URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Абрамович Н.Я. Подполье русского интеллигентства: О тупиках русского интеллигентского сознания Обложка Абрамович Н.Я. Подполье русского интеллигентства: О тупиках русского интеллигентского сознания
Id: 267381
347 р.

Подполье русского интеллигентства:
О тупиках русского интеллигентского сознания. Изд. стереотип.

URSS. 2021. 104 с. ISBN 978-5-397-07668-5.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение)
Типографская бумага
  • Мягкая обложка
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания 1917 г.)

Аннотация

Предлагаемая читателю книга известного отечественного литературного критика, прозаика, поэта и публициста Н.Я.Абрамовича (1881–1922) представляет собой сборник его работ на социально-философскую тематику. Центральное место в книге занимает статья "Подполье русского интеллигентства", в которой автор рассуждает о попытках — как удачных, так и неудачных --- русской интеллигенции преодолеть цензуру в общественной и культурной... (Подробнее)


Оглавление
top
Подполье русскаго интеллигентства
 ПРЕДИСЛОВIЕ
 ГЛАВА I. ПРОЛОГЪ
 ГЛАВА II. СУМЕРКИ ДУХА ВЪ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
 ГЛАВА III. КАНДАЛЫ СЛУЖЕБНОСТИ И РУССКIЙ "БЫТЪ"
 ГЛАВА IV. ФАРИСЕИ И МЫТАРИ ОБЩЕСТВЕННОСТИ
 ГЛАВА V. ОТМЕРШIЙ ФЕТИШЪ
Индивидуализмъ и революцiонное движенiе
 ГЛАВА I
 ГЛАВА II
Страхъ жизни
 ГЛАВА I
 ГЛАВА II
 ГЛАВА III
 ГЛАВА IV

Предисловие
top
Подполье русскаго интеллигентства
(О тупикахъ русскаго интеллигентскаго сознанiя)

Написанная въ условiяхъ стараго режима, эта книжка самой темой своей обязана главнымъ, а можетъ быть и исключительными образомъ-тому же режиму ужасающаго рабства духа въ старой до-революцiонной Россiи.

Теперь, когда цепи рабства разбиты,-Россiя выходитъ на широкiй обще-европейскiй путь гармоцическаго и углубленнаго развитiя силъ. И вместе съ темъ должны отпасть и отмереть те уродливыя условiя нашего общественно-политическаго быта, благодаря которымъ борьба съ задавившимъ насъ некогда сапогомъ Держиморды заставляла заслонить его уродливымъ и кошмарнымъ обликомъ все высшiя области культуры духа. Лозунгъ "Карфагенъ не взятъ" заставлялъ насъ всехъ сосредоточиваться вокругъ этого больного места, вокругъ этой язвы. И это вызвало не только исключительность и засилье въ русскомъ культурномъ движенiи узкой и подчасъ очень душной политики, но и прямое гоненiе на чистое художество и свободную интимно-философскую мысль.

Мы дошли до ужаса само-кастрацiи, потому что какъ иначе назвать это стремленiе сузить и омелить напряженный потокъ русской творческой энергiи и вогнать его въ прокрустово ложе исключительной, победной и торжествующей политики. Мы не понимали, что для техъ же целей силы, внутренняго богатства и возвышенiя народнаго намъ, не менее политика и общественника, а можетъ быть и более, нуженъ поэтъ, художникъ, мыслитель, вожди духа народнаго.

И теперь, когда мощный напоръ народнаго духа освободилъ Россiю отъ всехъ Держимордъ самодержавiя и открылъ свободныя и озаренныя дали для безконечныхъ духовныхъ достиженiй уже не только въ области отвлеченной, литературной, но и въ творчестве действiя, въ творчестве непосредственной жизни,-можно заранее съ уверенностью сказать, что та же ненормальность, та же уродливость склада русской жизни (наследiе рабства и самодержавiя) можетъ продолжать сказываться въ силу усвоенныхъ привычекъ и замертвелыхъ идейныхъ традицiй. Темъ более, что политическая победа можетъ быть понята многими именно какъ политическая, между темъ какъ это общая победа русскаго духа надъ пассивностью и мертвечиной, мешавшей жить, дышать и творить.

Пора понять, что эта исключительность ухода въ политическое подполье – привита намъ русскимъ самодержавiемъ, что тенденцiя загнать все широкое и живое движенiе нашей культуры духа въ заботы о ваешнемъ, о политическихъ и соцiальныхъ условiяхъ быта,-это отъ стараго рабства, еще не преодоленнаго нами. Самодержавiе не только загоняло насъ въ тупикъ безправнаго, унизительнаго обывательскаго житья, но оно же и заставляло насъ сознательно обеднять и мельчить жизнь, возставая на все то, что являлось горными вершинами духа и солнцемъ радостнаго и высокаго сознанiя.

Свергнемъ же эти последнiе остатки рабьяго духа, разобьемъ цепи не только тела, но и духа! Больше въ Россiи нетъ и не должно быть этого засилья интеллигентскихъ политическихъ тупиковъ, этой узости и нетерпимости политическихъ фанатиковъ, враждующихъ съ творчествомъ, съ искусствомъ, съ чистой и свободной мыслью. Если прежде политическiй фанатикъ разбивалъ цепи самодержавiя, то теперь тотъ же продолжающейся фанатизмъ будетъ ковать новыя цепи, которыхъ мы не хотимъ, противъ которыхъ мы будемъ возставать. Россiя должна быть поистине свободной страной, где мысль и свободное и живое сознанiе не гнететъ ничей сапогъ, ничье насилiе. Во имя этой свободы духа выпускаемъ мы эту книжку.


Об авторе
top
Николай Яковлевич АБРАМОВИЧ (1881–1922)

Российский литературный критик, прозаик, поэт и публицист. Родился в Таганроге, в семье портного. Окончил семь классов гимназии. С 15 лет печатал заметки в газетах "Донская речь", "Приазовский край" и других периодических изданиях; первые опубликованные стихотворение и рассказ увидели свет в 1899 г. С начала 1900-х гг. жил в Санкт-Петербурге и Москве. Сотрудничал в журналах "Образование", "Современный мир", "Русская мысль", "Жизнь" и "Журнал для всех", газетах "Русская правда", "Новости дня", "Студенческая жизнь". Издатель альманаха "Проталина" (1907). В последние годы жизни страдал душевной болезнью.

В критических работах Н.А.Абрамовича содержится много рассуждений в духе модернизма 1900-х гг., например, о "дионисовском" и "аполлоническом" начале, о жизни и смерти, о "стихийности" поэзии и ее "аполитичности" и т.п. Большое влияние на него оказывали известные мыслители Ф.Ницше и А.Бергсон. Поэзию он рассматривал как "голос живой природы", а поэта – как "непроизвольное эхо не узко-человеческой, но общей, беспредельно-космической жизни". Широкую известность получили его очерки об иностранных писателях и философах – О.Уайльде, К.Гамсуне, Т.Карлейле, Р.У.Эмерсоне. В числе его трудов: "Литературно-критические очерки" (1909), "Религия красоты и страдания: О.Уайльд и Достоевский" (1909), "Человек будущего" (1909), "Религия Толстого" (1914) "Христос Достоевского" (1914), "Религия земли и духа" (1918), "Современные лирики: Клюев. Кусиков. Ивнев. Шершеневич" (1921) и другие. Под псевдонимом Н.Кадмин вышли: "Очерки по истории русской литературы (1912) и "История русской поэзии" (1915; в 2 т.). Он также был известен как автор "опыта исследования" "Женщина и мир мужской культуры" (1913) и публицистического труда "Падение династии: Темные силы и революция" (1917).