|
|
ГЛАВА I. Существованiе Души |
| Основанiя принимать душу. - Свобода воли. - Несравнимость физическихъ и психическихъ процессовъ. - Необходимость двухъ разныхъ объяснительныхъ началъ. - Предполагаемое объяснение ихъ въ одномъ и томъ же существе. - Единство сознанiя - Что собственно не сознанiе, и въ чемъ оно действительно состоитъ. - Невозможность объяснить его изъ совокупности многихъ действiй. - Соотносительное знанiе въ противуположность физическому среднесложному образованiю. - Сверхчувственная природа души |
ГЛАВА II. Природа и способности души |
| Множественность душевныхъ способностей. - Неудобства, сопряженный съ допущенiемъ ея. - Совместность ея съ единствомъ души. - Непосредственный и прiобретенныя способности. - Невозможность одной единственной первоспособности. - Представленiе, чувствованiе и хотенье. - Постоянная деятельность всего существа души. - Низшiя и высшiя воздействiя. - Изменчивость души и ея пределы. -Ведомая и неведомая намъ сущность души |
ГЛАВА III. О ходе представленiй |
| Устойчивость (пребываемость) представленiй и ихъ забываемость. - Взаимный гнетъ ихъ другъ на друга и теснота сознанiя. - Различная сила ощущенiй. - Степени ясности воспоминанiй - Противоположность представленiй. - Смыслъ. - Направленiе хода представленiй законами мыслесочетанiя и воспроизведенья |
ГЛАВА IV. Формы соотносительнаго знанiя. |
| Отношенiя между отдельными представленьями, какъ предметами новыхъ представленiй. - Смена знанiя и знанiе смены. - Врожденныя идеи. - Пространственно-временное мiровоззренiе чувственности.- Разсудочное мiровоззренiе смысла.-Понятiе, сужденiе, умозаключенье.-Объединительное стремленiе разума |
ГЛАВА V. О чувствованiи, самосознанiи и воле. |
| Происхожденiе и формы чувствованiй. - Ихъ связь съ познанiемъ. - Оценяющая деятельность разума. - Самосознанiе; эмпирическое и чистое Я. - Побужденiя и стремленья. - Воля и ея свобода. - Заключенiе |
Лотце Рудольф Герман Выдающийся немецкий философ, врач, естествоиспытатель. Родился в г. Бауцен, в семье военного врача. Изучал медицину и философию в Лейпцигском университете; там же получил степень доктора медицины. С 1842 г. был профессором философии в Лейпциге, в 1844–1881 гг. — в Геттингене (заведовал кафедрой философии). Основные работы были написаны им в Гейдельберге. Неоднократно печатался во французском журнале "Философское обозрение", выходившем под редакцией известного психолога Т. А. Рибо.
В своих философских работах, наибольшую известность из которых получили "Микрокосм" (1856–1864; в 3 т.) и "Система философии" (1874–1879), Р. Г. Лотце развивал идеи объективного идеализма, близкие к учению о монадах Г. Лейбница. При этом в ходе развития его взгляды претерпевали значительные изменения; как философ он боролся за синтез метафизики немецкого идеализма (от Лейбница до Гегеля) и точных естественных наук и медицины. В своих трудах по медицине и физиологии он отстаивал некоторые положения механистического материализма и критиковал витализм. Таким образом, его философская система имела целью примирить потребности духа с выводами науки. В логике и теории познания Лотце ввел телеологическое понятие значимости как специфической характеристики мыслительного содержания, а в этике — понятие ценности. Вплоть до первого десятилетия XX века он считался самым значительным философом в Германии после Гегеля; его идеи оказали большое влияние на Э. Гуссерля, В. Виндельбанда, К. Штумпфа и многих других известных мыслителей.
|
|
|
|