Карлъ Каутскiй родился и выросъ въ Австрiи, въ атмосфере обостренной национальной борьбы. Въ юныъ годы, до того, какъ онъ пришель къ социализму, онъ быль одно время ярымъ чешскимъ националистом. Но въ то жъ время въ самой семейной среде, въ которой онъ выросъ, были какъ бы заложены семена интернационализма. По отцу онъ быль чехомъ, по матери – немцемъ. И выступая на Иннебрукскомъ партейтагъ австрийской соцiалъ-демократии противь стремления чешскихь сепаратистовъ разбить интернациональную сплоченность профсоюзовъ и партии, Каутский могъ въ шутку указать на то, что если бы принципы нaцioнальнаго сепаратизма быль последовательно проведены, ему, Каутскому, пришлось бы разрубить себя на-двое, и онъ нъ можеть сказать, какой нации – нвмцамь или чехамъ – досталась бы его лучшая половина. Национальной проблеме Каутскiй посвятиль много работъ ещъ въ тотъ периодъ, когда старшее поколение марксистовъ, отражая условия той эпохи, склонно было недооценивать значениъ национального фактора въ современной истории. Такъ, ужъ въ ранней своей работе: "Нацiональность нашего времени" (русский переводы въ изд. Львовича, 2-ъ изд. Спб. 1905 г.) Каутскiй считаетъ нужными подчеркнуть, что если словами "национальный", "национальность" нередко прикрывается простое мошенничество", то нельзя все жъ закрывать глаза на то, что "национальная идея оказываеть громадное влiянiе на народы современной культуры, – влiянiе, которого невозможно объяснить одними искусственными махинациями". И ужъ въ этой своей первой работе Каутскiй даль въ общихъ чертахъ тотъ анализъ ведущихъ къ консолидации (сплочению) нации силъ, какой мы находить въ двухъ его наиболее позднихъ работахъ по национальному вопросу, которыя мы въ настоящемь издании предлагаемь вниманию русского читателя. Но въ "Национальности нашего времени" чувствуется еще, вместъ съ темъ, переоценка темпа ассимиляцiоннаго процесса, ведущего въ конечномь счете къ растворению наций въ единомь человечества. "Едва ли можно теперь серьезно думать, – пишеть, напр., Каутскiй, – о сохранении чешской нации... Капитализмь развивается быстрые, чемъ чешская нация" (стр.40). Но недаромъ Каутскiй – ученикъ Маркса, верный его методу. Онъ не глухой къ голосу жизни догматикь. И внимательно следя за всеми перипетиями пробуждения "неисторическихъ нацiй" не только въ Австрiи, но и въ другихь "государствахь национальности", онъ вносить соответствующая дополнения и поправки въ свой первый теоретической анализъ национальной проблемы. Въ статьями "Борьба национальностей и rocyдарственное право въ Aвстрiи", напечатанных вь "Neue Zeit" за 1897–98 г. (русский переводъ въ изд. Иванова, Кiевъ 1906 г.), Каутскiй указываеть на потребности капиталистического развития, на стремлениъ къ демократии и распространение въ народныхь массахъ литературного национального образования, какъ на "три фактора современной национальной идеи", и, въ противовесъ ходячимъ предрассудкамъ, со всей определенностью признаетъ, что "всъ эти основы современного национального движения... исторических вполне оправдываются, и всякое искусственное препятствование ихъ росту равносильно помехе росту социального развития" (русск. перев., стр.6). Пролетариат, – подчеркиваеть Каутский, – нъ только не настроены враждебно къ подобного рода нацiональнымъ движениямъ, но и самымь непосредственнымь образомъ заинтересованы въ ихъ спокойномъ преуспеянии" (cтp. 7). Выходы изъ австрiйскаго хаоса Каутский видитъ въ превращении исторически-сложившегося конгломерата "королевства и земель" въ федерацию национальностей на основе национально-разграниченныхъ автономныхь территорий. Ещъ определеннее становится Каутскiй на почву известной национальной программы австрийской соцiал-демократiи въ помещенных имъ въ i903 г. въ "Neue Zeit" статьяхъ: "Кризисы Австрiи (языкь и нацiя)" (русск. перев. въ изд. Иванова, Кiевъ 1905 г.). Въ этихъ статьяхъ Каутскiй впервые подходитъ ближе и къ тому факту, который создаетъ особенную сложность современной национальной проблемы, – а именно, что нации все болеъ отрываются отъ своихъ исконныхъ территорий, экстерритоiализуются, перетасовываются, создавая повсюду чересполосицу, мозаику тутъ и тамъ вкрапленныхъ национальных меньшинствъ. Внутреннее передвижение, – пишеть Каутскiй, – вызываетъ постоянная перетасовки и новое распределение национальностей, и вместъ съ темъ непрерывно растетъ смешение ихъ и расширение области ихъ столкновений" (русск. перев., стр.14). И Каутскiй, остававшийся до техъ порь въ национальном вопросе на чисто-территориальной почве, вплотную подходить тутъ къ построенiямъ Реннера и Бауэра объ автономии нацiй, какъ таковыхъ. Въ предисловии къ армянскому переводу Эрфуртской программы (вышло по-русски подь названием "О национальном вопросе въ Россiи", въ изд. Арабидзе, Спб. 1906 г.) Каутский намечаетъ на такой именно основе программу Соединенныхъ Штатов и Pocciи, причемъ въ строении кавказской соцiаль-деократической организации онъ видить набросок для управления Кавказскимъ краемъ, – управления, опирающегося нъ только на автономию края, но и на автономiю наций, а такжъ одновременно на ихъ обеединение для совместной деятельности" (русск. пер., стр.15). Несколько особнякомъ стоятъ взгляды Каутскаго на еврейскiй вопросъ. Въ вышедшей ещъ въ 1908 г. статье "Кишиневская резня и еврейской вопросъ" (по-русски напечатана въ своъ время въ заграничной "Искре", а затемъ легально въ изд. Алексеевой, Спб. 1906 г. подь названием: Еврейскиъ погромъ и еврейский вопросъ") Каутский намечаетъ для евреевъ ассимиляцiю не просто какъ прогнозъ неизбежного развития, но и въ некоторомъ роде, какъ программу: "Чемъ можетъ быть устранена эта враждебность (къ евреямь, какъ къ чужакамъ)? Только темъ, что инородные слои населения перестанутъ быть чужими, сольются съ общей массой населения. Это единственно возможное разрешение еврейского вопроса, и мы должны поддерживать все то, что способствуетъ устранению еврейской обособленности". Впрочемъ, Каутскiй тутъ жъ оговаривается, что обособленность евреевъ является продуктомъ тысячелетнего развития, и ассимиляция съ прочимъ населением не создается однимь ударомъ. Пока же эта обособленность существуетъ, только одно средство можемъ мы ей противоставить – это просвещение народныхъ массъ... Наряду съ ассимиляцией еврейства, революционной сознание массъ есть лучшее противоядие противъ антисемитизма"... Карл КАУТСКИЙ Немецкий социал-демократ, центрист, один из лидеров II Интернационала. В 1874 г., будучи студентом Венского университета, примкнул к социалистическому движению. С конца 1870-х гг., а особенно после знакомства в 1881 г. с К. Марксом и Ф. Энгельсом, начал переходить на позиции марксизма. В 1883–1917 гг. – редактор теоретического журнала германских социал-демократов "Нойе цайт". В 1880–1900-е гг. написал ряд работ, пропагандировавших марксистские идеи. Перед Первой мировой войной отошел от революционного рабочего движения, проводя линию на примирение с ревизионистами. Октябрьскую революцию встретил враждебно. В 1917 г. участвовал в создании Независимой социал-демократической партии Германии. С 1924 г. жил в Вене, а в 1938 г., после захвата Австрии фашистской Германией, переехал в Прагу, затем в Амстердам. Большинство трудов К.Каутского было переведено на русский язык. Широкую известность получили его работы: "Бернштейн и социал-демократическая программа" (рус. пер. 1906); "Этика и материалистическое понимание истории" (рус. пер. 1906; 2-е изд.: URSS, 2003); "Движущие силы и перспективы русской революции" (рус. пер. 1907, под редакцией и с предисловием В.И.Ленина); "К критике теории и практики марксизма ("Антибернштейн")" (рус. пер. 1923; 2-е изд.: URSS, 2003); "Предшественники новейшего социализма" (рус. пер. 1924–1925); "Экономическое учение Карла Маркса" (рус. пер. 1956; 3-е изд.: URSS, 2010) и другие. |