Великие критики научили насъ одному
важному правилу, а именно, если мы не чувствуемъ въ себе способности восхищаться такими писателями и художниками, какъ Ливий или Виргилий, Рафаэль или Микель-Анджело, которыми восхищались все просвященные люди, то мы должны, не успокаиваясь на этомъ, изучать ихъ до техъ поръ, пока ни поймемъ, какъ и чемъ мы должны восхищаться, если мы не можемъ достигнуть соединения понимания съ восхищением, то изъ этого следуетъ, что мы тупы, а не то, что весь светъ обманутъ. Burke. Wогks. v.III, р. 114. Въ девятнадцатомъ веке наибольшее влияние на мировоз зрение всего человечества оказали три мыслителя – Гегель, Контъ и Ницше. Особенно велико было влияние этихъ мыслителей на нашу интеллигенцию; во второй четверти прошлого столетия почти вся наша интеллигенция более или менее была знакома съ учением Гегеля; многие лучшие умы того времени увлекались философией Гегеля, находились во власти этой философии. Общеизвестно, какъ много занимались учением Гегеля въ кружке Станкевича. По условиям того времени у насъ не было философовъ-гегельянцевъ, но многие наши образованные люди во второй половине прошлого века съ полнымъ правомъ могли, какъ Гамлетъ Щигровскаго уезда, сказать про себя: Я Гегеля изучилъ". На развитие нашей науки Гегель влияния не оказалъ, потому что въ периоды наибольшего влияния его учения у насъ почти не было самостоятельныхъ ученыхъ. Еще более сильно было влияние Конта. Непосредственно или посредственно Контъ воздействовалъ на громадное большинство образованныхъ людей всего мира; и по настоящее время между образованными людьми больше всего позитивистовъ. У насъ влияние Конта было громадно; позитивизмъ это наиболее распространенная философская доктрина, исповедуемая въ России. Въ периодъ господства учения Конта у насъ уже были самостоятельные ученые, а поэтому среди нашихъ философовъ были позитивисты; имена Троицкаго, Лесевича, Дероберти достаточно известны. Хотя Cours de philosophie positive изучены у насъ весьма немногими, но идеи Конта были у насъ хорошо популяризованы и твердо усвоены; трудно найти у насъ образованного человека, на мировоззрение котораго идеи Конта не оказали большаго или меньшаго влияния. Конечно, немало лицъ, которыя усвоили себе многия идеи Конта изъ вторыхъ или даже третьихъ рукъ, не знали ничего о твор це техъ идей, которыя легли въ основу ихъ миросозерцания. Въ конце прошлого века Ницше удивительно быстро завоевалъ поклонение очень многихъ. Успехъ Ницше составляет отрадное явление, доказывающее, какой чудной властью гениальный писатель обладаетъ въ наше время. Какъ известно, Ницше не могъ никому импонировать по своему положению; онъ былъ уволенный по болезни въ отставку экстраординарный профессоръ классической филологии. Онъ не имелъ никакихъ связей или знакомствъ въ редакциях влиятельныхъ газетъ и журналовъ, никогда не прибегалъ къ рекламе. Вследствие тяжелого недуга, Ницше жилъ по курортамъ, вдали отъ центровъ умственной жизни. Въ начале января 1889 года болезнь Ницше перешла въ тяжкое слабоумие; его сестра и друзья взяли на себя разработку рукописей и новыя издания его сочинений. Понятно, что многие относились и даже относятся теперь съ недоверием къ творениямъ писателя, безспорно психически-больного. До настоящаго времени не выяснено, какой болезнью страдалъ Ницше и въ какомъ периоде развития была его болезнь, когда онъ создалъ самыя гениальныя произведения. Несмотря на все эти крайне неблагоприятныя для приобретения влияния условия, имя Ницше стало известнымъ всему образованному миpy, и его учение очень быстро получило самое широкое распространение. Всего черезъ насколько летъ после появления въ светъ главныхъ произведений Ницше, его идеи завоевали себя преданныхъ адептовъ и приобрели ярыхъ противниковъ. Наконецъ, необходимо оттенить, что и вследствие болезни головного мозга, и вследствие болезни глазъ, несчастный гениальный мыслитель не могъ хорошо обрабатывать своихъ произведений, писалъ урывками, непоследовательно, повторялся, одну и ту же мысль высказывалъ насколько разъ и почти никогда не выяснялъ своей мысли сразу въ вполне законченной формы. Интересно, что Ницше излагалъ свои мысли афоризмами такъ же, какъ душевно-больной французский мыслитель Паскаль. Но афоризмы Паскаля изложены въ двухъ маленькихь томикахъ, а сочинения Ницше составляют восемь большихъ томовъ. Понятно, какъ такой способъ изложения затруднялъ публике ознакомление съ идеями Ницше, какъ трудно усвоить все учение этого мыслителя… Чиж Владимир Федорович Выдающийся отечественный врач-психиатр и писатель. Родился в Смоленской губернии, в дворянской семье. В 1878 г. с отличием окончил Петербургскую Медико-хирургическую академию. До 1880 г. работал ординатором в психиатрическом отделении Кронштадтского госпиталя. В 1880 г. была опубликована первая работа В. Ф. Чижа; затем он был переведен в Петербургскую военно-медицинскую академию, в клинику душевных болезней профессора И. П. Мержеевского, главы русской психиатрической школы. Под его руководством В. Ф. Чиж написал и в 1883 г. защитил докторскую диссертацию. В 1884 г. уехал за границу; изучал экспериментальную психологию у В. Вундта, анатомию нервной системы у невролога П. Э. Флексига, гипноз у бельгийца Дельбёфа в Льеже; работал у знаменитого невролога Ж. М. Шарко. В 1885 г. вернулся в Россию и до 1891 г. работал в Петербурге старшим врачом крупнейшей больницы св. Пантелеймона, где создал первый в России кабинет, предназначавшийся для экспериментальных психологических исследований. В 1891 г. возглавил кафедру психиатрии в университете г. Юрьева (ныне Тарту), где проработал четверть века.
Перу В. Ф. Чижа принадлежит большое количество научных трудов, монографий, учебник по психиатрии; его работы публиковались в российских и зарубежных научных журналах. Он первым из психиатров подверг анализу жизнь и деятельность многих известных людей — писателей, философов, государственных деятелей, в том числе Пушкина, Гоголя, Достоевского, Тургенева, Ницше и других. Огромный интерес вызвали его медико-психиатрические портреты: «Огюст Конт» (1898), «Тургенев как психопатолог» (1899), «Достоевский как криминолог» (1900), «Ницше как моралист» (1901), «Болезнь Н. В. Гоголя» (1903). В 1905–1907 гг. были изданы «Психология властелина (император Павел I)», «Психология злодея (А. А. Аракчеев)», «Психология фанатика (монах Фотий Спасский)». |