URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Студничка А. Принципы прекрасного: Отличительные особенности и сущность изящной формы. Пер. с фр. Обложка Студничка А. Принципы прекрасного: Отличительные особенности и сущность изящной формы. Пер. с фр.
Id: 267000
450 р.

Принципы прекрасного:
Отличительные особенности и сущность изящной формы. Пер. с фр. Изд. стереотип.

2021. 114 с.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение)
Типографская бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

В книге чешского теоретика искусства Алоиза Студнички (1842–1927) рассматриваются различные художественные формы --- как естественные, являющиеся творениями природы, так и представляющие собой произведения человеческих рук. Автор излагает сущность художественной идеи, исследует отличительные свойства красивых форм, их происхождение и главные факторы, определяющие красоту и изящество предметов искусства (в числе этих факторов --- разнообразие,... (Подробнее)


Содержанiе
top
Часть I.
Сущность формы вообще
Отличительныя свойства природныхъ формъ
 1. Утилитарная сторона природныхъ формъ
 2. Жизнеспособность природныхъ формъ
 3. Красота природныхъ формъ
Происхожденiе красивыхъ формъ
Часть II.
Главные факторы красивыхъ формъ
 1. Расчлененiе
 2. Разнообразiе
 3. Пропорцiональность
 4. Группировка
  А)  Монументальныя группы. – В) Подвижныя группы. – С) Симметричныя группы. – D) Равновесiе, какъ основанiе группировки. – Е) Сосредоточенныя группы. – F) Правильныя группы. – G) Висячiя группы. – Н) Стройныя или тянущiяся вверхъ формы. – I) Ритмичныя группы. – К) Техническiя и живописныя группы
 5. Изящество формъ и, въ частности, красота линiй. Противоположенiе сходственныхъ между собою контуровъ
 6. Эффекты освещенiя Полученiе различныхъ световыхъ и теневыхъ эффектовъ
 7. Краска
 8. Орнаментъ
 9. Единство
  Художественное единство или стиль

Из части I. Сущность формы вообще
top

Умственную деятельность человека составляетъ мышленiе. Для того, чтобы мысли могли быть передаваемы человекомъ человеку, оне должны быть облечены въ какую-нибудь употребительную форму, характеръ которой зависитъ отъ рода идеи. Чаще всего передача эта совершается посредствомъ слова и письма, въ виде предложенiй; отсюда – определенiе: "предложенiемъ называется известная мысль, выраженная словами". Съ ранняго детства мы все упражняемся въ составленiи предложенiй, а потому и выражаемыя ими идеи намь легко понятны. Музыкальныя идеи передаются музыкальными предложенiями, въ области же пластики художники внятно выражаютъ свои идеи формою произведенiй искусства. Техники, архитекторы и инженеры прибегаютъ для той же цели къ планамъ: идеи ихъ выражаются въ техническихъ чертежахъ.

Тогда какъ словами передаются преимущественно идеи, имеющiя своимъ предметомъ деятельность разума, музыкальныя произведенiя выражаютъ собою чувства. Слово доступно только тому, кто знакомъ съ языкомъ, которому принадлежитъ это слово, между темъ какъ чувство вообще возбуждаетъ въ насъ откликъ ему безъ того, чтобы мы имели для этого спецiальную подготовку; поэтому-то пенiе и музыка находятъ себе непосредственный путь отъ одного сердца къ другому. Прекрасныя народныя песни, такъ сказать, вылились самисобою изъ народнаго чувства.

Сущность художественныхъ идей, а следовательно и произведенiй, состоитъ въ благородстве ихъ формъ, т.-е. въ томъ, что мы называемъ красотою, проявляющеюся въ удачномъ построенiи, въ прiятномъ разнообразiи, въ правильности соотношенiй, въ грацiозности группировки, въ чистоте линiй, въ гармоничности красокъ, иногда въ особыхъ украшенiяхъ и въ гармоничномъ сочетанiи всехъ исчисленныхъ элементовъ.

Каждый человекъ способенъ чувствовать красоту формъ, но не у всякаго это чувство развито въ одинаковой степени; поэтому мы видимъ иногда, что толпа восхищается крайне первобытными формами и красками, не нравящимися людямъ, наделеннымъ более чистымъ вкусомъ. Способность чувствованiя художественныхъ формъ во всехъ степеняхъ ея развитiя какъ у простолюдина, такъ и у самаго взыскательнаго дилетанта называется вкусомъ.

Въ настоящемъ труде мы ограничимся разсмотренiемъ лишь однехъ естественныхъ и художественныхъ формъ, произведенiя ли то природы, или человеческихъ рукъ.

Красота формы находится очень часто въ тесной связи съ выражаемою ею идеею. Благородныя идеи облекаются обыкновенно въ величественныя формы (храмы, гимны и проч.), идеи же серьезныя требуютъ формъ, выражающихъ достоинство (статуи, воздвигаемыя въ честь знаменитыхъ людей); идеи, относящiяся къ вседневной жизни, получаютъ ординарную форму (обыкновенныя постройки, простые семейные разсказы); даже самыя грубыя идеи, и те находятъ себе соответствующее имъ выраженiе (порнографическiе сочиненiя и рисунки).

Чемъ совершеннее выражена въ форме идея, служащая ей основанiемъ, темъ более захватываетъ насъ ея созерцанiе. Получаемое отъ него впечатленiе бываетъ иногда столь сильно, что кажется, будто разсматриваемый предметъ говоритъ съ нами.

Формы органической природы обнаруживаютъ также свою основную идею при первомъ же взгляде на нихъ. Такъ, напримеръ, по стройному сложенiю собаки-левретки мы угадываемъ ея кротость, необычайную подвижность и быстроту, столь соответствующiя ея непостоянному нраву; наружность льва – верное выраженiе его достоинства, неукротимости и энергiи.

Въ органическомъ мiре необходимо отличать форму семейства отъ формы особи. Семейная форма заключаетъ въ себе черты, свойственныя всемъ индивидамъ. Въ форме же особи, даже по исключенiи изъ нея всехъ неправильностей, происшедшихъ отъ различныхъ внешнихъ причинъ, сохраняются некоторыя частичныя отступленiя отъ общей семейной формы; эти отступленiя представляютъ собою основу формы индивидуальной.

Растенiя, прикрепленныя къ земле, не обладаютъ способностью двигаться свободно и отличаются одно отъ другого только внешнимъ видомъ, въ человеке же и въ животныхъ мы наблюдаемъ движенiя самыя разнообразныя, вызывающiя различныя измененiя въ группировке ихъ телъ. Какъ идея можетъ быть выражаема более или менее совершеннымъ образомъ, такъ и движенiе можетъ происходить съ большею или меньшею степенью естественности, изящества и грацiозности. Даже спокойное состоянiе тела кажется намъ грацiознымъ, если это состоянiе натурально и непринужденно, и если ось тела, вообще прямая, образуетъ плавныя кривыя, благодаря которымъ те его части, которыя симметричны, не группируются совершенно правильно. Когда выполнены эти условiя, тело представляется намъ гораздо более оживленнымъ, чемъ тогда, когда оно имеетъ какъ-бы окоченелое и правильное положенiе. Удовлетворяющiя этимъ условiямъ группы художники и называютъ оживленными.

Благородство человеческаго чувства оказываетъ громадное влiянiе на изящество движенiй и группировки, хотя грацiозность часто бываетъ врожденною и, въ такомъ случае, проявляется помимо всякаго влiянiя душевнаго благородства. Поэтому человекъ, хорошо сложенный, производитъ на насъ совершенно различное впечатленiе, смотря по тому, говоритъ ли онъ и находится въ движенiи, или же молчитъ и не шевелится. Общимъ правиломъ следуетъ признать, что грацiозность движенiя фигуры производитъ на насъ лучшее впечатленiе, чемъ красота, лишенная грацiи. Некоторыя животныя, какъ, напр., ласточки, отличаются не только красотой своей внешности, но и ловкостью своихъ движенiй; напротивъ того, у воробьевъ сложенiе тела хуже, а полетъ ихъ не грацiозенъ.

Тогда какъ все формы природы отличаются красотою, произведенiя человеческихъ рукъ въ отношенiи ея бываютъ очень различны. Первое место принадлежитъ удачнымъ произведенiямъ изящныхъ искусствъ, исключительная цель которыхъ – возбуждать красивыми формами чувство благороднаго наслажденiя. Противоположность этимъ произведенiямъ составляютъ различные предметы вседневнаго употребленiя, отъ которыхъ требуется прежде всего практическое удобство (наковальня, рабочiй столъ, кирка, лопата, заступъ), хотя и въ нихъ намъ нравится красивая форма. Средину между теми и другими предметами занимаютъ изделiя художественной промышленности, предназначаемыя, конечно, для практическихъ целей, но отличающiяся прiятностью формъ (изящная посуда, узорчатыя ткани, роскошная мебель и проч.).

Люди, ненаделенные чувствомъ красоты, имеютъ вообще ложное понятiе о ней. Они придаютъ значенiе то ценности употребленнаго матерiала (ювелирныя изделiя), то редкости предмета, то его новизне (мода), то старине или другимъ постороннимъ обстоятельствамъ.

Чтобы судить о действительномъ достоинстве формы известнаго предмета, необходимо оставлять совсемъ въ стороне все побочныя соображенiя, подобно тому, какъ это делается при сужденiи о геометрическихъ телахъ, при которомъ не принимаются въ разсчетъ ни матерiалъ, ни цена, ни цветъ, ни редкость.
...


Об авторе
top
Студничка Алоис
Чешский теоретик искусства. Автор нескольких работ по искусствоведению, опубликованных на чешском, немецком, французском и хорватском языках, главные из которых: «Grundlagen den schönen Form» (была переведена на русский язык), «Motivy lidov ého vyšívání», «Pravidelný ornament rostlinny», «Nauka o tvorbi ornamenata» (на хорватском языке).