|
|
Отъ издателя |
ГЛАВА I. Коммунизмъ Лакедемона и Крита. Устройство древнихъ государствъ. - Аристократiя и рабство. - Учрежденiя Ликурга. - Паденiе Лакедемона.- Общность побеждена собственностью. - Причины удивленiя законамъ Ликурга. - Критъ. - Законы Миноса.-Гнусность этихъ законовъ. - Освященiе возстанiя |
ГЛАВА II. Коммунизмъ Платона. Трактатъ о Республике.- Освященiе рабства.- Презренiе къ производительнымъ классамъ.- Коммунистическая аристократiя воиновъ и философовъ. - Половая безнравственность.-Детоубiйство.-Выкидыши. Характеръ
платоновской общности. Книга законовъ.-Согласованiе абсолютнаго равенства съ собственностью.-
Истинное значенiе политическихъ сочиненiй Платона |
ГЛАВА III. О собственности въ Риме. Политическая
борьба въ римской республике по вопросу о собственности.-Отсутствiе коммунистическихъ идей.-
Характеръ аграрныхъ законовъ.-Собственность во
время республики и при императорахъ |
ГЛАВА IV. Христiанство. Ученiе евангелiя о собственности и семействе. -Освященiе и укрепленiе этихъ
учрежденiй.-Общность имуществъ у первыхъ учениковъ. - Ея характеръ и непродолжительность.-
Замена ея милостыней и добровольнымъ приношенiемъ.-Коммунизмъ первыхъ гностиковъ |
ГЛАВА V. Аскетическiя общины. Пифагорейцы. -
Ессеи.-Терапевты.-Монашескiе ордена.-Моравскiе братья. -Парагвайскiя миссiи |
ГЛАВА VI. Ереси, считаемыя коммунистическими.
Заблужденiя, распространенныя о большинстве этихъ
ересей.-Пелагiанство.-Вальденцы и альбигойцы.-
Лолларды.-Виклефъ.-Янъ Гусъ |
ГЛАВА VII. Анабаптисты. 1-й перiодъ. Коммунизмъ
въ XVI веке.-Шторкъ.-Мюнцеръ.-Крестьянская
война.-12 статей.-Коммунистическое возстанiе.-
Франкенгаузенская битва.- Смерть Мюнцера |
ГЛАВА VIII. Анабаптисты. 2-й перiодъ. Анабаптисты
Швейцарiи и Верхней Германiи -Цоликонское коммунистическое исповеданiе веры.-Преследованiя.-
Заговоры. -Гуттериты.-Моравскiя общины.- Ихъ
быстрый упадокъ |
ГЛАВА IX. Анабаптисты. 3-й перiодъ. Мюнстерскiе
анабаптисты. - Матiасъ. - Ротманъ.- Iоаннъ Лейденскiй.-Уличная война въ Амстердаме.- Паденiе
Мюнстера |
ГЛАВА X. Утопiя Томаса Мора. Критика состоянiя
Англiи.-Нападки на собственность.-Новейшiе социалисты только повторяютъ ихъ. ^- Планъ коммунистическая общества.-Основное возраженiе противъ общности.-Безсилiе ответа Мора.-Сомненiя
о его вере въ куммунизмъ. - Внешняя политика
утопiйцевъ |
ГЛАВА XI. Боденъ. Кампанелла. Республика.-Родена напрасно представляютъ приверженцемъ коммунизма. - Онъ опровергаетъ Платона и Мора. Солнечное Государство. - Кампанелла радикальный
коммунистъ.-Онъ допускаетъ деспотизмъ иуничтоженiе семейства. - Замена интереса самоотверженiемъ, въ смысле двигателя труда |
ГЛАВА XII. Коммунизмъ и соцiализмъ въ XVIII столетiи. I. Общiй характеръ писателей этой эпохи
II. Морелли. Мабли. Кодексъ Природы, Морелли. -
Проектъ законодательства для коммунистическаго
общества.-Мабли отвечаетъ Физiократамъ своими
"Сомненiями о естественномъ и необходимомъ порядке обществъ" - Онъ проповедуетъ коммунизмъ. - Вдохновляется Ликургомъ, Платономъ и
устройствомъ античныхъ государствъ
III. Руссо. Онъ поочередно осуждаетъ и оправдываетъ
цивилизацiю. - Онъ не понимаетъ общества безъ
собственности.-Онъ разделяетъ эгалитарныя теорiи
Книги Законовъ. - Заблужденiя, въ которыя увлекаетъ его удивленiе къ древнимъ республикамъ. -
Ихъ разделяетъ большинство его современниковъ.-
Неблагоразумные возгласы Неккера и Ленге
IV. Бриссо-де Варвилль. Философскiя изследованiя о праве собственности и о воровстве. Бриссо
резюмируетъ все ложныя доктрины ХVIII века. -
Онъ отрицаетъ собственность и развиваетъ теорiи,
которыя впоследствiи были проповедуемы Прудономъ. - Отрицаетъ семейство. - Проповедуетъ возвращенiе къ варварству.-И заканчиваетъ возбужденiемъ къ грабежу и убiйству. - Онъ отказывается
отъ своихъ заблужденiй |
ГЛАВА XIII. Французская революцiя. I. Учредительное и законодательное собранiя признаютъ неприкосновенность собственности.- Общественный доктрины, проповедуемыя крайней патрiей до 10 августа
II. Перiодъ отъ 10 августа до 9 термидора. - Война
противъ богатыхъ.-Подражанiе древнимъ. - Декларация Робеспьера о правахъ человека.-Верньо защищаетъ собственность.-31 мая.-Ученiе Робеспьера и Сенъ-Жюста.-Конвентъ сопротивляется ихъ
тенденцiямъ. - Характеръ принятыхъ имъ насильственныхъ меръ, - Конституция III года
III. Заговоръ Бабефа. Происхожденiе секты равенства.-Бабефъ и Антонелъ. - Организация заговора.- Прежнiе монтаньяры присоединяются къ коммунистами-Планы и соцiальныя системы заговорщиковъ. - Общiй взглядъ на Французскую революцию |
ГЛАВА XIV. Оуенъ- Сенъ-Симонъ.-Шарль Фурье.
Общiй характеръ доктринъ этихъ реформаторовъ.-
Ихъ отношенiе къ куммунизму.-Идея Фаланстера не
есть новая. Влiянiе этихъ утопiй |
ГЛАВА XV. Кабе. - Коммунизмъ "Икарiи". Какимъ
образомъ Кабе дошелъ до коммунизма.-Кабе пови-
димому поддерживаетъ семейное начало. - Расколъ
въ этомъ пункте.-Соцiальная и политическая организация "Икарiи".-Уничтоженiе свободы печати.-
Теофилантропiя.- Революцiя "Икарiи".-Сближенiе
ея съ Февральской революцiей 1848 г.-Переходное
состоянiе отъ принципа собственности къ коммунизму |
ГЛАВА XVI. Луи Бланъ. Организация труда. Луи
Бланъ истинный коммунистъ.-Анализъ книги Органивацiя труда.-Нападенiя на собственность, прикрытый именемъ индивидуализма.-Различiе въ системе Луи Блина между окончательнымъ и переходнымъ соцiальнымъ положенiемъ. - Окончательное положенiе, какъ уставъ общности.-Луи Бланъ
во всемъ вдохновился Бабефомъ. - Онъ присоединяется къ Мабли и Морелли.-Объясненiе жестокости войнъ, возбужденныхъ соцiализмомъ.-На кого
должна падать ответственность за нихъ? |
ГЛАВА XVII. Прудонъ. I. Первый трактатъ его о
собственности.-Анализъ и опроверженiе этого сочиненiя.-Оно заключаетъ въ себе двойное отрицанiе: собственности и общности.-Владенiе, предлагаемое Прудономъвъ заменъ собственности, не выяснено.-Политическiе принципы Прудона. Другiя сочинения этого автора. - Второй трактатъ о собственности. - Предостережете собственниками -
О созданiи новаго общественнаго порядка
II. Система экономическихъ противоречiй. Главное произведете Прудона.-Политическую экономiю
и соцiализмъ онъ противопоставляетъ другъ другу. - Онъ опровергаетъ все соцiалистическiя системы и сводитъ ихъ на коммунизмъ. - Онъ клеймитъ последнiй. - Продолжаетъ свои нападки на
собственность. - Методъ Прудона. - Его недостатки. - Прудонъ въ сущности коммунистъ |
ГЛАВА XVIII. Пьеръ Леру. I. Отличительный характеръ доктринъ этого писателя.-Его первыя посылки.-Краткая идея его системы. - Система эта заключаетъ въ себе два разряда совершенно различныхъ идей, одинъ религiозный и философскiй, другой общественный и политическiй. - Связь между
ними
II. Философiя и религiя. Тождество, по словамъ
Пьера Леру, философiи и религiи. - Психологическое определенiе человека и человечества. - Возрожденiе человека въ человечестве. - Отрицанiе
различной отъ земной жизни будущей жизни, наказанiй и наградъ. - Усовершаемость. - Определенiе
Божества.-Пантеизмъ.-Троица, какъ всеобщiй законъ жизни
III. Общественное и политическое устройство. Семейство, отечество, собственность, извращенныя
кастой.-Заменъ любви солидарностью.-Равенство
есть законъ будущаго.- Равенство въ древнiя времена.-Смыслъ общихъ столовъ древности. - Критика общества. - Собственность - зло, первородный грехъ.-Пьеръ Леру заметно клонится къ коммунизму.-Принципъ Трiады. - Circulus. - Община
и государство. - Демократическая и общественная
конституция. - Соцiализмъ есть религiя |
ГЛАВА XIX. Золотой векъ.-Милленарiи. Тождество
золотаго века поэтовъ съ мечтами соцiализма.-Превосходство понятiя древнихъ поэтовъ надъпонятiемъ
новейшихъ реформаторовъ. Милленарiи или хилiасты первыхъ вековъ христiанства. - Ихъ происхожденiе.-Ихъ верованiя.-Англiйскiе милденарiи
1648 г.-Дерзкая попытка Веннеравъ 1660 г.-Милленарiи-писатели англiйекiе, немецкiе и французскiе.-Странныяпредсказанiя.-Сходство и различiе
милленаризма и соцiализма |
ГЛАВА XX. Заключенiе |
Примечанiя |
Ничто не знакомить такъ съ предметомъ, какъ его
исторiя, даже въ такомъ случае, если историкъ не отличается безпристрастiемъ и глубиной своей критики.
Русская публика отчасти уже знакома съ теорiями
коммунистовъ, преимущественно новейшихъ, изъ политико-экономическихъ сочиненiй и изъ журнальныхъ статей, содержащихъ въ себе преимущественно критику
и опроверженiя некоторыхъ коммунистическихъ теорiй;
но историческое развитiе этой идеи, ея видоизмененiе
и попытки осуществить ея въ действительной жизни
до сихъ поръ не имели места въ нашей литературе. Между темъ идея коммунизма играла весьма важную роль
въ народныхъ движенiяхъ европейскаго запада. Какъ
самая простая и радикальная, она легко воспринимается
массами и приводитъ ихъ въ движенiе; представляя
столько же обманчивую, столько и привлекательную
картину своего торжества, идея коммунизма создаетъ
силу крайнихъ партiй, который, являясь небезопасной
оппозицiей всему, чемъ поддерживается существующей
порядокъ, напоминаютъ и правительствамъ и нреобладающимъ партiямъ о нуждахъ народа и въ особенности- рабочего класса. Первая и последняя (1848 г.)
революцiи во Францiи, можно сказать, были созданы
пропагандой коммунизма и безпощадной критикой существующего общественнаго строя. Нетъ сомненiя, что
и ныне совершающееся передъ нашими глазами демократическое движенiе во Францiи возбуждается въ более или менее значительной степени идеей коммунизма,
видоизменеиной подъ влiянiемъ разныхъ современныхъ
обстоятельства Вотъ что говоритъ авторъ этой книги
о присутствiи коммунистическая элемента во Францiи
после 1848 г.: "Если коммунизмъ обладаетъ относительно не особенно значительнымъ числомъ явныхъ последователей, за то считаетъ въ среде своей мноокество такихъ, которые суть последователи этой доктрины, сами того не подозревая."
Приведя эти слова, мы однако не можемъ не заметить, что авторъ "Исторiи Коммунизма", по своимъ
тенденцiямъ, очевидно, принадлежитъ къ буржуазной
партiи, какъ известно, самой близорукой изъ всехъ
партiй, овладевавшихъ въ разное время народными движевiями во Францiи, и потому понимаетъ коммунизмъ
въ столь широкомъ смысле, что веякiй вопросъ о преобразованiи условiй труда, объ отношенiи его къ капиталу, объ уравненiи ихъ правъ, объ улучшенiи
и обезпеченiи участи рабочего класса, однимъ словомъ все
великiе соцiальные вопросы, занимающiе современную
экономическую науку, относитъ къ области коммунизма.
Это излишество объясняется также и темъ, что онъ
писалъ свое сочиненiе вскоре после революцiи 1848 г.,
когда умы нисшихъ классовъ во Францiи были еще
слишкомъ возбуждены коммунистической пропагандой.
Въ настоящее время значенiе и интересъ этой книги для русской публики ограничиваются собственно очеркомъ исторiи ученiя и опытовъ приложенiя его къ действительности.
Январь 1870 г.
|
|
|
|