URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Легуве Э. Чтение как искусство: Записки чтеца. Пер. с фр. Обложка Легуве Э. Чтение как искусство: Записки чтеца. Пер. с фр.
Id: 267831
549 р.

Чтение как искусство:
Записки чтеца. Пер. с фр. Изд. стереотип.

Ernest Legouvé. L'art de la lecture
2021. 238 с.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение)
Типографская бумага
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания 1903 г.)

Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга французского писателя и драматурга Эрнеста Легувэ (1807–1903), представляющая собой руководство по выразительному чтению. Наряду с теоретическими вопросами художественного чтения в книге излагается техническая часть искусства чтения: описывается постановка голоса, правильное дыхание и произношение, а также рассматриваются недостатки речи, такие как заикание, шепелявость и картавость, и методы их... (Подробнее)


Оглавление
top
Воспитанникамъ высшей нормальной школы
Чтенiе вслухъ въ лицеяхъ
Вместо предисловiя
Часть первая
 Глава I. Вступленiе.-Какъ я учился читать
 Глава II. Следуетъ ли читать, какъ говоришь
 Глава III. Техническая часть искусства чтенiя-голосъ
 Глава IV. Дыханiе
 Глава V. Произношенiе
 Глава VI. Шепелявость и картавость
 Глава VII. Заиканiе
 Глава VIII. Знаки препинанiя
Часть вторая
 Глава I. Чтецы и ораторы
 Глава II. Чтенiе, какъ средство критики
 Глава III. Боссюэтъ и Паскаль
 Глава IV. Разоблаченiя вследствiе чтенiя
 Глава V. Разочарованiе
 Глава VI. О чтенiи стиховъ
 Глава VII. Вольные стихи
 Глава VIII. Чтенiе у знаменитой трагической актрисы
 Глава IX. Восиоминанiе о Понсаре
 Глава X. По выходе изъ Сорбонны
 Глава XI Последнее слово
Часть третья
 Глава I. Проза
 Глава II. Обращенiе къ учителямъ и учительницамъ
 Глава III. Письмо одного воспитателя

Вместо предисловiя
top

Это новое изданiе открывается циркуляромъ господина Министра народнаго просвещенiя, который вводить нашъ трудъ обязательные руководствомъ для низшихъ и среднихъ классовъ нашихъ нормальныхъ школъ.

Мне кажется, что я сделаю лучшее определенiе значенiя своего труда, если приведу краткiй перечень полученныхъ уже результатовъ благодаря распространенно этой книги.

Возьму несколько фактовъ, хотя уже приведенныхъ мною раньше въ другихъ местахъ, но за достоверность которыхъ я могу поручиться.

Искусетво чтенiя начинаетъ отовсюду проникать въ дело воспитанiя. Учителя высшихъ классовъ нашихъ лицеевъ присоединяют все более и более при разборе классическихъ произведенiй таланта истолкователя къ таланту критика.

Коллегiя Станислава создала специальный классъ дикцiи и поручила веденiе его известному актеру изъ Theatre Fгancais, одному изъ лучшихъ учениковъ господина Реньэ, господину Дюпонъ–Вернону.

Школа Альберта Великаго д'Аркюэль последовала примеру коллегiи Станислава.

Школа Монжъ опередила Доминиканцевъ.

Школа Тюрго и коллегiя Шапталь избрали себе въ лице господина Рикьэ, режиссера театра Vaudeville, опытнаго руководителя въ искусстве слова.

Въ консерваторiи господинъ Реньэ, поставленный туда господиномъ Барду для веденiя лирическихъ классовъ, отвергаетъ фразу Бомарше. Фигаро говоритъ: "У насъ поется все то, о чемъ не стоить говорить". Г.Реньэ учитъ, что все то, что поется стоитъ того, чтобы это умели хорошо говорить.

Въ начальныхъ училищахъ дело тоже идетъ не безъ малаго успеха. Префектъ Сены и Марны (мне очень прiятно приводить этотъ примеръ), по осмотренiй своихъ общинъ, разослалъ всемъ школамъ своего департамента "Чтенiе, какъ искусство" въ количестве около 550 экземпляровъ.

Успехъ книги проникъ и въ либеральный профессiи. Положенiе: Нужно учиться, читать, чтобы научиться говорить, считается уже непреложнымъ правиломъ. Адвокаты, судьи, высшiя должностныя лица, даже проповедники, часто обращаются къ искусству чтенiя, какъ къ вспомогательному средству, при исполненiи своихъ обязанностей.

Французскiй артистъ г.Манкаръ сообщилъ мне, что онъ виделъ многихъ изъ своихъ прежнихъ слушателей записанными въ Квебеке въ почетные члены трибуны или суда.

Чтенiе занимаетъ также место и въ программахъ женскаго воспитанiя. Г-жа АрнольдъПлесси, г-жа Делапортъ, г-жа Эмма Флери приглашены во многiя известныя семейства, чтобы довершить съ молодыми девушками дело, начатое ихъ учителями исторiи и литературы. За последнiя десять летъ довольно много знаменитыхъ и богатыхъ наследницъ записалось въ число Сорбоннскихъ слушательницъ и сдало свои экзамены на учительницъ. Летъ черезъ десять женское образованiе будетъ считаться только въ томъ случае полнымъ, когда девушка станетъ учиться чтенiю, какъ теперь учится она петь, и когда она будетъ одинаково хорошо играть на обоихъ инструментахъ, т.е. на пiанино и на голосе, которымъ она говорить.

Вотъ еще одинъ характерный фактъ, котораго свидетелемъ былъ я самъ. По иницiативе одного человека въ Париже образовалось общество совершенно новаго рода. Какая задача этого общества? Чтенiе. Кто же его основатель? Г.Рикьэ, о которомъ мы уже раньше говорили. Изъ кого состоять его члены? Изъ мелкихъ чиновниковъ, торговцевъ, ремесленниковъ и приказчиковъ всякаго рода. Г.Рикьэ возымелъ благую мысль-розыскать ихъ по ихъ конторамъ, за ихъ конторками, въ магазинахъ, и предложить имъ собираться по вечерамъ после дневныхъ занятiй читать вместе и вслухъ лучшiя произведенiя современной поэзiи. Ни политика, ни забава не входили въ программу этихъ собранiй; они были исключительно посвящены изученiю и толкованiю прекрасныхъ литературныхъ произведенiй. Публичное заседанiе, ежегодно происходящее въ большой зале, даетъ добровольнымъ ученикамъ искусства чтенiя отъ двенадцати до пятнадцати сотенъ ценителей ихъ способностей. Я председательствовалъ на последнемъ изъ этихъ заседанiй. Слушатели меня интересовали не менее, чемъ сами чтецы. Сочувствiе первыхъ все время было въ уровень съ понятливостью вторыхъ. Было прочтено до 25 отрывковъ изъ поэзiи; все были произнесены съ неподдельнымъ чувствомъ, выслушаны съ напряженнымъ вниманiемъ и встречены всеобщими громкими рукоплесканiями. По окончанiи заседанiя искусство чтенiя наверное уже насчитывало стами двумя приверженцевъ более прежняго. Наконецъ, несколько недель тому назадъ, я отправился въ лицей Людовика Великаго, получивши туда любезное приглашенiе отъ господина Жидель, инспектора этого заведенiя. Господинъ Жидель просилъ меня прочесть воспитанникамъ лицея лекцiю по искусству чтенiя. Аудиторiя состояла изъ учениковъ съ четвертаго до философскаго класса, профессоровъ и некоторыхъ членовъ института. Здесь впервые пришлось мне беседовать о своемъ предмете съ такими молодыми слушателями. Мне не хотелось наскучить имъ, но не хотелось также и ограничиться одной забавой. Я старался главнымъ образомъ принести имъ пользу, мне хотелось дать имъ почувствовать важность этого искусства применительно къ ихъ занятiямъ; поэтому я не упустилъ ни одной технической стороны этого предмета, я старался только иллюстрировать ихъ такими фактами, которые могли бы придать живую форму моему изложенiю.

Оказанный мне прiемъ даетъ мне право сказать, что искусство чтенiя проникло въ народное образованiе, такъ какъ оно водворилось въ двухъ самыхъ важныхъ высшихъ учебныхъ заведенiяхъ: въ Нормальной школе и въ лицее Людовика Великаго.


Об авторе
top
photoЛегуве Эрнест
Французский писатель и драматург. Родился в Париже, в семье поэта и драматурга г. Легуве. Его наставником был известный французский писатель, автор пьес и либретто к операм Ж. Н. Буйи. В 1829 г. Э. Легуве получил премию Французской академии за опубликованное стихотворение. В 1832 г. выпустил первую книгу стихов. С 1847 г. читал лекции для широкой публики в Коллеж де Франс, Высшей нормальной школе и других учебных заведениях по вопросам литературы, морали, образования, равноправия женщин и многим другим. В 1855 г. стал членом Французской академии. В течение многих лет занимал пост генерального инспектора по женскому школьному образованию. В 1887 г. был награжден орденом Почетного легиона.

Эрнест Легуве — автор романов, пьес, стихотворений и поэм, автобиографических произведений. В своих публичных лекциях он затрагивал не только литературные, но и многие другие вопросы — о влиянии женщин на семейную и общественную жизнь, о декламации, даже о фехтовальном искусстве, в котором Легуве достиг высокого мастерства, хотя ни разу в жизни не дрался на дуэлях. Многие пьесы он написал в соавторстве с известным французским драматургом Эженом Скрибом; одна из них, «Адриенна Лекуврер», была поставлена А. Я. Таировым в СССР, в Камерном театре, и выдержала в 1919–1949 гг. около 800 представлений. В мемуарах он рассказывал о своих современниках, в том числе имеющих отношение к театральному искусству — драматургах, певицах, актрисах. Его книга «Чтение как искусство» пользовалась огромной популярностью; она выдержала только во Франции более тридцати изданий и неоднократно выходила на других языках, в том числе и на русском (четыре издания до 1903 г.).