URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Цертелев Д.Н. Нравственная философия графа Л.Н.Толстого Обложка Цертелев Д.Н. Нравственная философия графа Л.Н.Толстого
Id: 267420
411 р.

Нравственная философия графа Л.Н.Толстого Изд. стереотип.

2021. 142 с.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение)
Типографская бумага
  • Мягкая обложка
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания 1889 г.)

Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга русского философа, поэта, публициста, литературного критика Д.Н.Цертелева (1852–1911), посвященная анализу нравственного мировоззрения Л.Н.Толстого. Автор отмечает, что, будучи объективным в качестве писателя, Толстой в то же время является одним из самых субъективных мыслителей, особенно в том, что касается вопросов морали. Он исследует взгляды Толстого на проблему богатства и бедности, отношение... (Подробнее)


Оглавление
top
I. Субъективность графа Толстаго какъ мыслителя - Его взглядъ на нравственную философiю
II. Взглядъ графа Л.Н. Толстаго на положительныя науки и его отношенiе къ позитивизму и дарвинизму
III. Законъ Мальтуса и законъ разделенiя труда
IV. Определенiе и критика понятiя собственности графа Толстаго
V. Богатство и бедность. - Благотворительность частная и общественная.- Попытка графа Толстаго во время переписи; причины ея неудачи
VI. Физическiй трудъ какъ нравственная обязанность и какъ необходимое условiе счастiя. - Смешенiе понятiй средства и цели въ теорiи графа Л.Н.Толстаго
VII. Графъ Л. Н. Толстой и Ж.-Ж. Руссо; тождество ихъ основныхъ положенiи.- Утилитарное отношенiе къ наукамъ и искусствамъ; цивилизацiя какъ источнихъ неравенства. - Отрицательное отношенiе къ собственности. - Противоречiе между теорiей графа Толстаго и его творчествомъ

Об авторе
top
Цертелев Дмитрий Николаевич
Русский философ, поэт, публицист, литературный критик. Родился в селе Смальково Пензенской губернии, в семье князя Н. А. Цертелева, известного этнографа. Окончил юридический факультет Московского университета (где учился вместе с великим русским философом В. С. Соловьевым). Продолжил образование в Германии; слушал в 1878 г. лекции в Лейпцигском университете. Учился у выдающегося немецкого философа Э. Гартмана, с которым в течение ряда лет вел переписку по философским вопросам. В 1879 г. успешно защитил в Лейпцигском университете диссертацию на немецком языке «О теории познания Шопенгауэра»; был удостоен степени доктора философии. В разные годы редактировал журналы «Дело», «Русский вестник», «Русское обозрение». Автор ряда литературных переводов (в том числе сочинений Гёте и Байрона) и нескольких сборников стихов.

В своем философском творчестве Д. Н. Цертелев примыкал к А. Шопенгауэру и Э. Гартману, хотя признавал непознаваемость высших начал познания и бытия. Особый интерес он проявлял к проблеме «бессознательного» (отчасти под влиянием Гартмана). В ряде философских работ он с позиций идеализма и агностицизма оценивал проблемы развития науки, права и нравственности. В своих публицистических трудах Д. Н. Цертелев стоял на позициях умеренного консерватизма, признавая возможность и необходимость политических свобод в обществе при условии незыблемости государственных устоев. Его философские и социально-политические идеи были изложены в книгах: «Границы религии, философии и естествознания» (1879), «Философия Шопенгауэра. Теория познания и метафизика» (1880), «Современный пессимизм в Германии. Очерк нравственной философии Шопенгауэра и Гартмана» (1885), «Спиритизм с точки зрения философии» (1885), «Эстетика Шопенгауэра» (1888), «Свобода и либерализм» (1888), «Нравственная философия графа Л. Н. Толстого» (1889).