Предисловие ко второму изданию | 3
|
1. Почему Индия? | 5
|
2. Индия городская | 10
|
3. Нью-Дели | 17
|
4. Старый Дели | 35
|
5. Калькутта | 57
|
6. Бомбей | 73
|
7. Мадрас | 87
|
8. Многоэтажная деревня | 101
|
9. Кто самый главный? | 135
|
10. Кто выше? | 144
|
11. Верите ли вы в Бога? | 163
|
12. Братья наши меньшие | 195
|
13. Что самое страшное? | 203
|
14. Что самое красивое? | 216
|
15. Как это можно есть? | 230
|
16. «Благодарим вас! Посетите нас вновь!» | 240
|
17. Было ли начало и будет ли конец? | 249
|
18. Самый лучший язык | 275
|
19. По какому пути? | 304
|
20. Говорите ли вы по-русски? | 315
|
Примечания ко второму изданию | 324
|
ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ
Такой я видел Индию…
50 лет тому назад, или Вечная Индия
Согласившись переиздать свою научно-популярную книгу, вызванную впечатлениями от путешествий по Индии в 1960-е гг., я остаюсь в смущении. Она устарела в нескольких смыслах. Во-первых, она просто не о сегодняшнем дне. Индия за эти годы сделала громадный прыжок вперед и вошла в число наиболее быстро развивающихся стран. А это значит, что она не отстала от времени, это значит, что она вписалась в современный ритм мирового развития, что она — в тренде, как сейчас модно говорить.
Во-вторых, стоявшие перед ней в то время задачи либо отпали, либо трансформировались до неузнаваемости. Изменился по-литический ландшафт: у власти другие слои элиты, экономическая политика сменила вектор, можно сказать, на 180.
Наконец, сам автор изменился. Полвека назад я был обыкновенным советским гуманитарием, преисполненным сознанием, что я носитель единственно правильного мировоззрения, дающего единственно правильные ответы на любые вопросы. Что я могу лег-ко раздавать оценки — это прогрессивно, это реакционно; левые — хорошо, правые — нехорошо; капитализм — плохо, социализм —
хорошо, причем я-то знаю, какой социализм настоящий, а какой — только для обмана масс; государственный сектор — это хорошо, частный капитал — это плохо, во всяком случае подозрительно; иностранный капитал — это опасно, по крайней мере очень подозрительно. Развивающиеся страны, к которым, естественно, относится Индия, не смогут решить свои многочисленные проблемы на путях капитализма, единственный выход для них — переход к строительству социализма.
Казалось бы, зачем сейчас тиражировать подобные мысли? Но по размышлении я понял, что наши прежние расхожие формули-ровки вспомнить невредно. Вообще перечитывать устаревшие книги полезно: можно ярче увидеть, насколько мы поумнели. Или нет.
Это запись и анализ наблюдений над страной в определенный период ее жизни. Страной, нам всегда бывшей и остающейся интересной. Этот рассказ можно будет сравнить с тем, что читатель узнает из других книжек, а также увидит собственными глазами (сейчас поездка в Индию — рядовое событие). Издавались же книги о поездках в экзотические страны и в XVIII, и в XIX веках! И они представляют определенный интерес до сих пор.
Ну и, наконец, Индия растет, развивается, в чем-то меняется, но ведь она остается сама собой! Индийцы ведут свое происхождение с незапамятных времен и любят выражение «Вечная Индия» (“Eternal India”). Давайте и мы с вами обратим внимание прежде всего на то, что в Индии вечно, а поправки на то, что там не все вечно, сделаем по ходу изложения. Постараюсь в примечаниях время от времени напоминать, что речь идет не о сегодняшнем дне, но не слишком докучать цифрами роста населения, производства, цен и всего того, что растет.
Полвека назад книга писалась с не слишком выпячиваемым стремлением извлечь из опыта Индии несколько уроков для нас самих. Сейчас, когда Россия перешла в единую с Индией категорию стран с «переходной экономикой», необходимость присмотреться к опыту Индии стала еще более заметной и еще более насущной.
Встречающиеся в книге цены на продукты и размеры «бахшиша» отражают реальность полувековой давности. Сейчас ориентироваться на них не стоит.
Итак, книга не может служить туристическим путеводителем ни с точки зрения обзора модных курортов, ни в качестве сборника советов по поведению в тропической стране. Впрочем, советы здесь тоже есть. Она может быть интересной тому, кто хотел бы познакомиться Индией ближе, воспринимать ее более осмысленно, и для этого использовать впечатления разных лиц, имеющих разные интересы и отражающих впечатления разных лет.
Л. Б. Алаев
Алаев Леонид Борисович
Выпускник исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова (1954). С 1956 г. по настоящее время работает в Институте востоковедения АН СССР (РАН). Много лет преподавал в МГИМО МИД СССР (РФ) и в Институте стран Азии и Африки МГУ. В настоящее время — главный научный сотрудник ИВ РАН. Доктор исторических наук, профессор. Автор более 300 научных работ, в том числе 13 монографий. Специализируется на изучении социально-экономической истории Индии, прежде всего ее наименее известных страниц («Сельская община в Северной Индии. Основные этапы эволюции», 1981, переизд. в URSS; «Южная Индия: общинно-политический строй VI–XIII веков», 2011, переизд. в URSS), и на месте и роли Индийской цивилизации в мировой истории («История Востока с древнейших времен до начала XX века», 2007, переизд. в URSS; «Сельская община: „Роман, вставленный в историю“. Критический анализ теорий общины, исторических свидетельств ее развития и роли в стратифицированном обществе», М.: URSS; «Проблематика истории Востока», М.: URSS). Его исследования опираются на малоизученные исторические источники, а также на личные впечатления от знакомства с этой цивилизацией («Такой я видел Индию», 1971, переизд. в URSS).