Настоящая небольшая книжка представляетъ собою собранiе лекцiй, читанныхъ авторомъ въ 1907 году, въ качестве приватъ-доцента, на физико-математическомъ факультете Московскаго Университета и повторенныхъ въ этомъ году на томъ же факультете Харьковскаго Университета. Содержанiе ея представляетъ собою разборъ и попытки решенiя основныхъ проблемъ теорiи познанiя, главнымъ образомъ техъ изъ нихъ, которыя близко соприкасаются и даже входятъ сполна въ область естествознанiя. Какъ на некоторую особенность ея, можно указать на то, что попытки эти опираются исключительно на методы точныхъ и, въ частности, математическихъ наукъ. Въ то время, когда авторъ данной книги взялся за разработку этихъ проблемъ (1896 г.) и началъ печатать въ "Вопросахъ Философiи и Психологiи" часть того матерiала, который послужилъ потомъ для составленiя этихъ лекцiй, въ виде ряда статей подъ общимъ заглавiемъ: "Очерки философiи естествознанiя", число лицъ, трудившихся надъ разрешенiемъ техъ же задачъ, особенно среди естествойспытателей, было очень немногочисленно. Можно указать на Фолькмана, Маха и отчасти Оствальда. Занятiе этими проблемами считалось тогда немоднымъ и даже, для представителей точныхъ наукъ, не совсемъ подходящимъ. Предполагалось, что все эти вопросы сродни той "метафизике", которая считалась окончательно опровергнутой системой Конта, метафизическiй позитивизмъ котораго, съ легкой приправой Кантовскаго критицизма, считался почти догмой естествознанiя. Съ техъ поръ картина резко изменилась. Целый рядъ выдающихся умовъ, среди которыхъ не мало крупныхъ экспериментальныхъ изследователей, пришли къ убежденiю, что естествознанiе, какъ простое собиранiе фактовъ, не только не способно удовлетворить человеческiй умъ, но, лишенное общихъ направляющихъ идей, скоро останавливается даже въ своемъ фактическомъ развитiи. Взялись спешно за пересмотръ забытой "философiи", стали оживлять и прилагать къ естествознанiю старыя философскiя системы, понятiя, методы (таковы, напримеръ, энтелехiя Дриша, жиженное начало, творческая эволюцiя и др.). Явились даже системы въ духе старыхъ синтетическихъ построенiй (напримеръ, система энергетизма проф. Оствальда и др.). Нельзя, конечно, не приветствовать все это теченiе, какъ могучiй порывъ вечно ищущаго человеческаго духа. Однако, самымъ своимъ появленiемъ, своимъ многообразiемъ эти системы ставятъ новую задачу, выдвигаютъ новую проблему. Является необходимымъ обосновать теорiю теорiй, наметить хотя бы слабо те пути и прiемы, которыхъ долженъ держаться человеческiй умъ какъ при выработке основныхъ понятiй научнаго творчества, такъ и при пользованiи ими. Задача эта, именуемая теорiей познанiя, была поставлена еще 100 летъ тому назадъ знаменитымъ Кантомъ. Но онъ слишкомъ сузилъ или упростилъ ее, предположивъ существованiе ряда основныхъ неизменныхъ понятiй и формъ, которыя являются необходимой предпосылкой деятельности человеческаго ума и въ отысканiи которыхъ онъ виделъ главную цель теорiи познанiя. Въ настоящее время это произвольное предположенiе должно быть оставлено. Мы не можемъ принять никакихъ напередъ данныхъ основъ и формъ мыслительной деятельности; последнiя должны быть найдены въ самомъ процессе познанiя. Наша проблема отъ этого становится лишь более трудной. Но она является все же не невозможной, и если данный небольшой набросокъ можетъ, хотя бы частью, содействовать ея решенiю, или если ему удастся возбудить въ другихъ стремленiе къ исканiю подобныхъ решенiй, авторъ сочтетъ свою цель достигнутой. Харьковъ А.Щукаревъ
Августъ 1912 Щукарев Александр Николаевич Выдающийся отечественный физико-химик, философ, талантливый экспериментатор, лектор и педагог. Родился в Москве. В 1889 г. окончил Московский университет, в котором затем работал до защиты докторской диссертации (1909). В 1911 г. был приглашен в Харьковский технологический (ныне политехнический) институт на должность профессора химии. Вел большую просветительскую работу, выступал с лекциями по вопросам познания и мышления. Автор свыше 70 оригинальных научных трудов и более 30 работ по истории философии.
Основные научные работы А. Н. Щукарева были посвящены химической кинетике и химической термодинамике, учению о растворах, термохимии и электрохимии. Также он занимался работой в области средств обработки информации и активно пропагандировал важность и возможность механизации формализуемых сторон логического мышления. В апреле 1914 г. (за 36 лет до выхода знаменитой статьи А. М. Тьюринга «Может ли машина мыслить?») в Политехническом музее Москвы он продемонстировал «машину логического мышления» — прообраз компьютера, способный механически осуществлять простые логические выводы на основе исходных смысловых посылок. |