ГЛАВА X. Сознательное подражанiе; происхожденiе памяти и воображенiя § 1. Некоторые общiе факты и объясненiя Неврологическiя соображенiя, въ главномъ, теперь ясны для насъ, и мы можемъ перейти къ развитiю сознанiя. Намъ уже приходилось отмечать место сознанiя въ филогенетическомъ процессе, и мы были въ состоянiи установить, что сознанiе представляетъ собою высшую сферу органической аккомодацiи. Это значитъ, что казалось необходимымъ допустить существованiе того, что соответствуетъ нервной основе удовольствiя и боли, уже очень рано въ ряду живыхъ существъ, чтобы, могла быть достигнута вообще какаялибо сложность развитiя. Далее, допустивъ правильность нашей теорiи развитiя, какъ она до сихъ поръ очерчена, – теорiи, которая видитъ основу развитiя съ самаго начала въ двухъ факторахъ: въ сокращаемости и центральномъ "избытке", соответствующемъ чувствамъ удовольствiя и боли, – мы должны теперь убедиться, что дальнейшее развитiе сознанiя является иллюстрацiей техъ же процессовъ. Поэтому намъ надо обратиться теперь къ дальней-шему анализу состоянiй сознанiя, смыслъ которыхъ станетъ яснымъ, только если мы приведемъ ихъ въ связь съ функцiей, принадлежащей сознанiю въ эволюцiи, взятой въ целомъ. А такъ какъ сущность нашего ученiя объ аккомодацiи сводится къ тому, что подражательная реакцiя является типомъ всехъ органическихъ аккомодацiй, то дальнейшая интересная для насъ задача – проследить и объяснить наличность подражанiя въ развитiи сознанiя. Предпошлемъ подробному разсмотренiю этого во-проса два положенiя, которыя уже были доказаны и которыя представляютъ собою ясный выводъ изъ господ-ствующаго психологическаго воззренiя. Я заимствую ихъ изъ моего ранее написаннаго сочиненiя, где эти положенiя естественно вытекаютъ изъ того, что строенiе и функцiя нервной системы разсматриваются въ ихъ соотношенiи съ соЗнанiемъ, и где имелись въ виду только цели изложенiя. "Все явленiя упроченiя, "роста книзу", являются иллюстрацiей къ тому, что известно въ качестве закона привычки", а все явленiя спецiализацiи, "роста кверху", иллюстрируютъ законъ аккомодацiи. "О привычке: Съ физiологической стороны привычка означаетъ готовность къ функцiонированiю, обусловленную предшествующимъ упражнiенiемъ данной функцiи. Съ анатомической стороны она означаетъ расположенiе элементовъ, более удобное для какой-либо функцiи и вызванное предшествующими видоизмененiями этого расположенiя вследствiе выполненiя данной функцiи. Съ психологической стороны она ознiачаетъ отсутствiе отдаваемаго себе отчета, разсеянiе вниманiя, убывающее сознанiе. Объ аккомодацiи: Съ физiологической и анатомической стороны она означаетъ уничтоженiе какойлибо привычки, расширенiе органической деятельности для принятiя новыхъ условiй или для приспосабливанiя къ нимъ. Съ психологической стороны она означаетъ воскресанiе сознанiя, сосредоточенiе вниманiя, власть воли; это – душевное состоянiе, наиболее общимъ выраженiемъ котораго служитъ то, что мы знаемъ подъ именемъ интереса. Въ привычке и интересе мы видимъ психологическiе полюсы, соответствующiе самому низшему и самому высшему пункту въ деятельности нервной системы". Примененiе этихъ выводовъ, въ особенности подчеркнутыхъ, будетъ ясно по мере того, какъ мы пойдемъ далее. Психологическiя сочиненiя, имевшiя смелость гово-рить что-нибудь о подражанiи, – а такихъ сочиненiй немного – въ общемъ только старались темъ, что они говорили, оправдать консерватизмъ остальныхъ сочиненiй, которыя этой смелости не имели. Этотъ вопросъ оставался въ исключительномъ пренебреженiи, и по поводу его существовали самые смутные взгляды. Одинъ изъ новейшихъ авторовъ выставляетъ относительно подражанiя несколько положенiй, которыя можно считать типическими образчиками неуверенности, прикрывающейся эклектизмомъ. Онъ говоритъ (стр.218): "Такъ какъ подражанiе начинаетъ обнаруживаться приблизительно на четвертомъ месяце, когда впервые наблюдаются, и простыя волевыя действiя, направленныя къ какой-либо цели, то возможно, что подражанiе представляетъ собою прiобретенную черту"; затемъ (стр.219): "Въ качестве быстрой реакцiи въ чувствительно-двигательной форме оно имеетъ видимость механическаго процесса... во многихъ случаяхъ при этомъ какъ будто нетъ никакого сознательнаго намеренiя"; далее (стр.219, примечанiе): "Герней показалъ, что подражанiе играетъ выдающуюся роль въ гипнотическомъ состоянiи"; и опять (стр.219–220): "Подражанiе следуетъ за устойчивыми двигательными представленiями, возбуждающими прiятный интересъ... ![]() Известный американский психолог, социолог, философ, один из основателей американской социальной психологии. Родился в городе Колумбия (штат Южная Каролина). Образование получил в Принстонском университете, где в 1887 г. защитил магистерскую диссертацию, а затем, в 1889 г., — докторскую диссертацию. С 1887 г. — профессор философии. С 1919 г. — профессор Высшей школы общественных наук в Париже. Почетный доктор ряда зарубежных университетов (Оксфордского с 1900 г., Женевского с 1909 г., почетный доктор права Университета Глазго с 1901 г. и др). В 1897 г. был избран одним из первых президентов Американской психологической ассоциации. Основатель таких авторитетных изданий, как «Психологическое обозрение», «Психологические монографии», «Психологический бюллетень».
В сферу научных интересов Дж. М. Болдуина входили: психология развития, психология образования, история психологии, психология личности и социальная психология, философия и теория психологии. Основной задачей психологии он считал исследование индивидуальных различий. Его главным достижением было введение понятия «круговой реакции», предполагающее, что между организмом и окружающей средой идет процесс непрерывной адаптации и взаимовлияния. Болдуин видел в психическом развитии ребенка проявление биогенетического закона. Он одним из первых отметил социальную роль игры, рассматривая ее как инструмент подготовки человека к жизни в условиях сложных социальных отношений. Его идеи оказали влияние на формирование концепции выдающегося швейцарского психолога Ж. Пиаже, который обучался в Женевском университете у одного из ближайших друзей Болдуина, Э. Клапареда. В педагогике Болдуин выступал за индивидуализацию обучения и использование данных экспериментальной психологии. |