Показать ещё...
Настоящее (3-е) изданiе этой книги существенно отличается отъ предыдущихъ, прежде всего, темъ, что прежнее "Введенiе" и первый отделъ ("Что такое поэзiя и что такое проза, какъ явленiя мысли челове ческой") заменены новымъ "Введенiемъ", где я поставилъ себе целью, во-первыхъ, исправить теоретическiе недочеты, а во-вторыхъ, сделать изложенiе более легкимъ и популярнымъ. Кроме того, заново написаны страницы о "словесной лирике" (гл.II), предпосланныя отделу, где речь идетъ о разновидностяхъ лирической поэзiи; введена новая глава (IV: "обобщающая сила художественныхъ образовъ и ихъ деленiе на три разряда: схематическiе, символическiе и типичные"), где соответственный матерiалъ предыдущихъ изданiй представленъ въ более ясномъ и последовательномъ изложенiи.-Въ VII-ую главу ("Словесная форма поэзiи и прозы. Стихъ и слогъ") внесенъ новый параграфъ – о "стиле". – "Приложенiе" (очеркъ историческаго развитiя эпоса и драмы), присоединенное во 2-мъ изданiи, опущено, какъ трактующее о предмете, относящемся къ исторiи литературы, а не къ теорiи поэзiи и прозы, и заменено другимъ – "словаремъ важнейшихъ терминовъ теорiи словесности". Въ остальныхъ частяхъ книги сделаны необходимыя поправки. § 1. Поэзiя и проза, какъ элементы мыслиПодъ именемъ "словесности" въ обширномъ смысле мы понимаемъ вою огромную массу техъ произведенiй человеческой мысли, которыя получаютъ свое окончательное выраженiе въ слове. Следовательно, подъ понятiе словесности подойдутъ и народная песня, напр., былина объ Илье Муромце, и поэма Пушкина, и повесть Тургенева, и философскiй трактатъ, и ученое изследованiе, и критическая статья и т.д. и т.д. Все это множество произведенiй слова можетъ быть разделено на два большихъ отдела: одинъ отделъ называется поэзiей, другой-прозой. Это деленiе основано на следующемъ. Вникая въ работу человеческаго мышленiя, мы замечаемъ, что оно во многихъ случаяхъ не обходится безъ участья такъ называемыхъ "образовъ". "Образомъ" можетъ служить любое представленiе, если оно является способомъ созданiя и выраженiя мысли. Если же представленiе такой роли не играетъ, то оно и не является "образомъ", Такъ, напр., разсказъ о томъ, какъ медведь, желая согнать муху со лба спящаго человека, разбилъ ему голову камнемъ, будетъ служить образомъ только въ томъ случае, когда мы воспользуемся имъ, какъ представленiемъ, которое наводитъ на мысль о вреде и опасности глупости ("услужливый дуракъ опаснее врага") и служитъ выраженiемъ этой мысли. Если же эта мысль не прiйдетъ намъ въ голову, и мы отнесемся къ разсказу просто какъ къ описанiю случая (хотя бы и выдуманнаго), то разсказъ потеряетъ для насъ значенiе образа, а вместе съ темъ – и свой смыслъ. Такъ вотъ, процессъ мышленiя, орудующiй образами, и называется поэтическимъ. Поэзiя-это образное мышленiе. Ему противупоставляется другой процессъ мышленiя, именно тотъ, который обходится безъ участья образовъ. Онъ называется прозаическимъ. Проза-это мышленiе безъ-образное. Такъ, напр., на ту же тему – о глупости можно размышлять, не пользуясь никакими образами, не приводя примеровъ. Эти размышленiя превратятся въ разсужденiе, въ разборъ (анализъ) понятiя глупости и т.д. и приведутъ къ темъ или другимъ выводамъ. Это будетъ чисто-прозаическая (безъ-образная) работа мысли, орудующая понятiями. Весьма нередко наблюдается смешенiе или совмещенiе обоихъ процессовъ, поэтическаго и прозаическаго. Размышляя на ту или иную тему, мы пользуемся сперва какими-нибудь образами, а затемъ переходимъ къ разсужденiю, или наоборотъ, начавъ разсужденiемъ, обращаемся къ образу, который подкрепляетъ его и придаетъ нашей мысли более яркое выраженiе. Если мы возьмемъ на себя трудъ вникнуть въ процессъ нашего повседневнаго мышленiя, какъ оно проявляется въ размышленiи, въ раздумьи, въ разговоре, въ спорахъ и т.д., то легко заметимъ въ немъ присутствiе и постоянное чередованiе поэтическихъ и прозаическихъ элементовъ. Все мы, въ этомъ смысле, прирожденные "поэты" и "прозаики". Настоящiе, "призванные" и признанные поэты, пишущiе поэмы, повести, романы и т.д., и таковые же "прозаики", работающiе въ разныхъ областяхъ мысли (въ науке, въ философiи, въ области литературной критики и т.д.), отличаются отъ "насъ" только степенью дарованiя, глубиною мысли, широтою наблюденiй, способностью къ тому, что называется "творчествомъ". Не все могутъ "творить", создавать произведенiя, представляющiя общiй интересъ, имеющiя литературное значенiе, но все, кроме идiотовъ, обладаютъ элементами поэтическаго и прозаическаго мышленiя. Если бы ихъ не было у насъ, мы не были бы въ состоянiи понимать поэтическiя и прозаическiя произведенiя, а авторы этихъ творенiй остались бы безъ читающей публики. По выраженiю покойнаго А.А.Потебни (проф. Харьковскаго университета, первостепеннаго ученаго-филолога), поэзiя "не тамъ только, где великiя произведенiя (какъ электричество не тамъ только, где гроза), а... везде, ежечасно и ежеминутно, где. говорятъ и думаютъ...". Во избежанiе недоразуменiй, необходимо указать здесь же, что, кроме вышеустановленнаго понятiя прозы, какъ непоэтическаго, безъ-образнаго процесса мысли, существуетъ и другое, въ силу котораго "проза" противупоставляетоя не "поэзiи", а стиху: проза (въ этомъ смысле)-это нестихотворная речь.-Вь дальнейшемъ, вплоть до главы еII-й, мы, говоря о прозе, будемъ иметь въ виду только первое понятiе прозы, т.-е. то, которое противупоставляется понятiю поэзiи. И только въ последней, VII главе, посвященной разсмотренiю внешней, словесной формы произведенiй поэзiи и прозы, мы поведемъ речь и о прозе, противупоставляемой стиху. Овсянико-Куликовский Дмитрий Николаевич Известный отечественный филолог, психолог, почетный академик Петербургской академии наук. Родился в имении Каховка Таврической губернии. Учился в Петербургском и Новороссийском университетах, в Праге и Париже. Преподавал в Новороссийском, Казанском, Харьковском и Петербургском университетах. Им написаны работы по синтаксису русского языка, санскриту и ведийской мифологии. Будучи последователем школы А. А. Потебни, Д. Н. Овсянико-Куликовский придерживался идеи изначальной образности языка и разрабатывал вопросы теории и психологии творчества, подчеркивая значение наблюдательного и экспериментального метода в искусстве. Известны труды Д. Н. Овсянико-Куликовского о творчестве И. С. Тургенева, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, Г. Гейне, И. В. Гёте.
|
2023. 720 с. Твердый переплет. 21.9 EUR
Книга «Зияющие высоты» – первый, главный, социологический роман, созданный интеллектуальной легендой нашего времени – Александром Александровичем Зиновьевым (1922-2006), единственным российским лауреатом Премии Алексиса де Токвиля, членом многочисленных международных академий, автором десятков логических... (Подробнее) URSS. 2023. 272 с. Мягкая обложка. 15.9 EUR
Настоящая книга посвящена рассмотрению базовых понятий и техник психологического консультирования. В ней детально представлены структура процесса консультирования, описаны основные его этапы, содержание деятельности психолога и приемы, которые могут быть использованы на каждом из них. В книге... (Подробнее) URSS. 2024. 704 с. Твердый переплет. 26.9 EUR
В новой книге профессора В.Н.Лексина подведены итоги многолетних исследований одной из фундаментальных проблем бытия — дихотомии естественной неминуемости и широчайшего присутствия смерти в пространстве жизни и инстинктивного неприятия всего связанного со смертью в обыденном сознании. Впервые... (Подробнее) 2023. 696 с. Твердый переплет в суперобложке. 119.9 EUR
Опираясь на новейшие исследования, историк Кристофер Кларк предлагает свежий взгляд на Первую мировую войну, сосредотачивая внимание не на полях сражений и кровопролитии, а на сложных событиях и отношениях, которые привели группу благонамеренных лидеров к жестокому конфликту. Кларк прослеживает... (Подробнее) URSS. 2024. 800 с. Мягкая обложка. 37.9 EUR
ВЕРСАЛЬ: ЖЕЛАННЫЙ МИР ИЛИ ПЛАН БУДУЩЕЙ ВОЙНЫ?. 224 стр. (ТВЁРДЫЙ ПЕРЕПЛЁТ) 11 ноября 1918 года в старом вагоне неподалеку от Компьеня было подписано перемирие, которое означало окончание Первой мировой войны. Через полгода, 28 июня 1919 года, был подписан Версальский договор — вердикт, возлагавший... (Подробнее) URSS. 2024. 344 с. Мягкая обложка. 18.9 EUR
Мы очень часто сталкиваемся с чудом самоорганизации. Оно воспринимается как само собой разумеющееся, не требующее внимания, радости и удивления. Из случайно брошенного замечания на семинаре странным образом возникает новая задача. Размышления над ней вовлекают коллег, появляются новые идеи, надежды,... (Подробнее) URSS. 2024. 576 с. Мягкая обложка. 23.9 EUR
Эта книга — самоучитель по военной стратегии. Прочитав её, вы получите представление о принципах военной стратегии и сможете применять их на практике — в стратегических компьютерных играх и реальном мире. Книга состоит из пяти частей. Первая вводит читателя в мир игр: что в играх... (Подробнее) URSS. 2024. 248 с. Мягкая обложка. 14.9 EUR
В книге изложены вопросы новой области современной медицины — «Anti-Ageing Medicine» (Медицина антистарения, или Антивозрастная медицина), которая совмещает глубокие фундаментальные исследования в биомедицине и широкие профилактические возможности практической медицины, а также современные общеоздоровительные... (Подробнее) URSS. 2024. 240 с. Твердый переплет. 23.9 EUR
Предлагаемая вниманию читателей книга, написанная крупным биологом и государственным деятелем Н.Н.Воронцовым, посвящена жизни и творчеству выдающегося ученого-математика, обогатившего советскую науку в области теории множеств, кибернетики и программирования — Алексея Андреевича Ляпунова. Книга написана... (Подробнее) 2023. 416 с. Твердый переплет. 19.9 EUR
Вам кажется, что экономика — это очень скучно? Тогда мы идем к вам! Вам даже не понадобится «стоп-слово», чтобы разобраться в заумных формулах — их в книге нет! Все проще, чем кажется. Автор подаст вам экономику под таким дерзким соусом, что вы проглотите ее не жуя! Вы получите необходимые... (Подробнее) |