Всемъ известно, какою тяжкою болезнью нашей церковной жизни являются разнаго рода секты... Для уврачевания телесной болезни крайне необходимъ предварительный диагнозъ ея. Точно также и при борьбе съ церковно-религиозными недугами полезенъ возможно тщательный анализъ оныхъ. Въ этихъ целяхъ и предлагаются вниманию читателей наблюдения надъ некоторыми изъ нашихъ сектъ. Александр Степанович ПРУГАВИН (1850–1920) Русский историк, этнограф, публицист, видный исследователь старообрядчества и сектантства. Родился в Архангельске, в семье смотрителя народных училищ. С 1869 г. учился в Петровской земледельческой и лесной академии в Москве; участвовал в революционных студенческих волнениях 1869 г. Привлекался в 1871 г. по "делу нечаевцев" и в том же году был выслан в Архангельскую губернию (освобожден от надзора в 1879 г.). С 1877 г. изучал старообрядчество. Знакомство с многочисленными последователями разных сект на Крайнем Севере побудили А. С. Пругавина заняться изучением последних; результатом этого изучения стали многочисленные статьи в "Голосе", "Новом времени", "Русском курьере", "Русской мысли", "Неделе" и других изданиях. Во время Октябрьской революции уехал из Петербурга сначала на Волгу, а затем в Сибирь, где редактировал белогвардейскую военную газету. В 1920 г. умер в Красноярске от сыпного тифа. В своих трудах о расколе А.С.Пругавин ратовал за безусловную веротерпимость и полную равноправность раскольников; он доказывал "тесную связь вопроса о расколе со всеми вопросами нашего общественного быта, которые относятся до правового и экономического положения народа". Его статьи привлекли внимание влиятельных людей – великого князя Константина Николаевича, писателя Льва Толстого и других, в результате чего были освобождены из тюрем некоторые старообрядцы и сектанты. Попытки А.С.Пругавина собрать свои статьи по расколу в отдельное издание окончились неудачей из-за вмешательства цензуры; позже, в начале XX века, вышли его книги "Старообрядческие архиереи в Суздальской крепости" (1903), "Монастырские тюрьмы в борьбе с сектантством" (1905), "Раскол и сектантство в русской народной жизни" (1905), "Раскол вверху. Очерки религиозных исканий в привилегированной среде" (1909), "В казематах. Очерки и материалы по истории русских тюрем" (1909) и другие. |