ВВЕДЕНИЕ
Государственные сведения должны состоять во взаимной связи между собою; ибо они относятся к одному и тому же предмету. Чтобы открыть таковую связь, должно обратить внимание на цель государства, при определении которой должно сообразоваться с общими началами права, не принимая в уважение положительных постановлений в устройстве государства; ибо первые проистекают из общего источника разума человеческого, следовательно сами себе противоречить не могут; между тем как последние зависят от случая, обстоятельств и нередко от частного произвола, а потому часто находятся в прямой противоположности и не соответствуют ни цели, для которой учреждается общество, или совершенно оной противны. Чтобы определить цель государства, должно рассмотреть, во-первых, природу людей как членов оного; во-вторых, их взаимные отношения, как существ независимых. Из сего рассмотрения явствует, что люди до вступления в государство находились в бедственном состоянии, ибо, по причине слабости своих сил, не могли защищать своих прав, ни усовершить своего состояния. Посему они согласились между собою учредить верховную власть и поручили оной право избирать и употреблять средства к их защите и благосостоянию. Итак, круг государственных сведений разделяется
на три главные части. ЧАСТЬ I
ГЛАВА 1
О ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА
Человек имеет двоякую природу: чувственную и духовную. Чувственную природу человека изъясняет антропология, а духовную психология. ГЛАВА II
О ВЗАИМНЫХ ОТНОШЕНИЯХ ЛЮДЕЙ НЕЗАВИСИМЫХ
Человек, как существо разумное, имеет права и подлежит обязанностям. По своей чувственности он стремится к сохранению и услаждению бытия своего, избирает к тому средства и желает, чтоб в употреблении оных другие люди ему не препятствовали. Сие желание налагает на него самого обязанность не препятствовать другим людям в достижении предполагаемых ими целей; ибо другие люди суть также разумные существа и, подобно ему, желают достигнуть благополучия. В уединенном состоянии человек может следовать одной только естественной свободе, т.е. он может исполнить все то, что приносит ему удовольствие. Но в состоянии общежития или прикосновения с подобными ему существами он может исполнять только то, что не вредит другим, ибо если бы он для достижения своих целей стал нарушать права других людей, то тем самым подал бы им повод поступать с ним таким же образом. Итак, от взаимного противодействия свободы естественной люди не могли бы жить вместе. Систематическое исследование условий, при которых общежитие между людьми независимыми существовать может, составляет науку права естественного. ЧАСТЬ II
ГЛАВА I
ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТИ
Общежитие людей равных между собой по правам и обязанностям, руководимых одними только внушениями рассудка или законами естественной справедливости, не могло существовать долго, по крайней мере, оно не было так выгодно, чтоб люди согласились остаться в оном навсегда. Опыт доказывает, что люди не внемлют рассудку и вредят друг другу, коль скоро нет силы, которая удерживала бы их от таковых покушений и заставляла поступать честно и справедливо. Конечно в естественном состоянии рассудок предоставляет человеку право принуждения, как средство для отвращения нападений со стороны других людей, но сие средство крайне недостаточно. Не каждый человек может пользоваться оным, ибо сила не всегда соответствует праву и часто бывает на стороне оскорбителя. В состоянии вне-общественном не менее опасностей предстояло человеку со стороны несмысленной природы, которых он собственными силами отвратить был не в состоянии. Глад, жажда, вредные действия стихий, дикие звери и проч. суть опасные враги человека. Итак, он старался изыскать средства противу сих опасностей и к улучшению своего состояния. Опыт доказал впоследствии времени, что соединение с другими есть деятельнейшее средство для той и другой цели. Сие первое совокупление людей называется оборонительным союзом, societas defensoria. Договор, на котором оно основывается, заключает в себе два существенные условия: 1. Члены оборонительного союза дали взаимное обещание не вредить друг другу. 2. Каждое нападение на целое общество, на кого-либо из членов или каждую опасность отвращать соединенными силами. Хотя по сему договору каждый обязан содействовать цели общества, но в оном нет условий, на которых должны быть избираемы средства. Никто из граждан не обязан следовать воле других в избрании оных, а потому если бы кто из сочленов захотел принудить других согласиться на избранные им средства, тот поступил бы против права. Для сего сочлены оборонительного союза принуждены были учредить верховную власть, которая избирала бы средства для достижения цели общества и приводила бы оные в действо. Здесь граждане независимые делаются подданными и состоят под законами верховной власти: но сие подданство не есть состояние кабалы. Люди, вступая в общество, желают свободы и благосостояния, а не рабства и нищеты; они подвергаются верховной власти на том только условии, чтобы оная избирала и употребляла средства для их безопасности и благосостояния; они предлагают свои силы в расположение общества, но с тем только, чтобы они обращены были на общую и, следовательно, также на их собственную пользу. Итак, цель, для которой постановляется своевластитель, определяет права и должности его самого и его подданных. Сие взаимное отношение верховной власти к подданным и подданных к верховной власти составляет науку права государственного (jus publicum). Куницын Александр Петрович Выдающийся русский юрист. Родился в Кашинском уезде Тверской губернии, в семье священнослужителя. В 1807 г. окончил Главный педагогический институт в Санкт-Петербурге. Слушал курсы юриспруденции и дипломатии в Геттингенском и Гейдельбергском университетах (Германия), в Сорбонне. В 1811–1820 гг. преподавал в Царскосельском лицее нравственные и политические науки. В 1820 г. получил кафедру при Петербургском университете и должность начальника учебного отделения в дежурстве Пажеского и Кадетского корпусов, но в 1821 г. был уволен со всех постов за книгу «Право, естественное и публичное». С 1826 г. участвовал в составлении и напечатании полного свода законов Российской империи. В 1838 г. стал председателем комитета по надзору за печатанием Полного собрания законов и директором Департамента духовных дел иностранных исповеданий.
В курс наук, читавшийся А. П. Куницыным в Лицее, входили 12 предметов: логика, психология, этика, право естественное, право гражданское русское, право уголовное и т. д. В его трудах проводилась мысль о необходимости ограничения всякой власти, как общественной, так и родительской; иначе власть превращается в тиранию и несправедливость. Власть учреждается не в пользу властителей, а в пользу подданных; поэтому только власть, проявляемая в целях охраны прав и интересов населения, может быть признана властью законной и справедливой. 11 января 1835 года на одном из литературных вечеров ученик Куницына, великий русский поэт А. С. Пушкин, преподнес профессору свой труд — «Историю Пугачева» с дарственной надписью: «Александру Петровичу Куницыну от Автора в знак глубокого уважения и благодарности». |