Глава XI. Социальныя силы "Стремись быть целымъ; если жъ силы нетъ,
Будь частью целаго – и верою тогда ему служи". Шиллеръ. Въ своей работе мы дошли теперь до такого пункта, где могутъ быть сведены воедино различныя стороны нашего изследования, и где можно сделать некоторыя указания общаго характера по поводу главнаго предмета, который насъ занимаетъ: соотношения между мыслями и действиями индивидуума и теми, которыя общество принимаетъ. Это можно назвать, въ известномъ смысле, синтезомъ предшествующихъ главъ, такъ какъ положения, которыя теперь будутъ изложены, подразумеваютъ точки зрения, къ какимъ мы пришли ранее. 297. Если выражениемъ "социальныя силы" мы обозначимъ вообще влияния, действующия въ обществе, разсматриваемомъ въ качестве прогрессирующаго въ своей организации целаго, намъ надо будетъ различать те влияния, источникъ которыхъ лежитъ в индивидууме, отъ влияний, исходящихъ, повидимому, отъ социальной организации. Явления личной жизни – мышление, борьба, покупка, продажа, любовь, ненависть, ссора, примирение – все это указываетъ на такой видъ деятельности, многочисленные образчики котораго мы видели въ предшествующихъ главахъ. Это – постоянныя явления, и они постоянно во многихъ отношенияхъ нарушаютъ и изм еняютъ социальную организацию и ея развитие. Мы видели, что такое влияние оказываетъ гений, а также и преступникъ. Но они – крайность. Въ некоторой степени социальную инициативу проявляютъ все индивидуумы; и потому мы можемъ считать, что индивидуумъ, съ одной стороны, представляетъ собою известный типъ социальной силы. Индивидууму противостоитъ социальный организмъ, съ присущими ему законами, условностями, учреждениями, обычаями и т.д. Процессъ развития этого организма мы можемъ кратко охарактеризовать какъ процессъ, тоже обусловленный некоторой социальной силою, именно – силою, которая связана съ самимъ существованиемъ организованного общества. Эти два типа "социальныхъ силъ", которые будутъ
ниже определены более точно, не представляютъ собою
какого-либо дуализма въ социальномъ организме. Все
наши заключения приводили къ прямо противоположному
выводу. Никакой дуализмъ этого рода невозможенъ
въ философии человеческой жизни, если
только возможна такая философия. Наоборотъ, социальный
организмъ принимаетъ такия формы, въ которыхъ,
некоторымъ образомъ, объединяются или синтетизируются
успехи, сделанные отдельными индивидуумами.
Съ другой стороны, индивидуумы, рассматриваемые
въ качестве носителей социальной силы, только
даютъ частное и изменчивое выражение социальнаго
итога благодаря процессу социальной наследственности.
Это было вполне выяснено въ предыдущей главы,
где мы видели, что противоречия между индивидуумомъ
и обществомъ сводятся къ двумъ формамъ, представляющимъ
возмущение рассудка и чувствований индивидуума
противъ социальныхъ санкций. Если мы это
признаемъ, то теперь намъ надо посмотреть, не удастся ли
и въ самомъ этомъ возмущении, съ относительнымъ
и частичнымъ дуализмомъ, который оно какъ-будто
создаетъ, найти все же какой-либо постоянный принципъ,
связующий воедино оба фактора. ![]() Известный американский психолог, социолог, философ, один из основателей американской социальной психологии. Родился в городе Колумбия (штат Южная Каролина). Образование получил в Принстонском университете, где в 1887 г. защитил магистерскую диссертацию, а затем, в 1889 г., — докторскую диссертацию. С 1887 г. — профессор философии. С 1919 г. — профессор Высшей школы общественных наук в Париже. Почетный доктор ряда зарубежных университетов (Оксфордского с 1900 г., Женевского с 1909 г., почетный доктор права Университета Глазго с 1901 г. и др). В 1897 г. был избран одним из первых президентов Американской психологической ассоциации. Основатель таких авторитетных изданий, как «Психологическое обозрение», «Психологические монографии», «Психологический бюллетень».
В сферу научных интересов Дж. М. Болдуина входили: психология развития, психология образования, история психологии, психология личности и социальная психология, философия и теория психологии. Основной задачей психологии он считал исследование индивидуальных различий. Его главным достижением было введение понятия «круговой реакции», предполагающее, что между организмом и окружающей средой идет процесс непрерывной адаптации и взаимовлияния. Болдуин видел в психическом развитии ребенка проявление биогенетического закона. Он одним из первых отметил социальную роль игры, рассматривая ее как инструмент подготовки человека к жизни в условиях сложных социальных отношений. Его идеи оказали влияние на формирование концепции выдающегося швейцарского психолога Ж. Пиаже, который обучался в Женевском университете у одного из ближайших друзей Болдуина, Э. Клапареда. В педагогике Болдуин выступал за индивидуализацию обучения и использование данных экспериментальной психологии. |