Предлагаемое благосклонному вниманiю публики изслъдованiе является въ свете въ томь самомъ виде, въ какомъ оно было напечатано въ первый разъ въ 1877 г. въ Казани. Первоначально авторъ думалъ переработать некоторые отделы своего труда и дополнить его приложенiемь въ русскомъ переводе сочиненiй Юлiана, имеющихь историческiй и литературный интересъ. Но прямыя служебныя обязанности автора и невозможность иметь подъ руками все необходимыя для такой работы источники и пособiя, вследствiе отдаленности отъ центровъ просвещенiя, не дозволили ему выполнить свой планъ. Я.Алфiоновъ.
Оренбургь, 3-й Iюля 1880 г. Алфионов Яков Иванович Российский историк и педагог. Родился в Саратове, в семье священника. В 1870 г. закончил Саратовскую духовную семинарию, в 1874 г. — Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. С 1874 г. — приват-доцент Казанской духовной академии по кафедре общей древней гражданской истории. После публичной защиты в 1878 г. магистерской диссертации утвержден в степени магистра. В том же году перешел на службу в Министерство народного просвещения и был назначен преподавателем истории и географии в Оренбургский учительский институт. В 1883 г. занял пост инспектора Оренбургской мужской гимназии. В 1884–1906 гг. — директор Пермской классической гимназии. С 1888 г. был членом Пермской ученой архивной комиссии.
В своей кандидатской работе «Хилиазм первых трех веков христианства» (1875) Я. И. Алфионов различал два вида хилиастических представлений: 1) идеи, сформировавшиеся в иудаизме под влиянием «национальных иудейских представлений мессианского царства» и получившие развитие в иудействующих сектах первых веков христианства (Керинф, эбиониты); 2) идеи, возникшие в христианской среде как следствие гонений на христиан и развившиеся в учение о «духовном» 1000-летнем Христовом царстве. В магистерской диссертации «Император Юлиан и его отношение к христианству» (1877) Я. И. Алфионов впервые в отечественной литературе представил критический разбор первоисточников и более поздних исследований деятельности Юлиана Отступника, анализ предпосылок языческих реформ императора и попыток преобразования им язычества на основе неоплатонизма. Значительное место автор уделил исследованию литературной полемики Юлиана с христианством. |