко описать эту ситуацию дискуссионности, ее истоки, динамику процесса "кристаллизации" культурологии в контексте отечественной гуманитаристики. Изучающему культурологию (наряду с предшествующими этапами развития знания о культуре) важно понимать, наряду с другими особенностями, и специфику процесса становления этой науки, ее соотношение и характер взаимодействия с другими науками о культуре и т.п. Мы стремились не просто констатировать существование культурологии как некоторой данности, но и показать, хотя бы в самом общем виде, те проблемы и сложности, которые сопровождали ее формирование как самостоятельного блока научного и учебного знания. На наш взгляд, такого рода представления помогают более точно понимать действительную специфику культурологии, особенности ее местоположения среди других социальных и гуманитарных дисциплин. А это, в свою очередь, важно для овладения студентами не просто знаниями по культурологии и про культурологию, но и для формирования у них более системно организованного знания социально-гуманитарного характера в целом. Ведь изучая десяток дисциплин этого профиля – и чаще всего, за редкими исключениями, изучая их локально, без специального обсуждения различий и сопряженностей между этими дисциплинами, – очень сложно в итоге, "на выходе", получить то, что можно было бы назвать действительно системой гуманитарного мышления, а не просто набором фрагментарных знаний в области социальных и гуманитарных наук. Исходя из позиции, не раз высказывавшейся в литературе (в частности, М.М.Бахтиным), что гуманитарное мышление – это, прежде всего, мышление о чем бы то ни было в контексте культуры, осознавая также интегративный характер культурологического знания, авторы стремились, анализируя специфику культурологии, не упускать из виду и проблему ее взаимосвязи, взаимозависимости с другими составляющими социально-гуманитарного научного пространства. Что касается раздела II, в котором рассматриваются различные подходы к изучению культуры, теоретико-методологические традиции в этой области, то здесь мы стремились избежать как просто хронологического, так и биографически центрированного представления концепций – это достаточно успешно (хотя и преимущественно в рамках стандартного "набора" рассматриваемых имен) сделано в ранее опубликованных пособиях. По этой же причине мы не сделали предметом рассмотрения и уходящую в давние века "предысторию" культурологии, имея в виду прежде всего то, что вобрала в себя многовековая культурфилософская традиция. Задачей авторского коллектива было рассмотрение востребованных и сегодня, принципиально различающихся между собой, получивших широкое распространение теоретико-методологических подходов к изучению культуры, которые либо являются по своей сути (а не по названию лишь, что не всегда совпадает) культурологическими, либо в очень большой степени оказали влияние на формирование собственно культурологического подхода. Будучи "укорененными" в различные научно-дисциплинарные области (философию, психологию, этнологию, семиотику и др.), эти теоретико-методологические ориентации в своей совокупности определили богатый и весьма многоликий спектр культурологических изысканий. В рамках этого раздела представлены как ставшие классическими методологии изучения и интерпретации культуры (например, историко-материалистическая, психоаналитическая и др.), так и современные подходы, которые сложились в рамках эпохи постмодерна. Тематика, которая представлена в разделе IV, связана с рассмотрением культурных оснований и смыслов различных видов социальных практик, с их представлением в культурологическом измерении. Такого рода материал, на наш взгляд, пока очень ограниченно представлен в других учебниках и учебных пособиях. В то же время нам представляется, что рассмотрение конкретных социальных практик в культурологическом измерении, с точки зрения выявления их культурных оснований, смыслов, последствий, является чрезвычайно важным для формирования профессиональной культуры любого специалиста. Умение и – что не менее важно! – понимание необходимости посмотреть на свою профессию, на сферу своей социальной деятельности сквозь призму культурных норм, традиций, ориентиров – это одно из важнейших условий становления специалиста, свободного от жестких пут технократизма, умеющего видеть и выстраивать свои профессиональные действия в контексте культурного пространства и времени. В данном разделе учебного пособия были выделены для культурологического анализа несколько принципиально важных видов социальной практики – экономическая, правовая, организационная, культуроохранная, валеологическая и др. (более подробное обоснование этого отбора см. в подразделе 3 раздела I). Осуществление такого рода рефлексии является необходимым условием для развития направления, обозначаемого как "прикладная культурология" и включающего в себя исследования, которые, хотя и ориентированы на решение практически значимых проблем, исходно строятся на основе теоретической модели соответствующего вида социальной практики. И хотя понятно, что рамки учебного пособия не позволяют предложить развернутые схемы прикладного культурологического исследования применительно к каждой из выделенных областей, авторы надеются, что представленные модели анализа культурных смыслов и оснований на примере отдельных видов социокультурной практики окажутся востребованными в тех вузах, где при изучении культурологии, наряду с постижением общих проблем этой дисциплины, предполагается также рассмотрение своей профессиональной сферы, профильной деятельности с позиций культурологического анализа. Авторский коллектив учебного пособия: доктор философских наук, профессор И.М.Быховская (предисловие (от редактора); подразделы 1, 2, 3 в разделе I; 6, 8 в разделе IV), доктор культурологии, профессор Е.Я.Александрова (подразделы 1 в разделе I; 7 в разделе II), кандидат философских наук, доцент О.И.Горяинова (подразделы 3, 5 в разделе II; 2 в разделе III). доктор философских наук, профессор Т.Ф.Кузнецова (подраздел 1 в разделе III), кандидат исторических наук, доцент Е.Н.Мастеница (подраздел 1 в разделе IV), доктор философских наук, профессор В.М.Межуев (подраздел 2 в разделе II), кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Н.Г.Михайлова (подраздел 3 в разделе III), доктор искусствоведения, профессор К.Э.Разлогов (подраздел 2 в разделе IV), доктор философских наук, профессор В.М.Розин (подразделы 1 в разделе II; 3, 4, 7 в разделе IV), кандидат социологических наук И.В.Савина (подраздел 5 в разделе IV), кандидат философских наук, доцент А.А.Трошин (подраздел 4 в разделе II), доктор философских наук, профессор Е.Н.Шапинская (подразделы 6 в разделе II; 4, 5 в разделе III). |