Что такое "духъ XVIII века", т.-е. чемъ этотъ векъ отличается отъ предшествующихъ ему эпохъ, какiя новыя идеи завещалъ онъ следующимъ поколенiямъ, словомъ, какова въ сущности его роль въ общей исторiи цивилизацiи? Я нашелъ, что лучшiй ответъ на эти вопросы даетъ изученiе Энциклопедiи и энциклопедистовъ. По времени своего появленiя Энциклопедiя совпадаетъ съ серединой столетiя; она начинаетъ печататься въ 1751 г. По своему содержанiю она резюмируетъ все идеи, все знанiя, разсеянныя въ тогдашнихъ книгахъ. И, наконецъ, въ ней сотрудничаютъ все лучшiе писатели того времени: Энцикдопедiя – это какъ бы восемнадцатый векъ, воплощенный въ словаре. Очень верно было сказано: "Эндиклопедiя это самое большое дело того времени, это цель, къ которой тянулось все, что ей предшествовало, это источникъ всего, что произошло потомъ, а следовательно – настоящiй центръ исторiи мысли восемьнадцатаго века". Въ предлагаемой книге я взялъ на себя смелость изложить эту исторiю, все проблемы, которыя она затрагиваетъ, все, что ее подготовляетъ, все наиболее существенныя философскiя и соцiальныя последствiя, порожденныя ею. Хотя я и буду говорить только о прошедшемъ, но современный интересъ этой темы совершенно очевиденъ. Въ той непрерывной войне, которую, начиная съ ХVI века, ведутъ два непримиримыхъ врага, католицизмъ и свободная мысль, Энциклопедiя дала одну изъ самыхъ ярыхъ, одну изъ самыхъ решительныхъ битвъ. Разве сейчасъ Францiю нельзя разделить на людей, более или менее покорныхъ незыблемому догматизму Боссюэ, и техъ, кто, съ теми или другими оговорками, принимаетъ наследство Вольтера и великой революцiи? Свою книгу я стремился сделать научной, а не полемической; я пытался быть прежде всего безпристрастнымъ и правдивымъ. Но есть такiя темы, и я спешу заявить, что избранная мною тема именно принадлежитъ къ ихъ числу, где авторъ долженъ открыто стать на сторону, конечно, не одной изъ воюющихъ сторонъ, но за или противъ техъ идей, около которыхъ кипитъ битва. И когда вокругъ Энциклопедiи загорятся жаркiе споры по самымъ разнообразнымъ, самымъ важнымъ вопросамъ, я не буду ни скрывать своего личнаго мненiя, ни выставлять его. Чтобы читатель сразу зналъ, въ какомъ духе написана моя книга, я напомню слова Ренана, которыя могли бы служить эпиграфомъ къ моей книге: "Мы принимаемъ наследство трехъ великихъ теченiй новаго времени: реформацiи, философiи и революцiи, не имея ни малейшаго желанiя исповедывать символы веры ХVI века, или стать вольтерьянцами, или повторить 1793 и 1848 г. Намъ нетъ решительно никакой нужды снова проделывать то, что уже сделано нашими отцами. Освобожденiе, вотъ дело, совершенное ими. Мы съумеемъ продолжать вести его дальше". Я позволю себе прибавить, что Энциклопедiя, о которой такъ часто говорятъ, такъ мало ее зная, до сихъ поръ ни разу не явилась предметомъ сколько-нибудь пространнаго изследованiя, а между темъ всемъ известно, какое важное значенiе имеетъ она для историка цивилизацiи. Во Францiи только одинъ Pascal Duprat говорилъ объ "Энциклопедистахъ" въ своей брошюрке, или защитительной речи, которую я не считаю для себя удобнымъ критиковать (Librairie Internationale, 1866). За границей Rosenkranz посвятилъ Энциклопедiи три существенныхъ главы своего Дидро (Diderot's Leben und Werke. Leipzig 1866, 2 vol.), a John Morley эпизодическую главу своего труда: Diderot and the Encyclopoedists (Macmillan. 200 1.). После такихъ беглыхъ изследованiй, французу дозволительно писать объ Энциклопедiи и XVIII веке обобщающую работу. По целому ряду причинъ, она была не изъ легкихъ. И я не льщу себя мыслью, что мне удалось преодолеть все эти трудности. Дюкро Луи-Пьер Французский литературовед, историк литературы, номинант на Нобелевскую премию по литературе 1901 г. Родился в городе Ним. Был профессором французской литературы в университетах Бордо, Пуатье и Экс-Марсель. В 1894–1919 гг. занимал должность декана факультета словесности университета Экс-Марсель. В 1905 г. был избран членом Марсельской академии. В 1909 г. стал кавалером ордена Почетного легиона.
Темой диссертации Луи-Пьера Дюкро, написанной им на латинском языке, стала философия Иммануила Канта. Продолжение идей великого немецкого мыслителя он видел в работах Артура Шопенгауэра, которому посвятил книгу «Шопенгауэр: истоки его метафизики» (1883). В 1886 г. опубликовал исследование творчества Генриха Гейне, в котором особое внимание было уделено быту и нравам эпохи. Этот интерес к социально-бытовой стороне жизни общества стал определяющим в итоговом труде ученого «Французское общество XVIII века» (1922). Но основную известность Дюкро принесли работы, посвященные писателям и философам XVIII века: «Дидро: человек и писатель» (1894), «Энциклопедисты» (1900) и другие, в том числе монументальный трехтомный труд о жизни и творчестве Жан-Жака Руссо. В 1901 г. профессор истории университета Экс-Марсель Мишель Клерк выдвинул Луи-Пьера Дюкро на соискание первой Нобелевской премии по литературе за книгу «Энциклопедисты». |