Сын главного финансового инспектора Жан-Жозеф-Луи Блан родился в Мадриде 29 октября 1811 года. Получив прекрасное по тому времени образование в коллегии города Родеса, которую окончил в 1828 году, он занялся преподавательским трудом, отдаваясь одновременно литературе, а затем и журналистике. В последней он примкнул к левой демократической печати и писал сначала в Аррасе, а затем, после переселения в Париж, в парижской газете "Le bon sens" ("Здравый смысл"). В 1838 году Луи Блан основал собственную газету "Revue du progres politique, social et litteraire" ("Обозрение политического, общественного и литературного прогресса"), где стал отводить значительное место рабочему вопросу, и в 1839 году напечатал в виде фельетонов предлагаемую Читателям работу Organisation du travail" ("Oргaнизация труда"). Фельетоны эти вышли отдельной книгой в 1840 году, которая до 1848 года выдержала девять изданий и сделала имя Луи Блана одним из самых популярных во Франции. Из других работ Луи Блана необходимо отметить "Histoire de dix ans 1830–1840" ("История десяти лет 1830–1840") в пяти томах (напечатана – Париж, 1841–44), "Histoire de la revolution francaise" ("История французской революции" в двенадцати томах. Париж, 1847–1862), из которых до 1848 года вышло два тома, и "Histoire de la revolution de 1848" ("История peволюции 1848 года") в двух томах (Париж, 1870). Каутский видит причину исключительной популярности Луи Блана в 1848 году в том, 1) что бланкистская организация была в то время ослаблена арестом ее вожаков, в том числе и самого Луи-Огюста Бланки (1805–81), между тем как борьба за политическую власть нуждалась в стройной организации и требовала общепризнанных вожаков; 2) что для экономических рецептов Пьера-Жозефа Прудона (1809–65), мечтавшего, не тратя сил на политику, путем одной лишь экономической организации без вмешательства государства достичь освобождения от гнета буржуазии, время политической революции было неблагоприятно; 3) что иллюзии Луи Блана о возможности кооперации между классами гармонировали с отсутствием классового самосознания у большинства рабочей массы; 4) что иллюзии эти нашли самую благоприятную почву среди журналистов. Ведь если примитивный утопический пролетарский социализм вращается между двумя крайностями, между политической революцией и экономической организацией рабочих, в 1848 году принявшими форму бланкизма и прудонизма, то "социализм" журналистов стоит за кооперацию классов; 5) что в 1848 году парижский пролетариат, кроме нескольких тайных клубов, не имел никакой организации, а чем менее организован и сознателен пролетариат, тем больше он поддается прессе, наконец, 6) что у Луи Блана была в руках газета "Reforme". Она основана была в 1848 году и редактировалась им совместно с мелкобуржуазными социал-демократами. Все это вместе взятое об'ясняет, почему Луи Блан и Ледрю-Роллен стали членами Временного правительства. Первый считался в нем представителем рабочих, но, заняв в этом правительстве соглашательскую позицию, фактически помогал буржуазии в ее борьбе против избирателей. Луи Блану в отличие от других французских утопистов, удалось для своей утопии получить поддержку государства. Утопия эта состояла в том, что капиталистическому строю он противополагал систему общественных мастерских или промышленных и земледельческих ассоциаций, управляемых сначала агентами правительства, а затем и самими членами ассоциаций. По настоянию Луи Блана, временное правительство признало "право на труд" (25 февраля) и учредило "правительственную комиссию для рабочих" под его председательством, в которую было привлечено до 200 рабочих ("Люксембургская Комиссия"). Благодаря инициативе этой комиссии было организовано несколько производственных ассоциаций. В то время, однако, – говорит Каутский – когда рабочие руководимые Луи Бланом мечтали о разрешении социального вопроса "Социальной Республикой", которая должна была смягчить все классовые противоречия и повести к союзу всех классов, буржуазная республика предуготовила такую ужасную борьбу классов, какой XIX век еще не видывал. Мелкобуржуазные демократы и "социалисты" типа Луи Блана, столь беспощадно заклейменные и осмеянные Марксом, соединяли без'идейные предрассудки мелкой буржуазии насчет парламентской демократии с признанием пролетарской революции, сладко мечтали об уничтожении конкуренции классов в "Социальной Республике"; "республиканцы буржуа, которые именем февральской революции овладели государственной властью, воспользовались ею, чтобы устроить июньскую бойню. Рабочему классу они доказали этою бойнею, что и "Социальная Республика" есть не что иное, как социальное порабощение их республикою". Артиллерия Кавеньяка раздавила рабочих. Для буржуазии Луи Блан не казался таким же, как Ледрю-Роллен, мелким буржуа. Нет, в своем лице он представлял те рабочие массы, которые его послали во Временное правительство, тех врагов, которых буржуазия только что победила на баррикадах Парижа. Поэтому его "социальная" республика предъявила ему обвинение в участии в восстании. Он бежал в Англию и лишь через 20 лет, в 1870 году, возвратился обратно во Францию. Во время Парижской Коммуны коммунары пред лагали ему вступить в их ряды, но он отказался и остался в реакционном национальном собрании, в которое был выбран по возвращении на родину. Соглашательство привело его к тому, что он, всей душой будучи на стороне рабочих, оказался в одном стане с палачами коммуны. В 1876 году Луи Блан был избран в Палату депутатов и, примкнув к радикальной партии, стряхнул с себя последние социалистические листья. Умер Луи Блан 6 декабря 1882 года. Знаменательно, что буржуазная республика Франции похоронила его за государственный счет. Все марксисты сходятся между собою в оценке Луи Блана как общественного деятеля. Выше мы видели мнение Ленина, оно одинаково с мнением Маркса и Энгельса. Энгельс называет его ничтожнейшим из социалистов, а Маркс характеризует в "Восемнадцатое Брюмера" его выступление, как "фарс". Читатель спросит: нужно ли в таком случае печатать его "Организацию труда"? Положительный ответ на этот вопрос должен быть дан по следующим основаниям: 1) "Организация труда" является историческим памятником утопического мелкобуржуазного социализма. Знакомство с ним необходимо всякому желающему не по учебникам изучить историю первой пролетарской революции. 2) Коммунистам необходимо познакомиться с книгой "Организация труда", потому что Луи Бланом пользуются в борьбе с марксизмом, с одной стороны, буржуазные, с другой – мелкобуржуазные писатели. Буржуазные ученые вынуждены изучать Маркса. Им надо его обезвредить, надо сделать боевое оружие пролетариата – марксизм – безвредной буржуазной теорией. Для этого надо разбавить его мелкобуржуазными учениями. Первый представитель от рабочих во Временном правительстве первой пролетарской революции особенно подходит для этого. И мы видим, что, например, Вернер Зомбарт, стремясь протащить в марксизм чуждые марксизму элементы, прикрывается между прочим и Луи Бланом. Он говорит: "По моему мнению, наибольшее участие в его (современного социализма) создании принимал Луи Блан". Чтобы знать, что это не так, надо знать, что говорит последний. Мелкобуржуазные социалисты не отстают от крупной буржуазии в извращении марксизма. Для того, чтобы убедиться, что это так, надо знать содержание книги "Организация Труда". Настоящий перевод сделан с четвертого издания 1845 года. Эд.Эссен.
Январь, 1845 г.
Вам, богачи, предназначается эта книга, потому что в ней говорится о бедных. Ибо их социальное зло является и вашим. Недавно, среди нас, в Париже, под общий шум веселья, за сторожевой будкой замерз ребенок. Факт этот был опубликован, как обычное происшествие: он никого не удивил. Если бы шел вопрос об облегчении исключительных и единичных страданий, то, может быть, достаточно было бы и простой благотворительности. Но зло коренится в причинах, столь же общих, сколь и глубоких; среди нас насчитывают тысячами тех, которые нуждаются в пище, одежде и в крове. Отчего это происходит? Почему в недрах столь восхваляемой цивилизации возможны и этот трагический упадок и эта длительная агония половины человечества? Проблема темна и ужасна. Она вызвала мятежи, которые обагрили кровью землю, не принеся ей облегчения. Она изнурила целые поколения мыслителей. Она истощила самопожертвования, величавые до божественности. Вот уже две тысячи лет, как целые нации преклоняют колени перед виселицей, признавая в том, кто пожелал на ней умереть, спасителя человечества. А между тем, сколько еще рабов! Сколько прокаженных в мире нравственности! Сколько несчастных в мире видимом и осязаемом! Сколько торжествующей несправедливости! Сколько случаев тирании, наслаждающейся своей безнаказанностью! Искупитель пришел, но само искупление, когда оно наступит? Все же упадок духа невозможен, потому что закон прогресса очевиден. Если время принадлежит злу, оно принадлежит еще в большей степени тому протесту человеческого сознания, который его бесчестит и побеждает, протесту разнообразному по форме, но неизменному в принципе, протесту огромному, всеобщему, неутомимому, непобедимому. Итак, необ'ятность задачи не должна нас подавлять. Необходимо, однако, подойти к ней со страхом и осторожностью. Никто в отдельности не сможет ее разрешить; соединенными же усилиями все смогут. Что значат в деле всеобщего прогресса лучшие рабочие, взятые по одиночке? И тем не менее, работа подвигается, дело рода человеческого совершается неуклонно, и каждый человек, который учится, работает, пусть даже допуская ошибки, на пользу истине. Отдать свой разум, отзывчивый ко всему, что волнует сердце; завещать ближним светоч науки; одновременно думать и чувствовать; соединить в одном любовном порыве бдительность разума с духовным могуществом; создать себе в будущности народов и в божественной справедливости уверенность, достаточно мужественную, чтобы бороться против перманентного зла и его лживой бессмертности... может ли быть более достойное употребление времени и жизни? Организация труда! Эти слова, четыре или пять лет тому назад, замирали в пустом пространстве; сегодня же они звучат из конца в конец по всей Франции. "Произведем анкету об участи рабочих!" заявил недавно Ледрю-Роллен на страницах искренней и отважной "Реформы", и этого оказалось достаточно, чтобы вызвать трепет нашего больного общества. Вот предмет для изучения. Никогда не будет темы, более обширной, но и никогда не было столь неотложной. Что возражают нам противники прогресса или же любящие его робкою любовью? Они говорят, что может быть было бы неосторожно и гибельно освободить народ от его бедствий, не наградив его властью; они говорят, что опасно замыкать его в рамки эгоизма, заменяя ему материалистическими и грубыми побудителями те великие двигатели, которые называются человеческим достоинством, честью, славой, гордостью, отечеством. Таким образом, бедняк покорился бы эгоистическим заботам, возвещая, как и сколько он страдает, и не только сам по себе, но и за своих детей, обреченных на преждевременную и убийственную работу, за жену, неутешную в своем чрезмерном материнстве, за старика отца, умирающего на ложе общественной благотворительности! Итак, материализмом проникнут этот прекрасный и печальный девиз рабочих Лиона, изголодавшихся и возмутившихся. "Жить работая или умереть борясь". Нет, нет! Жизнь, работа, вся человеческая судьба заключаются в этих высоких словах. Следовательно, требуя, чтобы право жить трудом было урегулировано, гарантировано, совершают больше, чем отвоевывая миллионы несчастных у власти силы или случая; этим обнимают самую высокую по своей общности и самую глубокую по своему значению проблему человечества; этим приветствуют создателя в его творении. Повсюду, где уверенность и возможность жить трудом не вытекает из самой сущности социального устройства, господствует несправедливость. И тот, кто выступает против несправедливости, будь он даже единственный в мире страдающий от нее, тот не проявляет эгоизма, ибо в данный момент он является представителем всех бедствий, всех принципов и он носит в себе все человечество... ![]() Французский историк, журналист, деятель социалистического движения. Родился в Мадриде, в дворянской семье; его отец занимал должность главного финансового инспектора. До отъезда в Париж в 1830 г. учился в Королевском колледже города Родеса (окончил в 1828 г.). Стал журналистом, печатался в парижской газете «Здравый смысл», а в 1839 г. основал газету «Обозрение политического, общественного и литературного прогресса». С 1843 г. сотрудничал в мелкобуржуазной газете «Реформа». В 1848 г., в дни февральской революции во Франции, стал членом временного правительства Второй республики. После подавления революции эмигрировал в Англию. В 1870 г. вернулся во Францию, был избран в Национальное собрание; выступил с осуждением Франкфуртского мирного договора и Парижской коммуны.
В развитии общества Луи Блан видел последовательную смену трех принципов: авторитета, господствовавшего в Средние века, индивидуализма, утвердившегося в буржуазном обществе, и принципа братства, который получит свое осуществление при социализме. Поскольку при общественном строе, основанном на принципе индивидуализма, неизбежна конкуренция, то он губителен не только для рабочих, но и для буржуазии, которая подвергается риску разорения; поэтому социальное преобразование может быть произведено совместными усилиями народа и буржуазии. Основу социалистической концепции Блана составляет идея «общественных мастерских» — производственных кооперативов с выборным руководством. Книга «Организация труда» (1839; рус. пер. 1926), в которой Блан изложил свои идеи, имела большой успех и в короткий срок выдержала несколько изданий. Тем не менее, в историю социалистического движения он вошел как родоначальник оппортунизма и реформизма. Получили известность и исторические работы Блана: «История десяти лет: 1830–1840» (в 5 т.; 1841–1844), «История Французской революции» (в 12 т.; 1847–1862), «История революции 1848 года» (в 2 т.; 1870) и др. |