Предисловие. Ключи от будущего (Г. Г. Малинецкий) |
| 1. По направлению к прорыву |
| 2. Образование и идеология |
| 3. Образование и наука |
| 4. Образовательный вызов |
| 5. Индикатор перемен |
Введение. Российское образование как политическая технология |
Глава 1. Политическая антропология рывка |
| 1.1. | Поколенческий цикл передачи по наследству власти и богатства в отношении к образованию |
| 1.2. | Противоречие между мобилизацией для рывка и формированием сословного общества в России |
| 1.3. | Четыре позиции, определяющие разные подходы к российскому образованию |
Глава 2. Политическая антропология рывка – новый элементарный взгляд на систему образования |
| 2.1. | Образование – это технология, формирующая атмосферу прорыва и нацеленность на рывок |
| 2.2. | Образование как сфера услуг угробит прорыв и рывок |
| 2.3. | Образование – технология синхронизации понимания проблем лидером и всеми общественными группами |
| 2.4. | Разделение на массовое образование "для бедных" и элитарное "для богатых" – путь к разрушению единства общества |
| 2.5. | Освоение теоретического мышления и проектного действия всем населением страны |
Глава 3. Образование – служанка абстрактного экономизма или технология формирования российской цивилизационной мечты? |
| 3.1. | Прорыв на основе образования и восстановление суверенитета нации |
| 3.2. | Идолы сознания и развитие образования |
| 3.3. | Образование как средство общественного развития и подготовки "умного" рывка |
| 3.4. | Социальный капитал versus абстрактный
еловеческий капитал |
| 3.5. | Мрачная перспектива сословно-стратового общества |
| 3.6. | Образование как основа формирования новых форм коллективности и солидарности |
| 3.7. | Интеграция проектного, предметно-академического и метапредметного образования – условие формирования новой образовательной платформы |
| 3.8. | Единое образовательное пространство |
| 3.9. | О формировании Школы управления развитием вместо Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации |
| 3.10. | Новая Миродидактика России на евразийском пространстве |
| 3.11. | Школа, которая "должна учить мыслить" как расширяющаяся Вселенная. |
Глава 4. Московское образование: можно ли сформировать в Москве модель общенародной школы будущего для всей России? |
| 4.1. | Одиозные реформы образования дошли до Москвы |
| 4.2. | Укрупнение школ как способ упрощения образовательной среды |
| 4.3. | Электронный административный контроль вместо методической поддержки |
| 4.4. | Финансирование ученика вместо финансирования образовательной деятельности |
| 4.5. | Эпистемическое или бюрократическое насилие? |
| 4.6. | Электронизация образования как тип бюрократического идиотизма. Все ли есть в Интернете? |
| 4.7. | Как связать образовательные проекты с освоением содержания академических предметов? Метакогнитивные технологии |
| 4.8. | Общественный договор в образовании как политическая технология |
| 4.9. | Выводы: в Москве не создается модель общенародной общероссийской школы |
Глава 5. Восстановление суверенности российского образования – ключ к повышению обороноспособности и условие продвижения к самодеятельной субъектной политике страны |
Глава 6. Гонка и борьба за школу будущего во всем мире. Российский институт образования будущего |
А. Платформы школы будущего |
| 6.1. | Школа будущего – центр скоординированного общественного и личностного развития |
| 6.2. | Лаборатория школы будущего в Китае и организация ее пространства |
| 6.3. | Европейский проект "Сетевая лаборатория «Будущее классной комнаты" |
| 6.4. | Финская модель школы будущего |
| 6.5. | Метапредметы в школе будущего, пространство школы будущего и эпистемотека |
| 6.6. | Школа будущего как актив |
Б. Китайская программа развития столичного образования и возможности Москвы. Связь сферы образования с экономикой города |
| 6.7. | Материалы программы и ее анализ |
| 6.8. | Инновационно-производственный кластер в Москве и развитие образования |
| 6.9. | Характеристики перспективных профессий в Москве |
| 6.10. | Перспективные профессии и создание инфраструктуры нового поколения в Москве |
Глава 7. Национальный институт образования при переходе от советской школы к российской школе. Развал российского образования до закона об образовании и ЕГЭ |
| 7.1. | Национален ли национальный институт образования? |
| 7.2. | Непреходящий смысл советской школы |
| | 7.2.1. | Мы все вышли из советской школы... |
| | 7.2.2. | Причины кризиса советской школы в 70–80-е годы |
| | 7.2.3. | Кризис разнообразия в результате потери инварианта |
| 7.3. | Основные субъекты образовательной политики и изменения в российском образовании |
| 7.4. | Так что же такое советская школа с точки зрения технологии? |
Глава 8. Деградация российского образования на основе ЕГЭ и закона об образовании |
| 8.1. | Российское образование не суверенно |
| 8.2. | Раскручивающаяся спираль интеллектуально-духовной деградации и как ее остановить |
| 8.3. | Нерешаемые проблемы воспитания и воспитательных результатов образования |
Глава 9. Стратегический шаг развития российского человека в условиях интеллектуально-волевой деградации массового человека. Формирование Мирового Человека знания |
Глава 10. Предложения о мерах по формированию российской идентичности как основе новых практик воспитания |
| 10.1. | Методологические пояснения и постановка проблемы |
| 10.2. | Концептуальные подходы к государственной политике и системе мер по формированию российской (в том числе гражданской) идентичности как важнейшая основа формирования современных практик воспитания |
| 10.3. | Общие меры по формированию российской идентичности |
Глава 11. Образование как интегральная технология общественного воспроизводства |
Глава 12. Развитие высшего образования и формирование университета нового поколения |
| 12.1. | Концепт развития университета будущего на основе стратегического планирования: постановка проблемы |
| | 12.1.1. | Требование рывка и университетское сообщество |
| | 12.1.2. | Университетское пространство создаваемых решений под ключ |
| | 12.1.3. | Университет и цифровая трансформация |
| | 12.1.4. | Университет и проектный офис для ЛПР разного уровня |
| 12.2. | К созданию русского университета нового поколения. Образование в системе полномасштабных производительных сил общества |
| | 12.2.1. | Образование и полномасштабные производительные силы развития страны |
| | 12.2.2. | Развал профессионального образования в результате реформ |
| | 12.2.3. | Место университета нового поколения в системе профессионального образования |
| | 12.2.4. | Таксономия целей высшего образования и модель университета |
| | 12.2.5. | Кризис современного "предпринимательского" университета, где не учат предпринимательству |
| | 12.2.6. | Элементы институциональной модели университета нового поколения |
| | 12.2.7. | Критерии рейтингования вузов для формирования университета нового типа |
| | 12.2.8. | Содержание и качество высшего образования |
| | 12.2.9. | Высшее образование должно быть фундаментальным, избыточным, но востребованным |
| | 12.2.10. | России нужна новая модель университетского образования |
| | 12.2.11. | Неизбежность продвижения России к всеобщему высшему образованию. Расширение форм, условий и принципов высшего образования |
Заключение. К конституированию другого типа личности и общественных взаимодействий средствами образования. Российская Миродидактика и Глобальный знаниевый проект |
| 1. Нам необходима концепция развития общества средствами образования. Постановка проблемы |
| 2. К проекту формирования другого типа личности и общественных взаимодействий средствами образования |
| 3. Миродидактика как форма реализации Глобального знаниевого проекта |
| 4. Выводы |
Литература |
Громыко Юрий Вячеславович Доктор психологических наук, профессор, директор АНО "Институт опережающих исследований им. Е. Л. Шифферса". Разработчик концепции и конкретных образцов метапредметов в среднем образовании, проектного подхода в образовании, проекта "Транс-Евразийский пояс Razvitie". Приглашенный профессор Манчестерского университета, Тамканского университета (Тайвань).
Опубликовал около 30 монографий и более 200 статей по проблемам методологии развития, образовательной политики, инновационной политики и политической антропологии, экономики развития, по вопросам глобальной безопасности и проблемам стратегии развития страны, модернизации институтов образования в различных научных и общественно-политических журналах, в том числе за рубежом (Германия, США, Польша, Голландия). В 2015 г. глава, написанная Ю. В. Громыко, "Beyond the BRICS: new patterns of development cooperation in the Transeurasian corridor", была опубликована в международной монографии "Handbook of the International Political Economy of Production" (edited by Kees van der Pijel).
Реализованные Ю. В. Громыко научно-исследовательские и практические проекты отмечены правительством РФ: в 2002 г. за подготовку оценочного доклада ЮНЕСКО "Образование в Чеченской республике: состояние, проблемы перспективы восстановления и развития" он был удостоен Почетной грамоты Министерства образования Российской Федерации; в 2006 г. стал лауреатом премии Правительства РФ в области образования за разработку и научное руководство программой "Единое воспитательное пространство — социальная инфраструктура детства", реализованной в Западном округе Москвы. В 2009 г. получил первую премию на всероссийском конкурсе интеллектуальных проектов "Держава", организованном фондом "Русский мир", фондом "Единство во имя России" и Общественной палатой РФ, за доклад по теме "Метапромышленность как основа национальной стратегии экономического развития".
Коллектив разработчиков, возглавляемый Ю.В.Громыко, создал образовательную технологию — Школу генеральных конструкторов, положенную в основу работы проектно-инженерного направления «Сириус» и целого ряда других образовательных центров, летних школ, форумов, обучающих семинаров, проводимых в разных регионах России.