|
|
ГЛАВА I. Связъ между теломъ и душой |
| Разныя ступени мiропонятiя; истинныя и производныя, или второстепенныя точки зренья. – Общая связь между духомъ и теломъ. – Возможность и необъяснимость взаимодействiй между однороднымъ и разнороднымъ – Начало ощущенiй. – Haправленiе движенiй. – Пластическое влiянiе души |
ГЛАВА II. Местилище души |
| Смыслъ этого вопроса. – Ограниченный кругъ душевной деятельности. – Строенiе мозга. – Какъ происходитъ движенiя.– Условiя пространственнаго созврцанiя. – Значенiе неразветвленныхъ нервныхъ волоконъ. – Вездеприсутствiе души и тела |
ГЛАВА III. Формы взаимнодействiя между теломъ и душой |
| Органы души. – Органъ созерцанiя пространства. – Телесная обосновка чувствованiй. – Высшее разуменiе, нравственное и эстетическое сужденье. – Сонъ и безсознательность. – Влiянiе состоянiй тела на ходъ представленiй. – Главный органъ движeнiя. – Отраженныя (рефлективныя) движенья. – Формы воздействiя, прiобретемыя навыкомъ. – Делимостъ души. – Френологiя. – Стесненiе или объуженiе духа связью его съ теломъ |
ГЛАВА IV. Жизнь вещества |
| Постоянный обманъ чувственности. – Невозмо;ность, чтобъ вещи изображались въ нашемъ ощущенiи. – Собственное и высшее значенье чувственности. – Внутренняя подвижность вещей. – Вещество – явленiе сверхчувственнаго. – О возможности протяженныхъ существъ. – Противуположность между теломъ и душой все-таки остается прежняя. – Почему множественность сохраняетъ свои права передъ единствомъ |
ГЛАВА V. О начале и конце душевной жизни |
| Ограниченность знанiя. – Вопросы о первобытной исторiи.–Несамостоятельностъ всякаго механизма. – Естественная необходимость и безконечная сущность, или субстанцiя. – Возможность действiя вообще. – Начало определенныхъ законовъ действiй.– Безсмертiе – Возникновенье душъ |
Заключенiе |
Лотце Рудольф Герман Выдающийся немецкий философ, врач, естествоиспытатель. Родился в г. Бауцен, в семье военного врача. Изучал медицину и философию в Лейпцигском университете; там же получил степень доктора медицины. С 1842 г. был профессором философии в Лейпциге, в 1844–1881 гг. — в Геттингене (заведовал кафедрой философии). Основные работы были написаны им в Гейдельберге. Неоднократно печатался во французском журнале "Философское обозрение", выходившем под редакцией известного психолога Т. А. Рибо.
В своих философских работах, наибольшую известность из которых получили "Микрокосм" (1856–1864; в 3 т.) и "Система философии" (1874–1879), Р. Г. Лотце развивал идеи объективного идеализма, близкие к учению о монадах Г. Лейбница. При этом в ходе развития его взгляды претерпевали значительные изменения; как философ он боролся за синтез метафизики немецкого идеализма (от Лейбница до Гегеля) и точных естественных наук и медицины. В своих трудах по медицине и физиологии он отстаивал некоторые положения механистического материализма и критиковал витализм. Таким образом, его философская система имела целью примирить потребности духа с выводами науки. В логике и теории познания Лотце ввел телеологическое понятие значимости как специфической характеристики мыслительного содержания, а в этике — понятие ценности. Вплоть до первого десятилетия XX века он считался самым значительным философом в Германии после Гегеля; его идеи оказали большое влияние на Э. Гуссерля, В. Виндельбанда, К. Штумпфа и многих других известных мыслителей.
|
|
|
|