К читателю Предисловие Социалистическая революция и задачи просвещения Речь на I Всероссийском съезде по просвещению Коммунистическая пропаганда и народное просвещение О классовой школе Доклад на III сессии ВЦИК 7-го созыва Роль рабочих факультетов Какая, школа нужна пролетарскому государству Философия школы и революция Владимир Ильич и народное просвещение Задачи просвещения в системе советского строительства Социологические предпосылки советской педагогики К вопросу о дискуссии в педагогике Народное образование в СССР в связи с реконструкцией народного хозяйства Воспитание нового человека О социальном воспитании Из сборника «Игра» Детские клубы в Костромской губернии Ленин и молодежь Детское движение и коммунистическое воспитание Воспитание нового человека Воспитательные задачи советской школы К IV Всероссийскому съезду по дошкольному воспитанию О школьной дисциплине Антирелигиозная борьба в школе Культпоход комсомола Проблемы образования и обучения
Что такое образование?
Задачи внешкольного образования в Советской России
Единая трудовая школа и техническое образование
Какой педагог нам нужен Учитель, учись!
Заветы Ильича и художественное образование Проблема повышенного образования
Задачи курсов заведующих окружными отделами народного образования
О преподавании истории в коммунистической школе
О постановке общественных дисциплин в шко-. лах второй ступени
Искусство слова в школе
Литература и марксизм
Кино в школе
Естествознание и марксизм
Приложения
Комментарии (Э. Д. Днепров)
Библиография
Указатель имен
Будучи человеком энциклопедических знаний, А. В. Луначарский внес огромный вклад в дело создания социалистической культуры. С его именем связаны формирование системы народного образования, перестройка научных учреждений, театра, кино, издательского дела. Он также играл роль связующего моста с западным культурным миром; благодаря ему в Москву приезжали или переписывались с наркомом выдающиеся писатели — А. Барбюс, Г. Уэллс, Б. Шоу, Р. Роллан, Э. Синклер, С. Цвейг и другие. Известность получили его труды по общетеоретическим вопросам культуры, особенно художественной, а также по литературоведению, театроведению, эстетике, педагогике. В работе «Основы позитивной эстетики» (1904) он дал понятие идеала жизни — свободного, гармоничного, открытого для творчества; в книге «История западноевропейской литературы в ее важнейших моментах» (1924; переизд. в URSS) охарактеризовал творчество многих известных писателей Западной Европы. |