Въ представляемой на судъ читателя монографии – "Христосъ Достоевскаго" – сделана попытка последовательно систематизировать религiозно-философскiе идеи и взгляды писателя, сводящiеся во всехъ его творенiяхъ къ одной центральной для сознанiя Достоевскаго проблеме: – Религiи человеческой и Религiи Христовой. Истину христiанскаго сознанiя Достоевскiй развивалъ черезъ отрицанiе ея неслыханной силы; борясь съ ней, отрицая ее правдой и мукой человеческой жизни, выдвигая противъ этой истины целую рать "Богоборцевъ", наделенныхъ острымъ и глубокимъ сознанiемъ: – Раскольникова, Шатова, Кириллова, Ставрогина и, наконецъ, самаго сильнаго и самаго страстнаго борца – Ивана Карамазова, – писатель неуклонно шелъ къ обнаруженiю своей истины, къ утвержденiю въ мiре Христа. Такова сущность его творчества, въ центре котораго объективное критическое изследованiе не можетъ не увидеть облика Христа. Достоевскiй великъ какъ художникъ, но жгучую силу и глубину его творчеству сообщаешь его талантъ дiалектика въ области самыхъ мучительныхъ и страшныхъ проблемъ жизни, изъ которыхъ многiя имъ выдвинуты и впервые поставлены. Этотъ даръ внутренней острой дiалектики, врезающейся въ живую плоть человеческой жизни, обнаруживающей въ ней противоречiя и хаосъ, направленной къ исканiю последней правды и непобедимаго окончательнаго утвержденiя, – одна изъ самыхъ интересныхъ сторонъ дарованiя Достоевскаго. Здесь корни всехъ особенностей его писательскаго и человеческаго Я. Художникъ въ немъ служи л ъ мыслителю, будучи гармонично съ нимъ соединенъ, нигде не подчиняясь ему лишь внешне, но везде подтверждая правду его интуитивной мысли. Проследить исторiю его идейнаго движенiя – значитъ стать на верный путь къ разгадке его какъ писателя и къ уясненiю его творческаго дела. Николай Яковлевич АБРАМОВИЧ (1881–1922) Российский литературный критик, прозаик, поэт и публицист. Родился в Таганроге, в семье портного. Окончил семь классов гимназии. С 15 лет печатал заметки в газетах "Донская речь", "Приазовский край" и других периодических изданиях; первые опубликованные стихотворение и рассказ увидели свет в 1899 г. С начала 1900-х гг. жил в Санкт-Петербурге и Москве. Сотрудничал в журналах "Образование", "Современный мир", "Русская мысль", "Жизнь" и "Журнал для всех", газетах "Русская правда", "Новости дня", "Студенческая жизнь". Издатель альманаха "Проталина" (1907). В последние годы жизни страдал душевной болезнью. В критических работах Н.А.Абрамовича содержится много рассуждений в духе модернизма 1900-х гг., например, о "дионисовском" и "аполлоническом" начале, о жизни и смерти, о "стихийности" поэзии и ее "аполитичности" и т.п. Большое влияние на него оказывали известные мыслители Ф.Ницше и А.Бергсон. Поэзию он рассматривал как "голос живой природы", а поэта – как "непроизвольное эхо не узко-человеческой, но общей, беспредельно-космической жизни". Лучше всего ему удавались этюды об иностранных писателях и философах – О.Уайльде, К.Гамсуне, Т.Карлейле, Р.У.Эмерсоне. В числе его трудов: "Литературно-критические очерки" (1909), "Религия красоты и страдания: О.Уайльд и Достоевский" (1909), "Человек будущего" (1909), "Религия Толстого" (1914) "Христос Достоевского" (1914), "Религия земли и духа" (1918), "Современные лирики: Клюев. Кусиков. Ивнев. Шершеневич" (1921) и другие. Под псевдонимом Н.Кадмин вышли: "Очерки по истории русской литературы (1912) и "История русской поэзии" (1915; в 2 т.). Он также получил известность как автор "опыта исследования" "Женщина и мир мужской культуры" (1913) и публицистического труда "Падение династии: Темные силы и революция" (1917). |