Отъ переводчика |
Предисловiе |
О стиле вообще |
Фигуры речи |
| 1. | Определенiе фигуръ |
| 2. | Отношенiе ихъ къ категорiяиъ психической деятельности |
Фигуры, основанныя на сходстве |
| 3. | Значенiе чувства сходства |
О подобiи вообще |
| 4. | Стремленiе человека установлять сходства |
| 5. | Сравненiя, обращенный къ уму |
| 6. | Сравниваемые предметы должны быть не однородны |
| 7. | Сравненiя, обращенный къ чувству |
| 8. | Смешанныя сравненiя |
| 9. | Живописный сравненiя |
| 10. | Сравненiя, доставляющiя неожиданное удовольствiе |
| 11. | Требования отъ сравненiй, говорящихъ уму |
| 12. | Требования отъ сравненiй чувству |
| 13. | Требования отъ сравненiй неожиданныхъ |
| 14. | Невыразительныя фигуры сравненiя |
Фигура сравненiя |
| 15. | Определенiе и примеры |
Метафора |
| 16. | Объясненiе фигуры |
| 17. | Метафоры олицетворенiя |
| 18. | Метафоры обогащаютъ языкъ |
| 19. | Метафоры въ обозначены психич. явленiй |
| 20. | Утрата фигуральнаго смысла метафоры |
| 21. | Ошибки въ метафорахъ |
Олицетворенiе |
| 22. | Высшiй родъ олицетворенiя |
| 23. | Назшiй родъ олицетворенiя |
| 24. | Интересъ, связанный съ этой фигурой |
Аллегорiя, басня, притча или парабола |
| 25. | Объясненiе аллегорiи, примеры |
| 26. | Басня |
| 27. | Exempla ficta (парабола) |
| 28. | Библейскiя притчи |
Остальныя фигуры сходства |
| 29. | Некоторые виды синекдохи |
Фигуры смежности |
| 30. | Общее различiе метомимiи и синекдохи |
| 31. | Классификацiя метонимiй |
| 32. | Формы синекдохи |
| 33. | Перенесенiе эпитета |
Фигуры контраста |
| 34. | Чувство контраста есть основной психическiй законъ |
| 35. | Прямая антитеза |
| 36. | Другiя формы ея |
| 37. | Собственное употребленiе фигуры |
Эпиграмма |
| 38. | Определенiе ея (наружное противоречiе) |
| 39. | Эпиграмма тожества |
| 40. | Кажущаяся несообразность |
| 41. | Каламбуръ |
Гипербола |
| 42. | Источникъ наклонности къ преувеличенiю |
| 43. | Ограниченiя въ гиперболе |
| 44. | Доведенiе до крайности |
Климаксъ, или Восхожденiе |
| 45. | Определенiе и примеры |
Вопрошанiе |
| 46. | Отъ чего зависитъ выразительность фигуры |
Восклицанiе |
| 47. | Употребленiе его |
Апострофъ |
| 48. | Формы его |
Намекъ (innuendo) |
| 49. | Значенiе его |
Иронiя |
| 50. | Выражения ея противоположно ея смыслу. Определенiе сарказма |
| 51. | Другiя фигуры старинныхъ реторикъ |
Количество словъ |
| 1. | Краткость есть достоинство речи |
| 2. | Источники краткости |
| 3. | Преимущества распространенной речи |
| 4. | Нарушенiе краткости. I. Тавтологiя |
| 5. | II. Плеоназмъ |
| 6. | III. Перифразъ. Парафразъ |
Порядокъ словъ |
| 1. | Частыя отступленiя отъ грамматическаго порядка |
| 2. | Определяющiя слова должны предшествовать определяемымъ |
| 3. | Слова, тесно связанныя по смыслу, должны стоять близко другъ къ другу |
Свойства стиля |
Перечисленiе главныхъ свойствъ |
Простота |
| 1. | Определенiе |
| 2. | Простота въ словахъ. Имена общеизвестныхъ вещей |
| 3. | Имена предметовъ конкретныхъ |
| 4. | Индивидуальное и конкретное въ противоположность общему и абстрактному |
| 5. | Абстрактныя слова |
| 6. | Рядъ трудныхъ отвлеченныхъ словъ |
| 7. | Исключенiя |
| 8. | Простота въ связи словъ |
| 9. | Неудобства многихъ отрицанiй |
Ясность |
| 1. | Противоположность темноте |
| 2. | Употребленiе словъ съ несколькихъ значенiяхъ |
| 3. | Одно слово не должно иметь разныхъ смысловъ |
| 4. | Параллелизмъ въ сравненiяхъ |
| 5. | Употребленiе словъ въ общеизвестномъ значенiи |
Сила |
| 1. | Свойство, дающее сознанiе силы |
| 2. | Главное удовольствiе отъ сознанiя силы |
| 3. | Сочувствiе силе другихъ |
| 4. | Гневъ или негодованiе, связанный съ возвышеннымъ |
| 5. | Ужасное въ его отношенiи къ силе и возвышенному |
| 6. | Наблюденiе силы въ природе |
| 7. | Подъемъ духа, являющiйся при описанiи |
| 7. | Условiя силы слога: оригинальность |
| 8. | Гармонiя |
| 9. | Разнообразiе или смена эффектовъ |
| 11. | Нужно избегать повторенiя однихъ и техъ же словъ |
| 12. | Разнообразiе въ объеме и построенiи фразъ |
| 13. | Разнообразiе въ крупныхъ произведенiяхъ |
| 14. | Возбуждающiе эффекты должны быть смягчены |
| 15. | Характерное и конкретное суть средства силы слога |
| 16. | Сила слога, зависящая отъ объективности |
| 17. | Важность легкости пониманiя |
| 18. | Сила слога въ научныхъ произведенiяхъ |
| 19. | Способы произведенiя силы |
| 20. | Поэты расширяютъ возвышенность природы |
Чувство въ слоге. Патетическое |
| 1. | Оно связано съ пассивностью |
| 2. | Факторы трогательныхъ чувствъ |
| 3. | Условiя, общiя съ условiями силы |
| 4. | Природа иногда пробуждаетъ нежное чувство |
| 5. | Примеры патетическаго |
Насмешка. Юморъ. Острота |
| 1. | Определенiе насмешки |
| 2. | Она основана на низведенiи предмета съ высоты его достоинства |
| 3. | Смехъ имеетъ два предела. Осмеянiе |
| 4. | Юморъ |
| 5. | Определенiе остроты |
| 6. | Острота въ связи съ насмешкой |
Мелодичность речи |
| 1. | Она касается голоса и слуха. |
| 2. | Разборъ буквъ алфавита по легкости произношенiя |
| 3. | Мгновенные согласные должны чередоваться съ гласными |
| 4. | Трудное сочетание немыхъ глухихъ съ звонкими |
| 5. | Скопленiе резкихъ согласныхъ |
| 6. | Смена согласныхъ и гласныхъ въ последоват?льности словъ |
| 7. | Зiянiе |
| 8. | Разнообразие въ звукахъ |
| 9. | Последовательность слоговъ |
| 10. | Конецъ фразы съ звуковой стороны |
| 11. | Общее разнообразiе звуковъ въ словесныхъ произведенiяхъ |
Гармонiя звуковъ речи съ ея смысломъ |
| 1. | Примеры общаго закона гармонiи |
| 2. | Подражанiе звукамъ |
| 3. | Подражанiе движенiю |
| 4. | Размеры предмета передаются соответственнымъ ритмомъ речи |
| 5. | Изображенiе чувствъ и страстей |
Вкусъ. Изящество. Отделка |
| Значенiя слова вкусъ. Постоянный и подвижной элементы вкуса |
Форма сужденiй и параграфа. Сужденiя |
| 1. | Грамматическiй законъ |
| 2. | Систематическое деленiе сужденiй, перiодъ и свободная форма |
| 3. | Причастная конструкцiя въ перiоде |
| 4. | Перiодическая форма благопрiятствуетъ единству |
| 5. | Речь отрывистая и связная |
| 6. | Симметричная форма сужденiя |
| 7. | Она облегчаетъ пониманiе |
| 8. | Она доставляетъ неожиданное удовольствiе |
| 9. | Крайнiй видъ симметрiи |
| 10. | Соединенiе ея съ съ антитезой |
| 11. | Соединенiе съ обратнымъ повторенiемъ |
| 12. | Симметричность съ эпиграммой |
| 13. | Точное указанiе разницы |
| 14. | Удержанiе того же самаго термина |
| 15. | Сжатая или стянутая форма сужденiя |
| 16. | Живой стиль |
| 17. | Общiя требованiя отъ сужденiя |
| 18. | Видное место для главнаго предмета (1) въ начале |
| 19. | (2) после второстепеннаго слова |
| 20. | (3) въ конце второстепеннаго слова |
| 21. | Сказуемое тоже-главная часть |
| 22. | Места наибольшей выразительности для важныхъ словъ |
| 23. | Единство въ сужденiи |
| 24. | Необходимость включать въ одно сужденiе несколько раздельныхъ фактовъ. Анализъ повествовательнаго отрывка |
Параграфъ |
| 1. | Определенiе |
| 2. | Общiя требованiя отъ изложенiя |
| 3. | Первый законъ параграфа: ясность связи. Союзы |
| 4. | Союзы присоединительные |
| 5. | Союзы противительные |
| 6. | Союзы следствiя |
| 7. | Выраженiя служебнаго характера |
| 8. | Подчиняющiе союзы |
| 9 | -13. Пропускъ союзовъ |
| 14. | Связь съ указанiемъ на предыдущее |
| 15 | -17. Другiе случаи связи. Примеръ |
| 18. | Второй законъ параграфа-параллельная конструкцiя |
| 19. | Третiй законъ. Место главнаго предмета |
| 20. | Четвертый законъ. Последовательность |
| 21. | Пятый законъ. Единство параграфа |
| 22. | Шестой законъ. Пропорцiональность |
Виды словесныхъ произведенiй |
ОПИСАНIЕ |
| 1. | Сложность предмета требуетъ метода въ описанiи |
| 2. | I. Перечисленiе частей и планъ целаго |
| 3. | Наружный видъ предмета |
| 4. | Величина |
| 5. | Типическiя схемы |
| 6. | Отдельныя черты, характерный для общаго вида предмета. Примеръ къ предыдущему |
| 7. | II Панорамическое описанiе |
| 8. | Ill Индивидуальность описанiя |
| 9. | IV Ассоцiированныя обстоятельства |
| 10. | Взаимное действiе частностей |
| 11. | Психологическое описанiе |
| 12. | Умственные процессы. Примеръ субъективная описанiя |
| 13. | Ассоцiацiи въ субъективномъ описанiи |
| 14. | Описанiе входитъ въ другiе виды речи |
| 15. | Роль его въ разсужденiи |
| 16. | Поэтическое описанiе. Пределы его |
Повествованiе |
| 1. | Повествованiе даетъ временный отношенiя. Необходимый условiя |
| 2. | Первое. Не нарушать порядка событiй |
| 3. | Важность хронологiи |
| 4. | Необходимость ретроспективныхъ обзоровъ |
| 5. | Случаи нарушенiя порядка событiй |
| 6. | Второе. Разсказъ объ одновременныхъ событiяхъ.-Главное действiе съ второстепенными |
| 7. | Общая схема въ повествованiи |
| 8. | Одновременные факты равнаго значенiя |
| 9. | Действiя, идущiя съ двухъ сторонъ. Опасность незаметной перемены точки зренiя |
| 10. | Факты, проходящiе въ несколькихъ областяхъ |
| 11. | Третье. Суммарiи |
| 12. | Искусство сокращенiя |
| 13. | Четвертое. Объяснительное повествованiе |
| 14. | Анализъ повествовательнаго отрывка |
Разсужденiе |
| 1. | Оно прилагается къ научному значенiю |
| 2. | Главный аттрибутъ науки - общность |
| 3 | -5. Элементы науки |
| 6 | -9. Понятiе и определенiе |
| 10. | Определенiе по частнымъ признакамъ |
| 11. | """ по контрасту |
| 12. | Соединенiе обоихъ способовъ |
| 13 | -14. Определенiе сложныхъ понятiй анализомъ-вербальное определенiе |
| 15. | Другiе способы въ соединенiи съ анализомъ |
| 16. | Общiе принципы или утвержденiя |
| 17 | -18. Способы ихъ изложенiя. Повторенiе |
| 19. | Обратное повторенiе |
| 20. | Преимущества обратное формы |
| 21. | Примеры: ихъ роль въ изложенiи |
| 22. | Выборъ примеровъ |
| 23 | -25. Подробности |
| 26. | Ненаучныя обобщенiя. Популярные очерки |
| 27. | Характеристики. Критика |
| 28. | Иллюстрацiи въ отличiе отъ примеровъ |
| 29. | Участiе чуждаго, общечеловеческаго интереса въ науке. Платонъ |
| 30. | Выборъ примеровъ и иллюстрацiи для этой цели |
| 31. | Условiя при употребленiи примеровъ для научныхъ целей |
| 32. | Обращенiе вниманiя на трудности |
| 33. | Доказательства общаго положенiя содействуетъ его изложенiю |
| 34. | Выводы и приложенiя служатъ къ уясненiю принциповъ |
| 35. | Построенiе параграфа въ разсужденiи |
| 36. | Различныя его формы |
| 37. | Новая терминологiя |
| 38. | Правило перехода отъ известнаго къ неизвестному |
Ораторская речь или убежденiе |
| 1. | Определенiе |
| 2. | Цели ея |
| 3. | Судебное красноречiе |
| 4. | Политическое красноречiе. Аргументъ и увещанiе |
| 5. | Духовное красноречiе. Воспитанiе религiозныхъ чувствъ |
| 6. | Нравственное поученiе |
| 7. | Знакомство съ аудиторiей. Источники и размеры требуемаго знанiя. Обыкновенный житейскiя правила и принятый мненiя людей |
| 8. | Ораторъ побеждаетъ частные взгляды людей при помощи более общихъ принциповъ действiя |
| 9. | Знакомство съ общественнымъ классомъ или собранiемъ |
| 10. | Примеры неуспеха крупныхъ талантовъ вследствiе несоответствiя ихъ попытокъ съ характеромъ техъ, къ кому оне были обращены. Исторiя уначтоженiя цензуры печати въ Англiи |
| 11. | Способы убежденiя |
| 12. | Основательное знакомство съ предметомъ занимаетъ первое место. Форма выраженiя также важна |
| 13. | Различные виды убежденiя |
| 14. | Убежденiе, основанное на видахъ прозы |
| 15. | Убежденiю помогаютъ все средства, усиливающiя впечатленiе |
| 16. | Убежденiе аргументами |
| 17. | Определенiе аргумента |
| 18. | Первый элементъ довода, известныя принятыя положенiя |
| 19. | Второй элементъ: допускаемое сходство между общимъ принципомъ и даннымъ случаемъ |
| 20. | Дедуктивные аргументы |
| 21. | Индуктивные """ |
| 22. | Аргументацiя по аналогiи |
| 23. | Вероятные аргументы |
| 24. | Способы усиленiя аргументовъ |
| 25. | Расположенiе ряда аргументовъ. Выделенiе каждаго особо |
| 26. | Число и порядокъ аргументовъ |
| 27. | Опроверженiе |
| 28. | Формулированiе всего, допущеннаго противной стороной |
| 29. | Расчлененiе аргументовъ противника |
| 30. | Опроверженiе следуетъ всемъ методамъ аргументовъ. Оно сводится къ обнаруженiю несоответствiя |
| 31. | Аргументъ ad hominem |
| 32. | Обнаруженiе недостаточности аналогiи |
| 33. | Частые споры о вероятности |
| 34. | Обязанность доказательства лежитъ на одной стороне |
| 35. | Тактика спора |
| 36. | Действiе ораторской речи на чувства.-Виды людскихъ мотивовъ |
| 37. | Обращенiе къ чувствамъ разсматривается въ трехъ видахъ: во 1-хъ наши удовольствiа и страданiя, взятыя отдельно |
| 38. | Во 2-хъ симпатiя къ чувствамъ другихъ |
| 39. | Въ 3-хъ эмоцiи и страсти: страхъ, любовь, гордость, гневъ, осмеянiе, эстетическiя чувства, нравственный чувства |
| 40. | Общее уменье обращаться съ чувствами |
| 41. | Поведенiе оратора |
Поэзiя |
| 1. | Отношенiе къ ноэзiи въ предыдущемъ изложенiи |
| 2. | Поэзiя есть искусство, действующее при помощи слова.-Удовольствiя отъ изящныхъ искусствъ вообще |
| 3. | Предметы и форма, спецiально принадлежащiе поэзiи. Чистые и смешанные виды |
| 4. | Матерiалы поэзiи изъ внешней природы |
| 5. | Интересъ къ человечеству входить въ поэзiю |
| 6. | Конкретность и сложность-характерныя черты поэзiи |
| 7. | Гармоничность-необходимая принадлежность всякаго произведе-
нiя искусства. Роль ея въ поэзiи |
| 8. | Идеальность-цель поэзiи |
| 9. | Подражанiе действительности ставить границы для поэзiи |
| 10. | Интересъ фабулы |
| 11. | Тягостные эффекты должны быть оправданы. -Трагедiя |
| 12. | Стихотворная форма. Ея роль |
Виды поэзiи |
Классификацiя ихъ |
Лирика |
| Лирическая поэзiя есть излiянiе сильнаго чувства |
| Классификацiа лирическихъ произведенiй |
| (1) Песнь |
| | I | Религiозная |
| | II | Светская ея разновидности |
| (2) Ода |
| (3) Элегiя |
| (4) Сонетъ |
| (5) Простая, безъименная лирика |
Эпосъ |
| Особенности его |
| (1) Высокiй эпосъ. Примеры |
| (2) Романическая поэма |
| (3) Поэма |
| (4) Баллада |
| (5) Стихотворная повесть |
| (6) Смешанный эпосъ |
| (7) Пастораль, идиллiя и пр. |
| (8) Творчество въ прозаической форме |
Драма |
| Драма определяется условiями сцены. Природа драматическаго интереса |
| | (1) Трагедiя |
| | (2) Комедiя.-Ея разновидности |
Дидактическая поэзiя. Сатира |
ПРИЛОЖЕНIЕ |