I. Изъ всехъ наукъ, изучающихъ духовную деятельность народовъ, ни въ одной, кажется, несуществуетъ такого множества самыхъ разнообразныхъ, часто дiаметрально противоположныхъ теорiй, какъ въ мифологiи. Изложить все существовавшiя и существующiя мненiя относительно возникновенiя и развитiя религiозныхъ ученiй, относительно способа происхожденiя мифовъ, относительно характера боговъ и т.п. было бы огромнымъ предпрiятiемъ. Но за последнее время все более и более вырабатываются твердыя основы для мифологiи, и самая мифологiя съ каждымъ шагомъ все более делается достойною имени науки. Этимъ она обязана, съ одной стороны, успехамъ лингвистики, т.е. науки о языке, съ другой, появленiю новой науки – психологiи народностей (Volkerpsychologie). Впервые приложилъ языкознанiе къ мифологiи Я.Гриммъ, и въ настоящее время во главе этой школы, все более и более захватывающей подъ собою почву, стоятъ Кунъ въ Германiи и Максъ Мюллеръ въ Англiи, труды которыхъ составляютъ эпоху въ исторiи мифологiи: они указали на истинное значенiе мифа, такъ что едва ли кто станетъ теперь выдавать мифы за символы, составленные философами съ целiю научною, какъ объяснялъ ихъ Германнъ, – поэтами – съ целiю эстетическою (Фоссь), или жрецами – съ целiю религiозною (Крейцеръ), не говоря уже о томъ, что Евгемеровская школа, имевшая еще въ прошломъ столетiи многочисленныхъ последователей во Францiи, окончательно пала, не будучи въ состоянiи бороться съ сильнымъ противникомъ, какова лингвистика; Кунъ, М.Мюллеръ и др. указали своими трудами на то, какъ следуетъ изучать мифы одного народа въ сравненiи съ мифами другаго, такъ что теперь не станутъ, напр., находить у Славянъ свою Дiану и своего Актэона, нли доказывать тожество Велеса съ Вааломъ, или сравнивать нндiйскаго Браму съ славянскимъ Паромомъ; наконецъ, труды ихъ доставляютъ намъ возможность составить себе понятiе о религiозныхъ воззренiяхъ прародителей индоевропейскаго племени. Но, къ сожаленiю, вся эта школа почти совсемъ незнакома съ славянской мифологiей, тогда какъ здесьто и можно многимъ воспользоваться для подкрепленiя техъ теоретическихъ положенiй, которыя ею выработаны. Желая въ этой статье съ выработанной на западе точки зренiя объяснить некоторые факты славянскаго мифа, я считаю нужнымъ предпослать своему изследованiю краткое изложенiе новой теорiи мифа. Максъ Мюллеръ смотритъ на дело преимущественно съ лингвистической точки зренiя, Немцы – съ психологической. Между существительными именами, бывшими въ употребленiи въ праязыке Индоевропейцевъ, М.Мюллеръ находитъ особый классъ словъ, "которыя, говоритъ онъ, мы теперь едва ли отнесемъ къ разряду отвлеченныхъ, которыя между темъ первоначально были и въ строгомъ смысле до сихъ поръ остаются отвлеченными. Онъ имееть въ виду такiя слова, какъ день и ночь, весна и зима, заря и сумерки, буря и громъ. "Время, продолжаетъ онъ, не имееть вещественнаго, индивидуальнаго бытiя – это не более, какъ свойство, которому языкъ далъ предикаты субстанцiи. Въ самомъ деле, говоря: день наступаетъ, ночь приближается, мы придаемъ предикатъ действiя тому, что действовать не можеть.... То же самое относится ко всемъ словамъ собирательнымъ, каковы: небо, земля, роса, дождь. Дело въ томъ, что, говоря: земля питаетъ человека, мы разумеемъ землю вообще, какъ неделимое целое, т.е. представляемъ себе нечто не подлежащее нашимъ чувствамъ; но "переводя это "нечто" въ слово, мы неволъно и сами того не подозревая, придаемъ ему аттрибуты личнаго, индивидуальнаго бытiя! Вместе съ темъ, такъ какъ каждое имя имело определенное родовое окончанiе, естественно вызывавшее определенное представленiе о поле мужскомъ или женскомъ, то первобытный человекъ, говоря объ утре или вечере, лете или зиме, придавалъ этимъ представленiямъ индивидуалъный, деятельный, половой и наконецъ личный характеръ, Съ этими словами "соединялось представленiе не о силахъ или свойствахъ, а о существахь съ известными силами и свойствами... ![]() Выдающийся отечественный историк, философ, социолог, педагог и общественный деятель. Родился в Москве. В 1873 г. окончил историко-филологический факультет Московского университета, где учился у известных ученых — филолога Ф. И. Буслаева, историков С. М. Соловьева и В. И. Герье. Читал лекции по истории в Московском и Варшавском университетах. В 1879 г. успешно защитил магистерскую диссертацию, а в 1884 г. докторскую — «Основные вопросы философии истории». В 1885 г. переехал в Петербург, где занимал должность сначала приват-доцента, а затем профессора по курсу всеобщей истории в столичном университете. В 1905 г. был избран в Государственную думу от партии кадетов. С 1910 г. — член-корреспондент Петербургской академии наук, с 1929 г. — почетный член Академии наук СССР.
Н. И. Кареев — один из основателей отечественной социологии, крупнейший представитель классического позитивизма в социологии, последователь и популяризатор учения О. Конта и других западных философов и социологов. Он одним из первых предпринял попытку осмысления исторического развития социологии в России, обращая внимание на закономерности этой отрасли социального знания, обусловленные не только общемировыми тенденциями, но и исключительно специфическими для России. Помимо ряда историко-философских и социологических работ, он также был автором гимназических учебников, пользовавшихся большой популярностью: «Учебная книга новой истории» (1900) выдержала 15 изданий, «Учебная книга истории средних веков» (1900) — 9 изданий, «Учебная книга древней истории» (1901) — 8 изданий. |