Настоящая работа ставит своей задачей пересмотреть весь материал о групповом браке, матриархате и отцовском роде у древних греков и германцев, т.е. тех именно народов, которые подробно рассматриваются в "Происхождении семьи, частной собственности и государства" Фр.Энгельса, и попытаться на анализе исторических источников доказать наличие многочисленных пережитков названных выше форм первобытного коммунизма у народов древней Европы. В настоящем исследовании автор не стремился к полноте привлекаемого материала и не ставил себе задачей дать картину пережитков первобытного коммунизма по отдельным греческим областям или германским племенам. Данная работа преследует скорее полемические цели: автор старался заострить внимание на некоторых сторонах проблемы, вокруг которых велась и ведется в настоящее время на Западе особенно ожесточенная борьба (следы родовой собственности и матриархата в греческом праве, вопрос о положении женщины в древне-германском обществе, элементы группового брака и матриархата в варварских правдах и т.д.). Как известно, приверженцы расовой теории исторического процесса приписывают все эти первобытные социальные формы "доарийскому" населению Европы. Поэтому-то я останавливаюсь так подробно на дорийской Спарте, дорийских Косе и Крите, что фашистские "ученые" видят в дорийцах наиболее чистых представителей благородной "арийской" расы. Евгений Георгиевич КАГАРОВ (1882–1942) Видный отечественный филолог-классик, этнограф, историк. Научную и преподавательскую деятельность начал в 1912 г. на историко-филологическом факультете Харьковского университета, где работал до 1925 г. В декабре 1912 г. успешно защитил в Московском университете магистерскую диссертацию. В 1925 г. был приглашен в Ленинградский университет, где стал заведовать кафедрой этнографии; несколько позднее также стал научным сотрудником Музея антропологии и этнографии (МАЭ). В дальнейшем работал в Институте этнографии АН СССР, где руководил кабинетом Европы и Кавказа. Е.Г.Кагаров внес большой вклад в разработку многих проблем древнегреческой религии. Владея древними языками (как классическими – латинским и древнегреческим, так и семитическими), он был в состоянии проводить сравнения и аналогии из различных религий, что позволило ему сделать целый ряд интересных наблюдений и оригинальных выводов и объяснить некоторые непонятные элементы в греческой религии. Известность получила его магистерская диссертация "Культ фетишей, растений и животных в Древней Греции", в которой он стремился доказать, что в религии древних греков существовали фетишизм, культы растений и животных, то есть ей были присущи элементы верований, характерные для первобытной эпохи. |