ПОСВЯЩАЕТСЯ УЧАСТНИКАМЪ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАГО СЕМИНАРИЯ 1896–1897 г. въ Принсетоне Настоящая книга представляетъ собою продолжение моихъ очерковъ по генетической психологии, началомъ которыхъ служитъ мое сочинение "Духовное развитие детскаго индивидуума и человеческаго рода". Я намеревался первоначально выпустить и эту книгу подъ темъ же заглавиемъ и включить въ нее некоторыя педагогическия объяснения. Однако, ради сохранения единства настоящей книги – а также въ виду ея объема – представляется более удобнымъ пока оставить въ стороне педагогические вопросы и сделать эту книгу совершенно независимою отъ первой, насколько это допускаетъ естественная связь между ними, заставляющая довольно часто ссылаться на первую мою работу. Это отступление отъ первоначальнаго плана даетъ мне также возможность поместить здесь некоторыя главы, написанныя въ связи съ поставленнымъ Датскою Королевскою Академией вопросомъ. Я старался также въ виду отсутствия на английскомъ язы ке такой книги по социальной психологии, которою можно было бы пользоваться въ университетахъ въ связи съ курсами психологии, этики и социологии, сделать свою работу пригодною для этой цели. Это повело къ такому пространному изложению основныхъ мыслей настоящей книги (иные, можетъ быть, назовутъ это повторениями), какое представлялось необходимымъ для достаточно полнаго уяснения социальнаго элемента въ связи съ каждою изъ важнейшихъ психологическихъ функций. Такимъ образомъ, книга I сделалась по своимъ темамъ более или менее полнымъ очеркомъ социальной и нравственной психологии. Некоторые отделы были уже напечатаны въ журналахъ, что указывается въ подстрочныхъ примечанияхъ. Авторы, которымъ я всего более обязанъ, названы мною въ соответствующихъ местахъ книги. Я нахожу, что мои мнения по вопросу о социальной функции подражания въ некоторыхъ отношенияхъ близки къ мнениямъ Г.Тарда. Но это согласие является въ большей мере совпадениемъ, чемъ прямой связью, какъ припомнятъ, быть можетъ, читатели, знающие мою книгу "Духовное развитие детскаго индивидуума и человеческаго рода". Мне приятно отметить более глубокое согласие многихъ главныхъ выводовъ, сд еланныхъ въ обоихъ моихъ сочиненияхъ, съ выводами моего друга, профессора Ройса. Эпиграфомъ къ книге I я взялъ текст изъ Евангелия отъ Луки подъ влияниемъ моего друга и коллеги, президента Паттона, который произнесъ на этотъ текстъ замечательную речь – свою последнюю прощальную речь – баккалаврамъ въ Принсетонскомъ университете. Въ этой речи онъ использовалъ мысль о тождественности нашихъ пред ставлений "я" и "другой" приблизительно въ техъ направленияхъ, въ какихъ, я полагаю, будетъ развиваться далее социальная философия. Помимо небольшой книги "Педагогическихь объяснений", которую я надеюсь закончить въ более или менее близкомъ будущемъ, я намеренъ выпустить еще отдельный томъ, где будутъ собраны соображения объ эволюции, связанные съ более правильнымъ изложениемъ принципа органическаго отбора. Д.М.Б.
Принсетонский университетъ. Сентябрь 1897 г. ![]() Известный американский психолог, социолог, философ, один из основателей американской социальной психологии. Родился в городе Колумбия (штат Южная Каролина). Образование получил в Принстонском университете, где в 1887 г. защитил магистерскую диссертацию, а затем, в 1889 г., — докторскую диссертацию. С 1887 г. — профессор философии. С 1919 г. — профессор Высшей школы общественных наук в Париже. Почетный доктор ряда зарубежных университетов (Оксфордского с 1900 г., Женевского с 1909 г., почетный доктор права Университета Глазго с 1901 г. и др). В 1897 г. был избран одним из первых президентов Американской психологической ассоциации. Основатель таких авторитетных изданий, как «Психологическое обозрение», «Психологические монографии», «Психологический бюллетень».
В сферу научных интересов Дж. М. Болдуина входили: психология развития, психология образования, история психологии, психология личности и социальная психология, философия и теория психологии. Основной задачей психологии он считал исследование индивидуальных различий. Его главным достижением было введение понятия «круговой реакции», предполагающее, что между организмом и окружающей средой идет процесс непрерывной адаптации и взаимовлияния. Болдуин видел в психическом развитии ребенка проявление биогенетического закона. Он одним из первых отметил социальную роль игры, рассматривая ее как инструмент подготовки человека к жизни в условиях сложных социальных отношений. Его идеи оказали влияние на формирование концепции выдающегося швейцарского психолога Ж. Пиаже, который обучался в Женевском университете у одного из ближайших друзей Болдуина, Э. Клапареда. В педагогике Болдуин выступал за индивидуализацию обучения и использование данных экспериментальной психологии. |