Подъ общимъ заглавiемъ "Ступени развитiя человечества" я выпустилъ до сихъ поръ четыре книги ("Смыслъ жизни", "Фазы культуры", "Формы брака", "Семья"), которыя вместе съ настоящимъ томомъ и следующими за нимъ, уже далеко подвинувшимися впередъ работами задуманы мной, какъ единая, систематическая соцiологiя. (Сравни только что приведенный общiй планъ работы). Однако каждая книга составлена такимъ образомъ, чтобы она, образуя законченное самостоятельное целое, могла быть безъ труда прочитана и въ отдельности. Такой характеръ носитъ и настоящая книга "Фазы любви"; для пониманiя ея достаточно несколькихъ краткихъ предварiительныхъ замечанiй. Подъ генеономiей мы понимаемъ сумму всехъ техъ жизненныхъ проявленiй общества, которыя связаны съ сохраненiемъ вида, т.-е. все те явленiя, которыя имеютъ своимъ назначенiемъ замену исчезающаго поколенiя нарождающимся, или непосредственно связаны съ этiимъ процессомъ. Въ частности, какъ уже показано въ другомъ месте, это будутъ следующiя рубрики: А. Половое отношенiе (т.-е отношеиiя между мужчиной и женщиной); въ отдельности: 1. любовь, 2. мотивы брака, 3. способы добыванiя женъ, 4. бракъ, 5. соцiальное лоложенiе. В. Отношенiе между поколенiями (т.-е. отношенiе родителей къ детямъ, или общее, старшаго поколенiя къ младшему): 1. семья, 2. половой отборъ, 3. воспитаиiе, 4. наследованiе, 5. соцiальное положенiе различныхь возрастовъ. С. Отношенiе родства: 1. родъ, 2. системы родства, 3. формы брака. Общiй обзоръ хода развiитiя всехъ этихъ генеономическихъ явленiй мы уже дали въ предыдущей книге ("семья") и пришли тамъ къ выводу, что генеономическое развитiе можетъ быть разделено на следующiе перiоды: 1. Родовая эпоха; въ теченiе нея человеческое общество построено на принципе общаго происхожденiя, кровнаго родства, И важнейшимъ генеономическимъ образованiемъ является родъ. Эпоха эта въ свою очередь распадается на три фазы: на ранне-родовую фазу, когда родовой бытъ мало-по-малу складывается, вырабатывая все более высокiя формы; на высоко-родовую фазу, когда родъ достигаетъ высшаго расцвета; и на позднеродовую фазу, когда начинаетъ разлагаться родъ, бывшiй дотоле фандаментовъ общества, и само общество подвергается колоссальному процессу превращенiя, переводящему его въ 2. семейную эпоху. При этомъ перевороте родъ распадается на отдельныя семыи, составлявшiя его раньше; семья принимаетъ на себя теперь хозяйственныя функцiи рода, а политическiя функции похищаетъ у него государство, которое здесь впервые пробуждается и все съ большей и большей энергiей вступаетъ въ жiизнь. – Въ семейственной эпохе, также какъ и въ родовой, могутъ быть распознаны три фазы: фаза зачаточная или раннесемейственная, фаза высшаго расцвета семьи или высоко-семейственная, и фаза упадка семьи – поздне-семейственная, начинающаяся съ развитiемъ капиталистическаго производства. После того какъ въ первую эпоху родъ, а во вторую эпоху семья прошли черезъ перiоды роста, расцвета и упадка, мы стоимъ теперь, если насъ не обманываютъ все приметы, передъ новой эпохой; близится эпоха, въ которую на первый планъ будетъ повидимому, все решительнее и решительнее выдвигаться индивидуумъ, личность, и которую мы обозначали поэтому, какъ 3. "индивидуальную или личную эпоху". Изъ этой эпохи намъ известны, во всякомъ случае, лишь самыя первыя зачатки, а именно "ранне-личная фаза", начавшаяся съ дифференцiацiей женщинъ по профессiямъ. Само собой разумеется, разделенiе это нельзя понимать такъ, что въ различныя эпохи имелся лишь одинъ единственный организацiонный прiинципъ; скорее подъ этимъ следуiетъ разуметь лишь, что въ первую эпоху родство, во вторую эпоху семья, въ третью эпоху соцiальный индивидуумъ можетъ разсматриваться, какъ начало преобладающее на ряду съ двумя другими. После того какъ въ предыдущей книге мы доказали наличность указанныхъ трехъ ступеней въ общемъ ходе генеономическаго развитiя, мы попытаемся теиерь рiасчленить эту глыбу на ея элементы и показать, что и для каждой отдельной частной области можетъ быть установленъ тотъ же важный законъ трехъ ступеней. А именно, въ этой книге должно быть разсмотрено половое отношенiе, которое мы выше уже разделили на отделы: любовь, мотивы брака, способы добыванiя женъ, бракъ, соцiальное положенiе женщины. Необходимо еще подчеркнуть, что нашей задачей является не обстоятельное культурно-исторлческое описанiе или изложенiе, а лишь обзоры, въ основу которыхъ положенъ очерченный въ пятой главе методъ фазъ, т.-е, чисто соцiологическое разсмотренiе, которое стремится только выделiить фазы и вывестiи изъ нихъ линiи направленiя культурнаго прогресса и законы развитiя. Мюнхенъ, апрель 1913. Мюллер-Лиер Франц Карл Известный немецкий социолог. Получил медицинское образование. Работал в клиниках Парижа и Берлина, написал труды в области психиатрии и психофизиологии. Будучи в Париже (1884–1885), познакомился с социологическими взглядами О. Конта, оказавшими на Мюллер-Лиера сильное влияние. В 1890-х гг. всецело посвятил себя проблемам обществоведения. Многие годы углубленно изучал вопросы социологии, и с 1908 г. начал публиковать многотомную работу «Ступени развития человечества. Система социологии в обзорах и монографиях». При жизни Мюллер-Лиеру не удалось выпустить все 13 томов задуманного им произведения. За два года до смерти он опубликовал первую общую часть работы, названной «Социология страданий» (рус. пер. 1925; М.: URSS). Книга «Фазы любви», составившая пятый том исследования и в то же время являющаяся самостоятельным произведением, вышла в 1913 г. одновременно в Германии и России. В последние годы жизни, во время Первой мировой войны, Мюллер-Лиер печатал лишь небольшие журнальные статьи, в частности, в органе Германского союза монистов, председателем которого он был избран.
|