Памяти дорогой матери,
Екатерины Степановны, ур. Савицкой, съ благодарностью посвящаю трудъ мой. История нашихъ цифръ имеетъ очень обширную и разбросанную литературу. Я совсемъ не имею въ виду исчерпывать эту литературу или даже приводитъ ее въ настоящемъ этюде, выросшемъ собственно изъ приложения къ моему сочинению "Арифметическая самостоятельность европейской культуры". Для такой библиографической атлетики въ такомъ краткомъ очерке не место, темъ более, что я хотелъ здесь изложить свои взгляды на исторпо нашихъ цифръ, а не знакомить со взглядами другихъ, мне, впрочемъ, довольно хорошо известными. Взгляды эти крайне противоречивы и хаотичны. Въ ихъ безысходный лабиринтъ могло бы ввести читателя специальное сочинение о нашихъ цифрахъ. Не берусь обещать таковое. Мне просто хочется поделиться некоторыми своими мыслями, которыя представляются мне новыми. Специалисты оценятъ ихъ правильно и безъ библиографии съ моей стороны, а обыкновенный читатель, конечно, предпочтетъ изложение цельбЕ М одного взгляда, хотя-бы можетъ быть и ошибочнаго, библиографической полноте, темъ более, что и правильность техъ взглядовъ, которое здесь можно было бы привести во многихъ местахъ, весьма сомнительна. Однако, разъ я говорю о формахъ нашихъ цифръ у абацистовъ, у разныхъ народовъ и въ разныя времена, разъ я сопоставляю по известной системе эти формы, то ведъ нужно-же указать, откуда я заимствовалъ ихъ. Накоторыя изъ формъ нашихъ цифръ у абацистовъ я впервые самъ нашелъ въ рукописяхъ, но большинство приводимыхъ мною формъ взято, конечно, изъ соответственной литературы. Только въ этомъ одномъ случае я отступилъ отъ указанного мною правила и постарался привести эту литературу съ достаточной полнотой, которая обеспечиваетъ за мною право избегать литературныхъ указаний въ других местахъ этого этюда, безъ боязни быть обвиненнымъ въ легковесности. Итакъ, настоящее сочинение не имеетъ въ виду блистать библиографией предмета. Цель его совсемъ другая, нелишенная значительной смелости, а именно направить изследование на новый путь, единственно въ данномъ случае правильный, а именно на путь палеографический. Путь этотъ состоитъ въ томъ, чтобы, не мудрствуя лукаво, собрать по возможности большее число формъ нашихъ цифръ у абацистовъ, арабовъ восточныхъ и западныхъ, византийскихъ математиковъ, а также и у индусовъ, однимъ словомъ, у всехъ техъ народовъ, которые знакомы со способомъ изображать числа девятью или десятью знаками и которые употребляли знаки, обнаруживающие сходство съ нашими цифрами, затем, собравъ ихъ у всехъ этихъ народовъ сопоставить ихъ и, сопоставивъ, привести въ известный порядокъ. Порядок долженъ быть указанъ самими формами цифры, именно формы эти должны быть расположены такъ, чтобы происхождение каждой следующей изъ предыдущей объяснялось легко и просто при помощи техъ законовъ, которые управляютъ всякими людскими письменами, а именно: а) законъ упрощения или округления знаковъ въ целяхъ ихъ более скораго и легкаго изображения, b) законъ каллиграфический, т.е. красиваго и изящнаго изображения знаковъ, который очень часто видетъ не къ более простымъ, а, наоборотъ, къ более сложнымъ формамъ и, наконецъ, с) законъ диакритический, имеющий въ виду устранить неясность тамъ, где для разныхъ знаковъ появляются довольно схожия формы, путемъ внесения сознательнаго условнаго отличия въ сходныя формы. Tе изъ восточныхъ арабовъ, которые изображали пятерку въ виде нуля (см. табл.2), не могли, конечно, изображать также и нуль: и вотъ вместо нуля по диакритическому закону они вводятъ точку. Но съ цифрами случаются и такие казусы, отъ которыхъ застрахованы все другие знаки: оне иногда у одного и того-же народа (напримеръ, у латинскихъ писателей Х--XII ст., т.е. у абацистовъ), а иногда и у различныхъ народовъ принимаютъ различныя положения; если признать одно положение правильнымъ, то оказывается, что нькоторыя цифры иногда ложатся бокомъ, иногда ставятся вверхъ ногами, а иногда, даже стоя на ногахъ, производятъ volte-face, поворачиваются въ другую сторону. Если еще поворотъ volte-face можно было-бы въ некоторыхъ случаяхъ объяснить диакритическимъ закономъ, то это невозможно въ другихъ случаяхъ. Четверка, напримеръ, (см. табл.1 и 2) въ своей перво начальной форме нисколько не похожа ни на одну изъ цифръ, а между темъ она производитъ те-же загадочныя saltomortale... Николай Михайлович БУБНОВ (1858--1943) Российский историк науки. Воспитывался в семье отчима, выдающегося писателя Н.С.Лескова. В 1881 г. окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. Был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию и занялся одним из источников истории Франции Х в. -- письмами Герберта. В 1882--1885 гг. жил за границей, изучая рукописи во многих западноевропейских библиотеках и архивах. За труд "Сборник писем Герберта (983--997) как исторический источник. Критическая монография по рукописям" (1888--1890; в 3 т.) в 1891 г. был удостоен Петербургским университетом степени доктора всеобщей истории. В 1893 г. Академия наук присудила ему за этот труд полную Макарьевскую премию. В 1891 г. был приглашен в Киевский университет на должность профессора. В 1905 г. избран деканом историко-филологического факультета. В 1894--1902 гг. состоял гласным Киевской городской думы, в работах которой принимал участие в качестве заведующего городской публичной библиотекой и председателя комиссии по введению электрического освещения в Киеве. В Киеве Н.М.Бубновым был написан ряд научных исследований, связанных с его трудом о Герберте. Легенда и позднейшие свидетельства, а также многие ученые считали Герберта учеником арабов, перенесшим в Европу индо-арабские цифры и арифметику под названием "абака". Н.М.Бубнов разрушил эти заблуждения, доказав, что сведения Герберта в математике (арифметике, геометрии, музыке и астрономии) исключительно классического происхождения, и только в астрономии возможно допустить влияние на него арабской науки. Широкую известность получила выпущенная Н.М.Бубновым серия книг "Исследования по истории науки в Европе", в которую вошли "Арифметическая самостоятельность европейской культуры" (1908), "Происхождение и история наших цифр" (1908), "Подлинное сочинение Герберта об абаке, или Система элементарной арифметики классической древности" (1911), "Абак и Боэций. Лотарингский научный подлог XI в." (1912), "Древний абак -- колыбель современной арифметики" (1912). |