Эта тема – история русского театрального быта – привлекала меня как тема актуальная, соответствующая потребностям нашего времени: в эпоху социалистической перестройки жизни и в частности всего уклада театральной жизни многочисленным театральным деятелям и особенно актерам очень важно составить себе отчетливое представление о прошлом русского театра как для того, чтобы лучше оценить возможности, открывшиеся, для них после Октябрьской пролетарской революции, так и для того, чтобы осознать и скорее изжить в себе пороки, унаследованные от прошлого. Особенно важным казалось мне уяснить "земную основу" истории нашего сценического искусства, то есть театральный быт в широком смысле слова: социальные, политические и культурные условия, в которых возникал и строился русский театр, художественные запросы общества, различные организационные формы театра в разных социальных слоях и в разные периоды времени, положительные и отрицательные влияния на рост театра тех или иных представителей государственной власти и театральной администрации, театральные финансы и театральные порядки, характер театральной публики в разное время и, наконец, социальныи состав, материальное и правовое положение главных работников театра – актеров, – уровень их культуры, средства их общего и профессионального образования, склад, их жизни в театре и за пределами театра, их нравы, отношение к ним со стороны окружающего их общества. Показать эти, стороны театральной жизни, не нашедшие достаточно полного освещения в существующих общих трудах по истории русского театра, показать их в связи с ходом истории, и притом как можно конкретнее для каждого отдельного ее момента, – такова была встававшая передо мной задача. Представлялись и некоторые возражения против этого. Наше театроведение как наука находится еще в зачаточном состоянии; на каждом шагу встречаешься в нем с проблемами не только не разрешенными, но даже еще не поставленными; очень многое, как бы уже установленное, нуждается в документальном подтверждении и дополнении, не говоря уже о новом, современном освещении. Такая именно углубленная работа над историей русского театра по частям, с использованием мало обследованных архивов, отчасти уже ведется нашими театроведами, но еще далеко не в достаточной степени. Поэтому наступило ли уже время для работы, суммирующей ранее добытое? Не целесообразнее ли заняться каким-нибудь частным научным исследованием в области истории театра? Однако эти сомнения рассеивались, когда я останавливалась на мысли о необходимости привлечь к театроведческои работе новые, молодые силы: для них, так же как для молодых театральных деятелей и актеров, нужны прежде всего труды общего хaрактера, позволяющие обнять взглядом весь процесс развития русского театра с разных его сторон и, ориентировавшись в нем, сознательнее избрать себе какой-нибудь участок для специальной разработки. И я решилась взяться за такой именно ответственный труд общего характера в области истории русского театра, наименее освещенной до сих пор и вместе с тем наиболее важнои для указанных практических целей в плане совершающегося у нас обновления жизни. Я старалась держаться в этой работе, данных, научно проверенных и установленных, насколько это возможно при неизменном движении вперед всяком живой науки, критически вникая в имеющиеся материалы, отбрасывая все легендарное и анекдотическое, оговаривая сомнительное. Иногда для согласования некоторых противоречий в источниках мне приходилось производить небольшие "доследования", иногда я высказывала собственные, догадки, возникающие из сопоставления фактов. Но затрагивать то, что до сих пор совсем еще не разработано, о чем имеются лишь отрывочные сведения, не складывающиеся ни в какое определенное представление, в данной работе было бы неуместно: я имела в виду, дать книгу не академического характера, где может быть ценна для дальнейшего каждая крупица добытого знания, каждое уловленное, хотя еще ничего, не говорящее само по себе имя, а книгу, доступную всем, кому хочется заглянуть в прошлое русского театра, интересную по, материалам прежде всего начинающим театроведам и практическим театральным работникам. Для того чтобы уложить всю историю русского театрального быта до нашего времени в необременительное для читателя число печатных листов, я была вынуждена не только уплотнять текст ее, отбрасывая многие живые подробности из собранных уже материалов, но и отказываться от всякого расширения темы, как, например, от сопоставления русского театрального быта с бытом заграничных театров. Но я не сочла возможным отказаться от общеи обрисовки того, что с первого взгляда как будто и, не относится к быту, – от обрисовки характера спектаклей в каждом данном отрезке времени. Ведь характер спектаклей, слагающийся из особенностей драматургии, манеры актерской игры, стиля оформления постановок и в значительной степени зависимым от театрального быта, в свою очередь влияет на этот быт, отражаясь как на организационной стороне театрального дела, так и на всей профессиональной жизни актеров. Но углубляться в вопросы, относящиеся по существу уже к истории сценического искусства как такового, было невозможно, и лишь беглыми намеками позволила я себе наметить тот путь, пo которому русские актеры еще в XVIII веке шли от условного, ходульного театра к более близкому русским дарованиям театру реалистическому. Выпускаемый в свет первый небольшой том моего труда, рассчитанного в общем на три тома, охватывает время от середины XVII века до начала XIX века. Это важный период "становления" русского театра и формирования его быта, на долгое время сохранившего свои основные черты. Поэтому можно сказать, что, являясь лишь частью целого, книжка эта имеет и самостоятельное значение. Приношу мою искреннюю благодарность лицам, оказавшим мне содействие в ходе моей работы над этой книжкой: С.В.Бахрушину, указавшему мне несколько пособий для детального обследования разных моментов русской истории, профессору М.А.Полиевктову в Тбилиси, который разыскивал для меня при помощи грузинских историков сведения о происхождении актера Силы Сандунова, И.Л.Андроникову, который дал мне несколько ценных библиографических указаний, и Н.А.Попову, дополнившему некоторыми сведениями подробный указатель имен, прилагаемый мной к этой книг. Любовь Яковлевна ГУРЕВИЧ (1866–1940) Литературный и театральный критик, писатель, переводчик, публицист и общественный деятель. Родилась в Петербурге, в семье известного педагога Я.Г.Гуревича. Окончила историко-филологическое отделение Высших женских (Бестужевских) курсов (1888). Дебютировала в печати в 1887 г. В 1891–1898 гг. – издатель журнала "Северный вестник". В начале 1900-х гг. активно занималась общественной деятельностью: была одной из активисток "Всероссийского союза равноправия женщин". 9 января 1905 года стала свидетелем событий "Кровавого воскресенья" в Петербурге; впоследствии написала очерк "Народное движение в Петербурге 9-го января 1905 года", который стал классическим описанием событий этого исторического дня. С 1913 г. – заведующая литературным отделом журнала "Русская мысль". После Октябрьской революции 1917 г. сотрудничала в театральных учреждениях Петрограда, а затем Москвы, куда переехала в 1920 г. Л.Я.Гуревич – автор большого числа литературных произведений и критических статей, опубликованных в газетах и журналах "Жизнь", "Русская мысль", "Освобождение", "Наша жизнь", "Слово", "Речь", "Русские ведомости", "Русская молва" и других. Она привлекла к участию в журнале "Северный вестник" выдающихся русских писателей – Л.Н.Толстого, Максима Горького, Н.С.Лескова, К.Д.Бальмонта и многих других. Критические статьи Л.Я.Гуревич были собраны в книге "Литература и эстетика" (1912). С середины 1900-х гг. она занималась преимущественно театральной критикой; дружила с К.С.Станиславским, о котором написала книгу "К.С.Станиславский" (1929). Известность получили и другие ее труды по театральной тематике: "Творчество актера: О природе художественных переживаний актера на сцене" (1927) и "История русского театрального быта" (1939). Гуревич Любовь Яковлевна Литературный и театральный критик, писатель, переводчик, публицист и общественный деятель. Родилась в Петербурге, в семье известного педагога Я. Г. Гуревича. Окончила историко-филологическое отделение Высших женских (Бестужевских) курсов (1888). Дебютировала в печати в 1887 г. В 1891–1898 гг. — издатель журнала «Северный вестник». В начале 1900-х гг. активно занималась общественной деятельностью: была одной из активисток Всероссийского союза равноправия женщин. 9 января 1905 года стала свидетелем событий «Кровавого воскресенья» в Петербурге; впоследствии написала очерк «Народное движение в Петербурге 9-го января 1905 года», который стал классическим описанием событий этого исторического дня. С 1913 г. — заведующая литературным отделом журнала «Русская мысль». После Октябрьской революции 1917 г. сотрудничала в театральных учреждениях Петрограда, а затем Москвы, куда переехала в 1920 г.
Л. Я. Гуревич — автор большого числа литературных произведений и критических статей, опубликованных в газетах и журналах «Жизнь», «Русская мысль», «Освобождение», «Наша жизнь», «Слово», «Речь», «Русские ведомости», «Русская молва» и других. Она привлекла к участию в журнале «Северный вестник» выдающихся русских писателей — Л. Н. Толстого, Максима Горького, Н. С. Лескова, К. Д. Бальмонта и многих других. Критические статьи Л. Я. Гуревич были собраны в книге «Литература и эстетика» (1912). С середины 1900-х гг. она занималась преимущественно театральной критикой; дружила с К. С. Станиславским, о котором написала книгу «К. С. Станиславский» (1929). Известность получили и другие ее труды по театральной тематике: «Творчество актера: О природе художественных переживаний актера на сцене» (1927) и «История русского театрального быта» (1939). |
2023. 720 с. Твердый переплет. 16.9 EUR
Книга «Зияющие высоты» – первый, главный, социологический роман, созданный интеллектуальной легендой нашего времени – Александром Александровичем Зиновьевым (1922-2006), единственным российским лауреатом Премии Алексиса де Токвиля, членом многочисленных международных академий, автором десятков логических... (Подробнее) URSS. 2024. 800 с. Мягкая обложка. 37.9 EUR
ВЕРСАЛЬ: ЖЕЛАННЫЙ МИР ИЛИ ПЛАН БУДУЩЕЙ ВОЙНЫ?. 224 стр. (ТВЁРДЫЙ ПЕРЕПЛЁТ) 11 ноября 1918 года в старом вагоне неподалеку от Компьеня было подписано перемирие, которое означало окончание Первой мировой войны. Через полгода, 28 июня 1919 года, был подписан Версальский договор — вердикт, возлагавший... (Подробнее) 2023. 696 с. Твердый переплет в суперобложке. 119.9 EUR
Опираясь на новейшие исследования, историк Кристофер Кларк предлагает свежий взгляд на Первую мировую войну, сосредотачивая внимание не на полях сражений и кровопролитии, а на сложных событиях и отношениях, которые привели группу благонамеренных лидеров к жестокому конфликту. Кларк прослеживает... (Подробнее) URSS. 2024. 704 с. Твердый переплет. 26.9 EUR
В новой книге профессора В.Н.Лексина подведены итоги многолетних исследований одной из фундаментальных проблем бытия — дихотомии естественной неминуемости и широчайшего присутствия смерти в пространстве жизни и инстинктивного неприятия всего связанного со смертью в обыденном сознании. Впервые... (Подробнее) URSS. 2024. 344 с. Мягкая обложка. 18.9 EUR
Мы очень часто сталкиваемся с чудом самоорганизации. Оно воспринимается как само собой разумеющееся, не требующее внимания, радости и удивления. Из случайно брошенного замечания на семинаре странным образом возникает новая задача. Размышления над ней вовлекают коллег, появляются новые идеи, надежды,... (Подробнее) URSS. 2023. 272 с. Мягкая обложка. 15.9 EUR
Настоящая книга посвящена рассмотрению базовых понятий и техник психологического консультирования. В ней детально представлены структура процесса консультирования, описаны основные его этапы, содержание деятельности психолога и приемы, которые могут быть использованы на каждом из них. В книге... (Подробнее) URSS. 2024. 576 с. Мягкая обложка. 23.9 EUR
Эта книга — самоучитель по военной стратегии. Прочитав её, вы получите представление о принципах военной стратегии и сможете применять их на практике — в стратегических компьютерных играх и реальном мире. Книга состоит из пяти частей. Первая вводит читателя в мир игр: что в играх... (Подробнее) URSS. 2024. 248 с. Мягкая обложка. 14.9 EUR
В книге изложены вопросы новой области современной медицины — «Anti-Ageing Medicine» (Медицина антистарения, или Антивозрастная медицина), которая совмещает глубокие фундаментальные исследования в биомедицине и широкие профилактические возможности практической медицины, а также современные общеоздоровительные... (Подробнее) URSS. 2024. 240 с. Твердый переплет. 23.9 EUR
Предлагаемая вниманию читателей книга, написанная крупным биологом и государственным деятелем Н.Н.Воронцовым, посвящена жизни и творчеству выдающегося ученого-математика, обогатившего советскую науку в области теории множеств, кибернетики и программирования — Алексея Андреевича Ляпунова. Книга написана... (Подробнее) 2023. 416 с. Твердый переплет. 19.9 EUR
Вам кажется, что экономика — это очень скучно? Тогда мы идем к вам! Вам даже не понадобится «стоп-слово», чтобы разобраться в заумных формулах — их в книге нет! Все проще, чем кажется. Автор подаст вам экономику под таким дерзким соусом, что вы проглотите ее не жуя! Вы получите необходимые... (Подробнее) |