Классический университет – безусловная принадлежность европейской культурной традиции, необходимый элемент ее воспроизводства, а следовательно, и один из базисных факторов существования современной общечеловеческой цивилизации. Поэтому неудивительно, что сегодня, в эпоху ее глобальных трансформаций и кризисов (среди которых, как это становится очевидно все большему числу людей, исходным и наиболее опасным является антропологический кризис – кризис человека в современной культуре, связанный не только с утерей способности воспринимать ценности истины, добра и красоты, но и с утратой элементарной вменяемости) особенно остро встает вопрос о судьбах классического университета, задающего уровень образовательных стандартов в обществе, о его нынешнем положении и перспективах. Между тем не секрет, что характер соответствующих дискуссий далек от проникновения в суть вопроса, а действия по реформированию социального института образования (как среднего, так и высшего, как на Западе, так и в России) скорее усугубляют проблемы, нежели способствуют их разрешению, и это свидетельствует о том, что текущая ситуация в образовании продолжает осмысливаться в рамках прежних представлений, уже не способных выразить всю сложность. Речь идет не только об идеях Канта, Фихте, Шеллинга или Гегеля, которые, оставаясь парадигмальными для университетского образования в целом, требуют, тем не менее, серьезной поправки на прошедшие двести лет, но и о взглядах таких крупных мыслителей XX века, как Х.Ортега-и-Гассет, К.Манхейм, К.Ясперс, Ю.Хабермас, Ж.Деррида и др. В их работах, посвященных поискам идеи университета, речь идет о высоком назначении классического университета, подробно обсуждается его идеальная модель, но сам путь к ее воплощению остается недостаточно проясненным или даже декларативным. Труды отечественных теоретиков высшего образования – от Н.И.Пирогова и М.М.Рубинштейна до Ю.В.Громыко, Б.С.Гершунского, М.П.Карпенко, В.И.Добренькова и В.Я.Нечаева и многих других – выделяются значительно большей практической направленностью и методологической проработанностью, нежели на Западе, но, за исключением некоторых выдающихся работ (среди которых в первую очередь следует выделить труды М.К.Петрова и Ф.Т.Михайлова), все же не достигают той степени конкретности, которая необходима для претворения повсеместно признаваемых идеальных принципов и благих пожеланий в "образовательную повседневность" современного классического университета. Представленная работа призвана отчасти восполнить эти недостатки и нацелена на то, чтобы, теоретически раскрыв причины кризисных тенденций в жизни университета применительно к современности, к реалиям XXI века, выработать практически эффективную программу их преодоления. Решение данной задачи потребовало, во-первых, исторического подхода к раскрытию самой этой идеи, во-вторых, обновленного взгляда на культуру, на процесс ее воспроизводства и на роль философии в этом процессе, в-третьих, особого внимания к "операциональным" вопросам. Чем и объясняется как "постатейная" форма основного, теоретического раздела работы, так и выделение прикладного, практического ее раздела в особый корпус "Приложений", демонстрирующих возможность продуктивной реализации выдвинутых идей на конкретных примерах. Автор предвидит возможные возражения в свой адрес, но, будучи убежден в необходимости дискуссий и аргументированной критики для развития научного знания, выражает надежду, что они послужат скорейшей выработке оптимальных вариантов реформирования высшего образования, состояние которого определяет не только характер процессов в современном обществе, но и судьбы отечественной и всей мировой культуры. ![]() Доктор философских наук, профессор Челябинского государственного университета, специалист в области философии биомедицины, медицинской антропологии, философии культуры. По первой профессии врач; 20 лет проработал в практической медицине как анестезиолог-реаниматолог.
Ведущее направление научной деятельности — онтология общеэволюционных процессов, разработка философских оснований «единой науки о человеке», осмысление антропологического содержания глобальных социокультурных тенденций современности. Автор ряда работ по данной проблематике, в том числе книг «Эвтаназия. Медицина. Культура» (М.: URSS), «Человек в современной культуре: Введение в общее человековедение (на материале кинематографа)» (Челябинск, 2010), «Университет XXI века» (М.: URSS), а также публикаций в отечественной и зарубежной научной печати, среди которых «Компоненты антропологического кризиса современности», «Медицина как парадигма философского знания», «Органическая эволюция сквозь призму теории культуры», «Биомарксизм: опыт новейшей реконструкции учения Маркса» и др. |