Посланiе св.Апостола къ Евреямъ одно изъ содержательнейшихъ и оригинальнейшихъ произведенiй Священной Письменности. Посему оно давно привлекало вниманiе многихъ изследователей, темъ более, что его глубоковажному внутреннему характеру соответствуетъ не менее интересная судьба историческая, досел.е занимающая умы многихъ. Богодухновенное содержанiе посланiя, съ его православною экзегетикою, мы съ достаточною полнотою исчерпали въ общедоступномъ обьясненiи его, изданномъ въ 1902 году. Теперь желательно бы углубиться въ критическое изследованiе состава посланiя и въ особенности во все тонкiе изгибы его логическаго и стилистическаго построенiя, или, иначе говоря, въ особенности языка посланiя, чтобы по этимъ внутреннимъ свойствамъ посланiя можно было объективно говоритъ о составитель посланiя. Западная литература по данному вопросу достаточно богата и весьма значительна по разнообразiю взглядовъ какъ на весъ предметъ, подлежашiй изследованiю, такъ и на все отдъльныя его частности. Можно думать, что въ этомъ важномъ деле основоположительной богословской мысли не будетъ безплоднымъ и нашъ посильный голосъ съ Востока. Въ решимости приступить къ этому нелегкому изследованiю, не смотря на лабиринтъ, построенный около предмета его западною критическою экзегетикою, насъ въ особенности ободряетъ то, что писатель посланiя въ самыхъ важнейшихъ и труднейшихъ местахъ делаетъ многочисленныя ссылки на Псалтиръ, (какъ догматическую основу его ученiя). Между темъ Псалтиръ, попреимуществу со стороны указанныхъ местъ ея, была предметомъ нашего спецiальнаго изследованiя, въ сочиненiи: "Изображенiе Мессiи въ Псалтири", вышедшемъ вторымъ изданiемъ въ 1901 году. Здесь мы имели полную возможностъ познакомиться съ представителями всехъ направленiй экзегетическо-критическаго изследованiя св.Писанiя, что, надеемся, Богу содействуiощу, и поможетъ намъ разобраться въ трудностяхъ предпринимаемаго изследованiя. А мотивомъ кг сему труду намъ служитъ слово Господа: изследуйте Писанiя, они свидетельствуютъ о Мне (Iоанн. 5, 39). Епископ Никанор (В миру Никифор Тимофеевич Каменский.) Выдающийся русский церковный деятель, богослов и археограф; епископ Русской православной церкви, архиепископ Казанский и Свияжский. Родился в селе Солодовниково Астраханской губернии, в семье дьякона. Окончил Астраханскую духовную семинарию (1868) и Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1874). В 1874–1879 гг. законоучитель Казанской учительской семинарии. В 1879 г. утвержден в степени магистра богословия за сочинение «Изображение Мессии в Псалтири». В 1879–1891 гг. ректор Казанской духовной семинарии. В 1889 г. постригся в монашество и был возведен в сан архимандрита, в 1891 г. — епископа. Управлял многими епархиями, проявив себя энергичным администратором. В 1905 г. удостоен степени доктора богословия за диссертацию «Экзегетико-критическое исследование Послания святого апостола Павла к евреям». В том же году возведен в сан архиепископа.
Епископ Никанор получил известность как специалист в области экзегетики, опубликовавший многочисленные комментарии к книгам Священного Писания. Благодаря его археографической деятельности были опубликованы грамоты Спасо-Преображенского и Кизического монастырей, синодики Свияжского Успенского и Зилантова монастырей и другие исторические документы. Он много занимался просвещением: составил вогульскую азбуку и русско-вогульский словарь, лично участвовал в религиозно-нравственных собеседованиях. В числе его работ: «Объяснение православного Богослужения» (в 3 вып.; 1893), «Объяснение Послания апостола Павла к римлянам» (1891), «Воспоминания о Святой земле и Афоне» (1898), «Общедоступное объяснение последних семи посланий святого апостола Павла» (1902), «Слова, речи и беседы» (1902), «Церковные чтения» (1903), «Толковый Апостол (в 2 ч.; 1904–1905) и многие другие. |