URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Трубецкой Е.Н. Политические идеалы Платона и Аристотеля Обложка Трубецкой Е.Н. Политические идеалы Платона и Аристотеля
Id: 267635
346 р.

Политические идеалы Платона и Аристотеля № 28. Изд. стереотип.

2021. 112 с.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение)
Типографская бумага

Аннотация

Вниманию читателя предлагается книга выдающегося русского философа, правоведа Е.Н.Трубецкого (1863–1920), в которой представлены две его работы, впервые напечатанные в журнале "Вопросы философии и психологии", давно ставшем библиографической редкостью. В первой из них сравниваются между собой политические идеалы двух величайших мыслителей древности --- Платона и Аристотеля; рассматривается их значение по отношению к средневековому... (Подробнее)


Содержание
top
Политические идеалы Платона и Аристотеля въ ихъ всемирно-историческомъ значении
Введение
 ГЛАВА I.
 ГЛАВА II.
 ГЛАВА III.
Социальная утопия Платона. Политические аспекты
 ГЛАВА I. Цель идеального государства и средства ея осуществления
 ГЛАВА II.
 ГЛАВА III. Государство — церковъ
 ГЛАВА IV. Коммунистический строй
 ГЛАВА V. Споръ комментаторовъ объ индивидуализме и социализме Платона
 ГЛАВА VI. Рабочие въ идеальномъ государстве
 ГЛАВА VII. Идеальное государство и спартанско-критский строй
 ГЛАВА VIII. Государство законовъ
 ГЛАВА IX.
 ГЛАВА Х.
Заключение

Политические идеалы Платона и Аристотеля въ ихъ всемирно-историчесномъ значении (отрывок)
top

Вглядываясь въ историю философскаго мышления древнихъ грековъ, мы убеждаемся въ томъ, что въ основе этого мышления лежатъ универсальныя вечныя истины, что философия эллиновъ съ самаго начала не была лишь бесплодною умственной гимнастикой, но познавала истину въ исторически-необходимых формахъ. Метафизика древнихъ грековъ, въ своемъ развитии, пришла къ известнымъ положительнымъ результатамъ, разъ навсегда раскрыла въ сознании человечества ряды элементарныхъ метафизическихъ истинъ, которыя и были усвоены последующимъ европейскимъ мышлением, оплодотворивъ собою и современную европейскую философию. Какъ средне-вековая, такъ и современная философия предполагаетъ эти положительные результаты, добытые вековыми усилиями древней мысли. Задача настоящаго очерка заключается въ томъ, чтобы показать, что то-же самое верно и относительно политического миросозерцания древнихъ философовъ, тесно связаннаго съ ихъ метафизикой, что въ основе ихъ политическаго мышления лежатъ всемирно-исторические принципы, которые, будучи унаследованы по преемству европейскими народами христианской цивилизации, имели определяющее значение и въ ихъ политическомъ миросозерцании. Мы постараемся здесь доказать, что политические идеалы двухъ величайшихъ мыслителей древности, Платона и Аристотеля, имели пророческое значение по отношенпо къ средневековому и современному европейскому миросозерцанию.

Мы не станемъ здесь подробно останавливаться на слишкомъ общеизвестномъ метафизическомъ учении Платона. Для нашей цели достаточно припомнить те основныя черты этого учения, которыя имеютъ определяющее значение по отношению къ учению объ обществе и государстве.

Вспомнимъ, что для Платона чувственно воспринимаемый земной миръ есть миръ ложный и призрачный, что для него истинно-сущее, вечное, пребывающее есть только сверхчувственная идея, первообразы всего существующего. Въ потоке разнообразныхъ явлений, которыя беспрерывно притекаютъ и утекаютъ, возникаютъ и уничтожаются, пребывают вечно одне идеи, какъ общия родовыя представления всего существующаго.

Миръ идей Платона не есть только сущность, но и конечная цель, вечный идеалъ всего существующаго; этотъ миръ идей есть ничто иное, какъ вечная основа мировой жизни. Чтобы приобщиться къ вечной блаженной жизни идей, нужно вырваться изъ оковъ чувственнаго бытия, нужно освободиться отъ этого земного мира – ложнаго, обманчиваго, не долженствующаго существовать, – нужно, иными словами умереть для всего земного.

Земная жизнь человека не имеетъ въ самой себе цены и смысла: цель человека не на земле, а за грубомъ. Къ этой сверхчувственной, вечной, загробной цели должно стремиться все существующее; къ ней должна быть направлена и вся земная деятельность человека; человекъ долженъ прежде всего спасти свою безсмертную душу и для этого – отрешиться отъ всякихъ мирскихъ заботъ, пожертвовать всеми своими земными влечениями, погрузившись всецело въ созерцание небесного миpa вечныхъ идей. Этому противится дурная двойственность человеческой природы; человекъ есть амфибия: онъ стоитъ между двумя мирами, живетъ въ томъ и въ другомъ частью своего существа. Безсмертнымъ разумомъ онъ созерцаетъ идею, но кроме этой высшей способности въ человеческой душе есть две другия, низшия – пожелание, похоть, влекущая его къ телу, къ животной жизни чувственныхъ аффектовъ, и третья способность, посредствующая между двумя первыми, сердц е, которое служитъ орудиемъ разума въ борьбе со страстью, сдерживая чувственные аффекты, или-же, напротивъ, соединяется съ плотскою страстью въ борьбе противъ велений разума...


Об авторе
top
photoТрубецкой Евгений Николаевич
Выдающийся русский философ, правовед и общественный деятель. Родился в Москве; происходил из старинного княжеского рода. В 1885 г. окончил юридический факультет Московского университета. Получил степень магистра, а затем и доктора философии за исследования религиозно-общественного идеала западного христианства. Приват-доцент Демидовского юридического лицея (Ярославль, 1886–1897), профессор Киевского (1897–1905) и Московского (1905–1917) университетов (в последнем возглавлял кафедру философии после смерти своего брата С. Н. Трубецкого). Участвовал в организации и деятельности ряда научных обществ (Психологическое общество при Московском университете, Религиозно-философское общество им. В. С. Соловьева и др.). Занимался общественно-политической деятельностью: был одним из видных членов партии кадетов с момента ее основания; издавал журнал «Московский еженедельник» либерально-консервативного направления (1906–1910). В 1916–1917 гг. был членом Государственного совета.

В философии Е. Н. Трубецкой был представителем метафизики всеединства, созданной В. С. Соловьевым и развитой далее его последователями. Немалую роль в этом сыграло и их личное знакомство: около 15 лет братья Трубецкие были в числе ближайших друзей и собеседников Соловьева. Основной темой философии Е. Н. Трубецкого были размышления о смысле жизни. Ряд своих работ он посвятил философскому анализу судьбы России, психологии русского народа, духовных причин событий 1917 года. Главные его труды — «„Миросозерцание“ Вл. Соловьева» (1913; в 2 т.), «Метафизические предположения познания» (1917), «Смысл жизни» (1918). Всего Е. Н. Трубецкой написал более 20 книг и большое число статей на темы религии, философии, юриспруденции, политики.