СССР является страной, чрезвычайно богатой ценными породами лошадей. Никакая другая страна в мире не обладает таким многообразием пород и типов лошадей, которое мы имеем в нашей стране. Созданию большого количества пород лошадей различного назначения способствовали разнообразие естественно-исторические, географических, хозяйственно-экономических и прочих условий, характерное для обширной территории СССР, большая потребность народного хозяйства в лошадях разного типа, а также издавна культивировавшиеся любовь и навыки населения к разведению лошадей. Большую роль в развитии коневодства в нашей стране и создании ценных пород лошадей сыграла отечественная зоотехния, развивавшаяся своими самостоятельными путями и во многом опережавшая практику зарубежных стран. Однако в дореволюционной России в результате экономической отсталости её сельского хозяйства и отсутствия достаточных государственных мероприятий по развитию коневодства не только не создавалось необходимых условий для улучшения массовой крестьянской лошади, но и выведенные населением ценные породы лошадей численно сокращались. Основная масса конского поголовья в России, находившаяся во владении разрозненных крестьянских хозяйств, была представлена мелкой, неулучшенной и слабосильной лошадью. Мелкие, экономически отсталые крестьянские хозяйства не могли приобрести и содержать более крупную лошадь. К 1912 г., по данным военно-конской переписи, свыше 70% от общего количества имевшихся в России лошадей имели рост ниже 142 см, а 29% – ниже 133 см. Лошади ценных местных коренных пород, созданных населением, имели местное ограниченное распространение. Отсутствие государственных поощрительных мероприятий, направленных к сохранению и развитию этих пород, вызывало численное сокращение и приводило в упадок целый ряд ценных местных пород лошадей. Высокоценная вятская порода в результате отсутствия поощрительных государственных мероприятий и обнищания значительной части крестьян б. Вятской губернии, распродававших своих лошадей, настолько сократилась количественно, что считалась к нашему времени полностью исчезнувшей породой. От аналогичных причин погибла замечательная отечественная порода тяжеловозных лошадей битюгов в б. Воронежской губернии. Разведение крупных тяжёлых лошадей оказалось не по силам мелким крестьянским хозяйствам, экономическое состояние которых неуклонно снижалось, лошади шли в продажу, воспроизводство же их падало. Численно сокращалось поголовье и ряда других ценных местных пород лошадей: мезенской, печорской, тавдинской и других. Даже донское коневодство, имевшее большое значение для комплектования армии кавалерийскими лошадьми, находилось до революции в неустойчивом положении, под угрозой ликвидации изНза неразрешенности вопроса с землёй. Находившиеся в руках дворян-помещиков культурные, заводские породы, главным образом, породы верхового направления, также начали приходить в упадок. Причиной этому, с одной стороны, был процесс разорения дворянской знати, зачастую сопровождавшийся переходом их имений в руки купцов и промышленников, с другой стороны, – неблагоприятная рыночная конъюнктура. Стоимость выращивания культурной лошади в верховых конных заводах, применявших конюшенное содержание, была значительно выше стоимости выращивания донской лошади в табунных условиях. В связи с этим обладавшая отличными внешними формами и хорошей работоспособностью донская лошадь постепенно вытесняла с рынков более дорогую лошадь верховых пород, разводившуюся в конных заводах конюшенного содержания. Увеличивалась поставка донских лошадей и в армию. Так, если B 1867 г. донских лошадей в кавалерийском ремонте была всего 25%, то к 1910 г. их было около 59%. Под влиянием неблагоприятных экономических условий и противоречий, характерных для капиталистической формы экономики, пришли в упадок и по существу превратили своё существование такие ценные культурные породы лошадей верхового типа, как орлово-ростопчинская и стрелецкая. Только после Великой Октябрьской социалистической революции были созданы условия для планомерного улучшения поголовья лошадей в стране, распространения и улучшения лошадей племенных пород. Лучшая часть сохранившегося после войны племенного поголовья была сосредоточена в государственных конных заводах, перед которыми была поставлена задача улучшения пород и производства племенных лошадей для массового крестьянского коневодства. В организации работы по восстановлению и дальнейшему развитию племенного коневодства виднейшее участие принимает Маршал Советского Союза С.М.Будённый. Под его непосредственным руководством на Северном Кавказе были организованы в 1921 г. крупные конные заводы, ставшие впоследствии рассадником таких ценных отечественных пород лошадей, как донская, кабардинская, чистокровная верховая, арабская и другие. Эти конные заводы явились также рассадником культурно-табунного коневодства и рациональных методов племенной работы. К 1946 г. в них была успешно завершена работа по выведению ценных пород лошадей – будённовской и терской. Были приняты меры к улучшению лошади крестьянского населения. Работа эта первое время проводилась путем организации коневодческих товариществ и организации государственных заводских конюшен, безвозмездно предоставлявших населению жеребцов для случки с крестьянскими кобылами. Уже к 1932 г. количество лошадей с ростом ниже 142 см снизилось в СССР до 56,2% (против 70% в 1912 г.). Однако темпы улучшения крестьянского коневодства вследствие экономической слабости раздроблённых крестьянских хозяйств до 1930 г. оставались ещё недостаточными... Леонид Владимирович КАШТАНОВ (1907–1968) Известный советский ученый-зоотехник, специалист в области разведения лошадей. Окончил Московский зоотехнический институт. Был стипендиатом, а затем ведущим специалистом конного завода им.С.М.Буденного; занимал пост начальника конной части этого знаменитого хозяйства и до тонкости изучил особенности культурно-табунного метода разведения лошадей. Им был составлен план племенной работы с донской породой лошадей, который в течение ряда лет успешно претворялся в жизнь. Л.В.Каштанов стал крупным руководителем отечественного коневодства: он занимал ряд ответственных должностей, а с 1965 г. и до конца жизни был директором Всесоюзного научно-исследовательского института коневодства. Автор книг "Табунное коннозаводство" (1935), "Донская лошадь" (1939), "Племенное дело в коневодстве" (1950) и множества статей. |