Ушедший в прошлое Советский Союз был на редкость пуританской страной, во всяком случае казался таким благодаря своей официальной политике. Это особенно бросалось в глаза, когда дело касалось секса. Малейшая попытка затронуть эту тему в литературе, на экранах телевизоров, в кинофильмах или на сценических подмостках встречалась в штыки, причем не только боссами идеологических структур, но и самой широкой общественностью. Малейшее отклонение от установленных норм – и на издательство, на кино- и телестудии обрушивалась лавина писем возмущенных читателей или зрителей. В те годы мне довелось познакомиться со взрывом читательского негодования, адресованного редакции журнала "Юность" в связи с появлением на цветной вклейке репродукции с картины "На пляже", где были изображены обнаженными прелестные девичьи тела. Писем накопилась огромная коробка, в которой вполне мог бы поместиться и я. Вопросы пола подпадали под особенно строгий запрет, если дело касалось детей. Даже в таком "специализированном" детском журнале, как "Юный натуралист", на нарочитый разговор о размножении с незапамятных времен было наложено безоговорочное табу – и не потому, что создатели журнала не понимали необходимости знакомить юных читателей со всеми сторонами жизни животных или боялись вышестоящего начальства. Сотрудники журнала испытывали панический страх перед общественным мнением. Передовые педагоги давно понимали необходимость полового воспитания подрастающего поколения и считали, что школа, наряду с семьей, должна взять на себя этот труд. Однако их настойчивые требования в то время не получали необходимой поддержки. Наша школа крайне консервативна. В последние годы Советского Союза автору этих строк довелось принять участие в создании школьного учебника для восьмого класса средней школы по анатомии, физиологии и гигиене "Человек". Министерство просвещения, серьезно заинтересованное в создании нового современного учебника, заверило авторов, что им дается полная свобода и право сделать учебник по собственному разумению, с тем чтобы он как можно полнее отражал современное состояние науки о человеке. Правда, позже выяснилось, что карт-бланш был ограничен рамками школьной программы, десятилетиями существенно не менявшейся. Лишь одна глава, задачей которой являлось половое воспитание учащихся, не подпадала под ее иго, так как такая задача раньше к учебнику вообще не предъявлялась и в школьной программе по биологии отражена не была. В то время в редакционный совет издательства "Просвещение" входило много пожилых учительниц, всю жизнь отдавших детям. Под их влиянием глава о половом воспитании подверглась самой серьезной редакторской правке, и когда учебник наконец вышел из типографии, авторы свой текст не узнали и были буквально обескуражены произведенными в нем переделками. Критики учебника дошли до того, что изъяли из текста даже научные названия частей женских половых органов. Так и остались те безымянными, давая простор детям именовать их в соответствии с уровнем собственной "эрудиции". Насущная потребность организации полового воспитания школьников, необходимость научить не только детей, но не в меньшей степени и взрослых относиться ко всем явлениям, связанным с процессами размножения, не как к чему-то постыдному и неприличному и заставила автора взяться за эту книгу. Кроме того, процессы размножения животных столь интересны и, пожалуй, познавательны, что рассказать о них стоит. В занимательной книге о размножении я собираюсь познакомить читателей с такими сторонами этого процесса в животном мире, которые раньше в литературных произведениях для массового читателя освещать считалось неприлично. Между тем в поведенческих актах, связанных с размножением животных, не бывает ничего непристойного. Все, что происходит в брачный период между половыми партнерами, в высшей степени целомудренно. Ведь цель этих процессов не связана с похотью и с получением брачующимися партнерами чего-то личного для себя. Задача любых брачных ритуалов и "обычаев" состоит лишь в том, чтобы обеспечить появление потомства, гарантировать продолжение рода. Непристойными могут быть только поступки человека, но никак не наших четвероногих и пернатых соседей по общему дому – планете Земля. Сергеев Борис Федорович Доктор биологических наук, специалист в области эволюционной и экологической физиологии, главным образом физиологии мозга, а также этологии животных. За долгие годы исследовательской деятельности через его руки прошел длинный ряд животных разного уровня развития — от актиний и ланцетников, крабов, миног и акул до варанов, крокодилов, дельфинов и человекообразных обезьян. Эксперименты в лаборатории сменялись экспедициями в природу, к морю — колыбели жизни, за зыбкой поверхностью которого скрывается мир во сто крат богаче нашего наземного.
Однако результаты исследований, научных наблюдений и открытий ни в коем случае не должны оставаться достоянием одних ученых. Каждому человеку необходимо знать как можно больше об окружающем нас мире и о самом себе. Вот почему из-под пера Б. Ф. Сергеева вышла большая серия книг о физиологии мозга, об эволюции этого органа, о том, как он «учился думать» и чем работа человеческого мозга отличается от работы мозга животных. Кроме того, им написан ряд книг по эволюционной физиологии, о том, как животные приспособились к самым невероятным, подчас экстремальным условиям жизни в вечном мраке и холоде морских глубин, под прессом колоссального давления воды, в ледяных просторах полярных областей планеты, в жарком пекле безводных пустынь или в разреженной атмосфере горных вершин. |