URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Шестаков В.П. Гармония как эстетическая категория: Учение о гармонии в истории эстетической мысли Обложка Шестаков В.П. Гармония как эстетическая категория: Учение о гармонии в истории эстетической мысли
Id: 268997
920 р.

Гармония как эстетическая категория:
Учение о гармонии в истории эстетической мысли. Изд. 2, доп.

2022. 260 с.
Белая офсетная бумага

Аннотация

В настоящей книге рассматривается гармония как древнейшая категория эстетики. Выясняется логическое, понятийное содержание гармонии как категории эстетики, находятся ее связи с другими эстетическими категориями и понятиями. В книге предпринята попытка проследить историческое развитие учений о гармонии, начиная с античного времени и заканчивая XX веком. Рассматриваются место и роль учений о гармонии в истории эстетической... (Подробнее)


Оглавление
top
Предисловие ко второму изданию1
Введение5
Глава I. Проблема гармонии в античной эстетике19
1. Гармония в античном мифе20
2. Числовая гармония пифагорейцев24
3. Гармония как единство противоположностей28
4. Гармония и целесообразность30
5. Гармония и мера в эстетике Платона32
6. Учение Аристотеля о «середине»37
7. Гармония в эстетике эллинизма41
Глава II. Концепция гармонии в эстетике средних веков54
1. Consonantia et claritas54
2. Гармония и «мировая музыка»69
3. Античные мотивы75
4. Учение о гармонии в схоластической эстетике78
Глава III. Учение о гармонии в эстетике Возрождения87
1. Критика средневекового понимания гармонии87
2. «Гармонический человек» в эстетике гуманистов90
3. Эстетика Л.-Б. Альберти95
4. Гармония и грация в эстетике флорентийских неоплатоников97
5. Гармония в музыкальной эстетике Возрождения110
6. Поиски «совершенной пропорции»117
Глава IV. Семнадцатый век между Ренессансом и Просвещением128
1. Эстетика барокко и кризис ренессансной гармонии128
2. Гармония в эстетике классицизма133
3. Возрождение пифагореизма И. Кеплером137
4. Учение Лейбница о «предустановленной гармонии»139
Глава V. Учение о гармонии в эстетике нового времени143
1. Критика «предустановленной гармонии»143
2. «Мировая гармония» Шефтсбери146
3. Единство в многообразии149
4. Споры о природе музыкальной гармонии160
5. Проблема гармонической личности в немецкой классической эстетике167
6. Учение Гегеля о гармонии и мере176
7. Гармония в эстетике русских революционеров-демократов184
Глава VI. Категория гармонии в современной эстетике191
1. В поисках утраченной гармонии192
2. Место гармонии в системе категорий марксистско-ленинской эстетики211
3. Гармония и проблема «целостности» в искусстве227
4. Гармония и дисгармония234
Заключение240
Список литературы247

Предисловие ко второму изданию
top

Настоящая книга представляет собой переиздание моей работы «Гармония как эстетическая категория», изданной впервые в 1973 году. Она была написана в 60-х годах прошлого столетия и сегодня отражает дух и язык этого времени. За полвека, прошедшие после издания книги, многое в мире и в искусстве изменилось. Исчезла утопическая вера в скорейшее достижение социальной гармонии и воспитание гармонической личности, которые декларировались в Программе Коммунистической партии Советского Союза. Но гармония осталась как проблема искусства и как древнейшая категория эстетики. Я полагаю, что и сегодня следует знать, как развивалась и трансформировалась эта категория от Античности до наших дней.

Написание этой книги связано с длительной историей изучения истории европейской эстетики. Моя дипломная работа, которую я защитил в 1957 году на философском факультете МГУ имени М. В. Ломоносова под руководством В. Ф. Асмуса, была посвящена теме «Маркс и античность». Ее рецензентом был профессор А. Ф. Лосев. В довольно пространном (на девяти страницах) отзыве Алексей Федорович положительно оценил работу, отмечая мой интерес к категориям и понятиям античной философии. В завершение он писал: «У В. П. Шестакова уже намечается умение оперировать трудными философскими текстами и критически относиться к философским понятиям. Так, его сознательное отношение ко всякому фетишизму, начиная от первобытного и кончая товарным фетишизмом Нового времени, свидетельствует и о критицизме автора, и даже о его талантливости разбираться в трудных философских понятиях. Я приветствую работу В. П. Шестакова, по которой можно судить и о высоком качестве работы кафедры зарубежной философии МГУ и, в частности, руководителей В. П. Шестакова».

Должен признаться, что этот интерес к категориям я получил, знакомясь с работами А. Ф. Лосева. Алексей Федорович поддержал мои научные начинания. Мы решили заняться определением и систематизаций категорий эстетики. Результатом этой работы была наша совместная книга «История эстетических категорий», вышедшая в 1965 году. В ней гармония рассматривается как центральная категория античной эстетики. Более систематически гармония рассматривается мною в настоящей книге.

Как автору, мне трудно оценить ее достоинства. Недостатком же считаю то, что гармония рассматривается в книге только в логическом аспекте, без анализа ее смысла и значения в истории искусства. Однако такая задача предполагает специальное исследование. В известной мере эта задача решается в современном отечественном искусствознании, например в книге Н. А. Дмитриевой «В поисках гармонии».

Сегодня мы живем в обществе, где царствует хаос. Это мир, в котором, как писал Блок, «покой нам только снится». Действительно, как можно говорить о гармонии в условиях бесконечных войн, социальных конфликтов, глобальных катастроф, постоянного роста общественного неравенства, мировых экономических кризисов? Трудно себе представить, что современная цивилизация движется по пути, ведущему к царству гармонии. Так что оставим веру в достижение социальной гармонии утопистам и утопической литературе.

Но если социальная гармония представляется все более и более проблематичной, то это не значит, что следует вообще отказаться от самого понятия гармонии. Нельзя не признать, что гармония становится актуальной проблемой в экологической области, в понимании отношения человека и природы, а в более широком смысле и в вопросе о месте человека в мире. Освоение космоса ставит перед нами мировую загадку: гармоничен или хаотичен мир, в котором мы живем?

Кроме того, гармония продолжает оставаться важной проблемой как категория искусства, да и в более широком смысле как категория эстетического познания и восприятия мира. Прежде всего, это важная категория для понимания всего классического искусства. На протяжении веков художники и теоретики искусства пытались найти законы гармонии и построить на их основе произведения искусства — живописи, архитектуры, музыки. Мы наслаждаемся гармонией античной и средневековой архитектуры, гармонией музыки Баха и Моцарта. Без понимания законов гармонии нельзя понять смысл и характер всего классического наследия прошлого. Кроме того, о гармонии мы говорим, когда познаем законы природы и Вселенной. Не случайно до нас дошли такие понятия классической эстетики, как «гармония сфер», «гармония мира» и т. д. Все это делает гармонию актуальной проблемой, и не только в сфере научного знания, но и в повседневном обиходе.

Сегодня в России термин «гармония» широко используется в названиях различных учреждений образовательного и гуманитарного характера. Под этим названием существуют музыкальные школы, хореографические студии, спортивные центры, бассейны, учреждения эстетической медицины, фотостудии. Существует даже международный центр культуры, который проводит свои фестивали под флагом гармонии. В Новосибирске есть фонд «Гармония». Несомненно, что все это широкое употребление термина, который родился в античной философии, требует раскрытия содержания и смысла в контексте современной культуры. К сожалению, литература на этот счет чрезвычайно бедна. Можно сослаться на несколько книг, в основном религиозного содержания. Например, протоирей Георгий Неймарк недавно издал книгу с названием «Гармония божественного творения», напоминающим названия сочинений средневековых авторов.

В Минеральных Водах вышла в 2019 году книга «Гармония. (Размышления)», автором которой является И. М. Конд¬раков. Книга своеобразная. Она написана с позиций довольно неопределенной «Конструктивной теории всего», на которую ссылается автор как на основу его размышлений. К сожалению, в этой книге игнорируется всякая связь с историей понятия гармонии, с его философским и эстетическим контекстом. Автор предлагает свою собственную философию, утверждая, что гармония — это «согласие разногласных», таких как «притяжение-отталкивание», «бытие и небытие», «покой-движение», «присутствие при наличии отсутствия» . Но в чем и как проявляются все эти антиномии, какое отношение они имеют к гармонии, автор не объясняет. Пользуясь словами самого автора, в его книге гармония присутствует «при наличии отсутствия».

Появляются и художественные произведения на тему «гармония». Именно так озаглавлена книга Анны Стоун из Саратова, написанная в жанре фэнтези и представляющая из себя произведение массовой развлекательной литературы . В книге события происходят в некоей империи, против которой восстают волшебники и маги, относящие себя к особой, первородной касте людей, принадлежащих миру гармонии.

Некоторые противники гармонии ссылаются на то, что в реальной жизни мы чаще всего сталкиваемся с проявлениями хаоса, а не гармонии. Но само представление о хаосе является производным от гармонии, и без сопоставления с нею хаос просто не существует. На этот счет есть убедительные суждения многих современных теоретиков искусства. Американский гештальтпсихолог искусства Рудольф Арнхейм пишет: «Порядок может выражать беспорядок, гармония — дисгармонию. Если это отрицать, мы вернемся к классической традиции, которая неминуемо приводила к стерильности». Сам Арнхейм развивал принцип гармонизации психологического познания, формулируя смысл понятия «гештальт».

Я надеюсь, что все эти довольно разнообразные аспекты еще будут исследованы в нашей научной литературе. Пусть моя книга по истории гармонии будет первым шагом в этом направлении.


Об авторе
top
photoШестаков Вячеслав Павлович
Доктор философских наук, профессор, заслуженный работник культуры Российской Федерации. Заведовал сектором теории искусства Российского института культурологии. Преподавал теорию культуры и истории искусства в Российском государственном гуманитарном университете. Выступал с лекциями и докладами в университетах США и Великобритании. Получил гранты Варбургского института (Лондон), фонда Пола Меллона по изучению английского искусства, фонда «Про-Гельвеция» (Швейцария), Йельского центра изучения английского искусства (США).

Консультант Комиссии по делам ЮНЕСКО по вопросам культуры (1980–1990). Публиковал доклады и сообщения по вопросам культуры в документах ЮНЕСКО.

В. П. Шестаков — автор более 50 книг по эстетике и культуре. Среди них — «Бытовая культура итальянского Возрождения: У истоков европейского образа жизни», «История эстетических учений», «История эстетических категорий» (совместно с А. Ф. Лосевым), «От этоса к аффекту: История музыкальной эстетики», «Эсхатология и утопия: Очерки русской философии и культуры», «Мифология ХХ века: Теория и практика массовой культуры», «США: псевдокультура или завтрашний день Европы? Ридерз дайджест по американской культуре», «Английский акцент: Английское искусство и национальный характер», «Европейский эрос: Философия любви и европейское искусство», «Эстетика Ренессанса», «Русская литературная утопия», «Искусство и мир в „Мире искусства“», «Оксфорд и Кембридж: Старейшие университеты мира», «Шекспир и итальянский гуманизм», «История музыкальной эстетики от Античности до XVIII века» и др.

Под научной редакцией В. П. Шестакова изданы книги, ставшие учебными пособиями для российских вузов — пятитомная «История эстетики. Памятники эстетической мысли», «История музыкальной эстетики» в семи томах, двухтомная хрестоматия «Идеи эстетического воспитания», антологии «Русская литературная утопия», «Русский Эрос: Философия любви в России», «Эстетика Ренессанса» в двух томах. Его работы переведены на английский, итальянский, польский, венгерский, чешский, словацкий и китайский языки.