URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Болдуин Дж.М. Духовное развитие детского индивидуума и человеческого рода. Методы и процессы: Психологический генезис. Общий синтез. Пер. с англ. Обложка Болдуин Дж.М. Духовное развитие детского индивидуума и человеческого рода. Методы и процессы: Психологический генезис. Общий синтез. Пер. с англ.
Id: 267889
703 р.

Духовное развитие детского индивидуума и человеческого рода.
Методы и процессы: Психологический генезис. Общий синтез. Пер. с англ. Кн.2. Изд. стереотип.

James Mark Baldwin. Mental Development in the Child and the Race
2021. 240 с.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение)
Типографская бумага
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания 1912 г.)

Аннотация

Предлагаемая читателю книга известного американского психолога, социолога и философа Дж.М.Болдуина (1861–1934) представляет собой фундаментальный труд по психологии детства, в котором изучается взаимосвязь психического развития индивида с развитием сознания у человеческого рода в целом. Положив в основу своего исследования биогенетический закон Геккеля, автор сопоставляет онтогенез ребенка, т.е. его индивидуальное развитие,... (Подробнее)


Оглавленiе
top
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ . Психологическiй генезисъ
 ГЛАВА X. Сознательное подражанiе; происхожденiе памяти и воображенiя
 ГЛАВА XI. Сознательное подражанiе (продолженiе); происхожденiе мышленiя и чувствованiй
 ГЛАВА XII. Сознательное подражанiе (окончанiе)
 ГЛАВА XIII. Происхожденiе хотенiя
 ГЛАВА XIV. Механизмъ воскрешенiя: внутренняя речь и внутреннее пенiе
 ГЛАВА XV. Происхожденiе вниманiя
ЧАСТЬ ЧЕТВЕР ТАЯ. Общiй синтезъ
 ГЛАВА XVI. Заключительныя соображенiя о привычке и приспосабливанiи
Приложенiе Б
 Сообщенiе полковника Маллери о языке знаковъ
Приложенiе В
 I. О выгодахъ опыта и подражанiя
 II. Колебанiя вниманiя

Из части третьей. Психологическiй генезисъ
top

ГЛАВА X. Сознательное подражанiе; происхожденiе памяти и воображенiя

§ 1. Некоторые общiе факты и объясненiя

Неврологическiя соображенiя, въ главномъ, теперь ясны для насъ, и мы можемъ перейти къ развитiю сознанiя. Намъ уже приходилось отмечать место сознанiя въ филогенетическомъ процессе, и мы были въ состоянiи установить, что сознанiе представляетъ собою высшую сферу органической аккомодацiи. Это значитъ, что казалось необходимымъ допустить существованiе того, что соответствуетъ нервной основе удовольствiя и боли, уже очень рано въ ряду живыхъ существъ, чтобы, могла быть достигнута вообще какаялибо сложность развитiя. Далее, допустивъ правильность нашей теорiи развитiя, какъ она до сихъ поръ очерчена, – теорiи, которая видитъ основу развитiя съ самаго начала въ двухъ факторахъ: въ сокращаемости и центральномъ "избытке", соответствующемъ чувствамъ удовольствiя и боли, – мы должны теперь убедиться, что дальнейшее развитiе сознанiя является иллюстрацiей техъ же процессовъ.

Поэтому намъ надо обратиться теперь къ дальней-шему анализу состоянiй сознанiя, смыслъ которыхъ станетъ яснымъ, только если мы приведемъ ихъ въ связь съ функцiей, принадлежащей сознанiю въ эволюцiи, взятой въ целомъ. А такъ какъ сущность нашего ученiя объ аккомодацiи сводится къ тому, что подражательная реакцiя является типомъ всехъ органическихъ аккомодацiй, то дальнейшая интересная для насъ задача – проследить и объяснить наличность подражанiя въ развитiи сознанiя.

Предпошлемъ подробному разсмотренiю этого во-проса два положенiя, которыя уже были доказаны и которыя представляютъ собою ясный выводъ изъ господ-ствующаго психологическаго воззренiя. Я заимствую ихъ изъ моего ранее написаннаго сочиненiя, где эти положенiя естественно вытекаютъ изъ того, что строенiе и функцiя нервной системы разсматриваются въ ихъ соотношенiи съ соЗнанiемъ, и где имелись въ виду только цели изложенiя.

"Все явленiя упроченiя, "роста книзу", являются иллюстрацiей къ тому, что известно въ качестве закона привычки", а все явленiя спецiализацiи, "роста кверху", иллюстрируютъ законъ аккомодацiи.

"О привычке: Съ физiологической стороны привычка означаетъ готовность къ функцiонированiю, обусловленную предшествующимъ упражнiенiемъ данной функцiи. Съ анатомической стороны она означаетъ расположенiе элементовъ, более удобное для какой-либо функцiи и вызванное предшествующими видоизмененiями этого расположенiя вследствiе выполненiя данной функцiи. Съ психологической стороны она ознiачаетъ отсутствiе отдаваемаго себе отчета, разсеянiе вниманiя, убывающее сознанiе.

Объ аккомодацiи: Съ физiологической и анатомической стороны она означаетъ уничтоженiе какойлибо привычки, расширенiе органической деятельности для принятiя новыхъ условiй или для приспосабливанiя къ нимъ. Съ психологической стороны она означаетъ воскресанiе сознанiя, сосредоточенiе вниманiя, власть воли; это – душевное состоянiе, наиболее общимъ выраженiемъ котораго служитъ то, что мы знаемъ подъ именемъ интереса. Въ привычке и интересе мы видимъ психологическiе полюсы, соответствующiе самому низшему и самому высшему пункту въ деятельности нервной системы". Примененiе этихъ выводовъ, въ особенности подчеркнутыхъ, будетъ ясно по мере того, какъ мы пойдемъ далее.

Психологическiя сочиненiя, имевшiя смелость гово-рить что-нибудь о подражанiи, – а такихъ сочиненiй немного – въ общемъ только старались темъ, что они говорили, оправдать консерватизмъ остальныхъ сочиненiй, которыя этой смелости не имели. Этотъ вопросъ оставался въ исключительномъ пренебреженiи, и по поводу его существовали самые смутные взгляды. Одинъ изъ новейшихъ авторовъ выставляетъ относительно подражанiя несколько положенiй, которыя можно считать типическими образчиками неуверенности, прикрывающейся эклектизмомъ.

Онъ говоритъ (стр.218): "Такъ какъ подражанiе начинаетъ обнаруживаться приблизительно на четвертомъ месяце, когда впервые наблюдаются, и простыя волевыя действiя, направленныя къ какой-либо цели, то возможно, что подражанiе представляетъ собою прiобретенную черту"; затемъ (стр.219): "Въ качестве быстрой реакцiи въ чувствительно-двигательной форме оно имеетъ видимость механическаго процесса... во многихъ случаяхъ при этомъ какъ будто нетъ никакого сознательнаго намеренiя"; далее (стр.219, примечанiе): "Герней показалъ, что подражанiе играетъ выдающуюся роль въ гипнотическомъ состоянiи"; и опять (стр.219–220): "Подражанiе следуетъ за устойчивыми двигательными представленiями, возбуждающими прiятный интересъ...


Об авторе
top
photoБолдуин Джеймс Марк
Известный американский психолог, социолог, философ, один из основателей американской социальной психологии. Родился в городе Колумбия (штат Южная Каролина). Образование получил в Принстонском университете, где в 1887 г. защитил магистерскую диссертацию, а затем, в 1889 г., — докторскую диссертацию. С 1887 г. — профессор философии. С 1919 г. — профессор Высшей школы общественных наук в Париже. Почетный доктор ряда зарубежных университетов (Оксфордского с 1900 г., Женевского с 1909 г., почетный доктор права Университета Глазго с 1901 г. и др). В 1897 г. был избран одним из первых президентов Американской психологической ассоциации. Основатель таких авторитетных изданий, как «Психологическое обозрение», «Психологические монографии», «Психологический бюллетень».

В сферу научных интересов Дж. М. Болдуина входили: психология развития, психология образования, история психологии, психология личности и социальная психология, философия и теория психологии. Основной задачей психологии он считал исследование индивидуальных различий. Его главным достижением было введение понятия «круговой реакции», предполагающее, что между организмом и окружающей средой идет процесс непрерывной адаптации и взаимовлияния. Болдуин видел в психическом развитии ребенка проявление биогенетического закона. Он одним из первых отметил социальную роль игры, рассматривая ее как инструмент подготовки человека к жизни в условиях сложных социальных отношений. Его идеи оказали влияние на формирование концепции выдающегося швейцарского психолога Ж. Пиаже, который обучался в Женевском университете у одного из ближайших друзей Болдуина, Э. Клапареда. В педагогике Болдуин выступал за индивидуализацию обучения и использование данных экспериментальной психологии.