URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Гвоздев А.А. Из истории театра и драмы Обложка Гвоздев А.А. Из истории театра и драмы
Id: 267442
357 р.

Из истории театра и драмы Изд. стереотип.

URSS. 2021. 102 с. ISBN 978-5-397-07679-1.
Типографская бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга выдающегося отечественного театрального критика и историка театра, литературоведа, педагога А.А.Гвоздева (1887–1939), содержащая статьи по истории театра и драмы. Представлен краткий очерк истории сказочного театра, исследуются приемы инсценирования сказочных сюжетов итальянским драматургом К.Гоцци; описывается возникновение французской комической оперы. Несколько статей в книге посвящены германской... (Подробнее)


Оглавление
top
Предисловие
I. Германская наука о театре. (К методологии истории театра)
 Историко театральные исследования до 1914 г. Методы новой школы проф. Макса Германа. Реконструкция спектакля. Восстановление актерской игры. Сцена Ганса Закса. Изобразительное искусство, как источник историко-театрального знания. Сценический анализ гравюры. Ходовецкий и сцена. Реконструкция премьеры Гамлета 1778 года. История театра, как наука.
II. Сказочный театр Карло Гоцци и комическая опера Лесажа. (Этюд к истории сказочного театра)
 Ярмарочные театры во Франции 18 века. Возникновение и приемы инсценировки французской комической оперы. "Турандот" на сцене Лесажа. Сказка на венецианской сцене. Карло Гоцци и приемы инсценирования сказочных сюжетов. Маски итало-французской импровизованной комедии. Лесаж - вдохновитель К. Гоцци.
III. Трагедия героической борьбы
 1. Сервантес и трагедия героизма.
 2. "Битва в Тевтобургском лесу" Генриха Клейста
 3. "Конрад Валленрод" А. Мицкевича
IV. От акробатизма к трагическому искусству. (Жизненный путь реформатора немецкой сцены Фридриха Шредера)
 1. Сценическое искусство в Германии около 1750 г.
 2. Годы странствия (1744 – 1771)
 3. Во главе Гамбургского театра
V. Комедия Шекспира на сцене Запада
 Постановка английских режиссеров (Б. Три, Бенсон)
 Истолкование немецких режиссеров (М. Рейнхарт)
VI. Драматическая поэзия Молодой Германии
 1. Экспрессионизм в немецкой драме
 2. "Человек из зеркала" – трилогия Франца Верфеля
 3. "Газ" Георга Кайзера на русской сцене

Предисловие
top

В настоящий сборник включены статьи, возникшие частью из научных докладов, читанных в заседаниях Росс. Института Истории Искусств, частью в связи с журнальной работой в периодических изданиях. Большинство статей появлялось в печати при крайне неблагоприятных для книжного дела условиях последних лет и поэтому пе достигло читателя, интересующегося историей театра и драмы. Между тем, некоторые статьи, в частности, этюды к методологии науки о театре и к истории сказочного театра – затрагивающие вопросы, совершенно не освещенные в русской научной литературе, могли бы оказаться полезными для более широкого круга читателей, что и оправдало бы появление данного сборника.

А.Г.

Об авторе
top
Гвоздев Алексей Александрович
Выдающийся советский театральный критик и историк театра, литературовед, педагог; один из основоположников современного театроведения. Родился в Санкт-Петербурге. Учился в немецкой гимназии Петришуле (1897–1905). Изучал романо-германскую филологию в Санкт-Петербургском университете, который закончил в 1913 г. В 1917–1920 гг. преподавал в Томском университете; с 1919 г. профессор. С 1920 г. работал в Ленинградском педагогическом институте; одновременно возглавил сектор Института истории искусств. Выступал также как театральный рецензент.

В отечественном театроведении А. А. Гвоздев стал основоположником истории западноевропейского театра — новой дисциплины, не существовавшей в русской дореволюционной науке. Широкую известность получил его фундаментальный труд «Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX столетий» (1939). Его перу принадлежат статья «Балет» в первом издании Большой Советской Энциклопедии и несколько статей в Литературной энциклопедии. В число его работ вошли: «Из истории театра и драмы» (1923), «Театр имени Вс. Мейерхольда (1920–1926)» (1927), «Художник в театре» (1931), «Театр послевоенной Германии» (1933), «История западноевропейской литературы. Средние века и Возрождение» (1935).