Обложка Свердлик А.Г. Как эмоции влияют на абстрактное мышление и почему математика невероятно точна: Как устроена кора головного мозга, почему её возможности ограничены и как эмоции, дополняя работу коры, позволяют человеку совершать научные открытия
Id: 266928
779 руб.

Как ЭМОЦИИ влияют на АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ и ПОЧЕМУ МАТЕМАТИКА невероятно ТОЧНА:
Как устроена КОРА ГОЛОВНОГО МОЗГА, почему её возможности ограничены и КАК ЭМОЦИИ, дополняя работу КОРЫ, позволяют человеку СОВЕРШАТЬ НАУЧНЫЕ ОТКРЫТИЯ Изд. 2, испр. и доп.
Как эмоции влияют на абстрактное мышление и почему математика невероятно точна: Как устроена кора головного мозга, почему её возможности ограничены и как эмоции, дополняя работу коры, позволяют человеку совершать научные открытия

URSS. 2021. 264 с. ISBN 978-5-9710-8271-2.
  • Твердый переплет

Аннотация

Математика, в отличие от прочих дисциплин, универсальна и предельно точна. Она создает логическую структуру всех естественных наук. "Непостижимая эффективность математики", как в свое время определил этот феномен Э. Вигнер, горячо дискутируется в научной среде со времен Платона, но объяснение ему не найдено.

Автор, впервые в истории изучения этого вопроса, пытается подойти к нему с позиций нейронауки. В книге описаны ...(Подробнее)анатомо-физиологические механизмы, лежащие в основе абстрактного мышления и формальной логики. Показано, что эти механизмы неизбежно закладывают погрешности в любые модели, которые создает кора головного мозга, и делают ее в принципе неспособной к идеальным логическим построениям. Далее обсуждаются эмоциональные и телесные аспекты процесса мышления, которые не только участвуют в поиске решения проблем, но и корректируют погрешности формальных когнитивных схем, давая нам таким образом возможность постигать математические истины.

Второе издание дополнено информацией о врожденном, интуитивном восприятии числа и дискуссией о том, какое оно может иметь влияние на развитие математического мышления.

Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся работой мозга и природой абстрактного мышления. Она написана легким и доступным языком, не содержит формул и не требует специального технического или гуманитарного образования.


Содержание
ПРЕДИСЛОВИЕ8
ГЛАВА 1. НЕПОСТИЖИМАЯ ТОЧНОСТЬ МАТЕМАТИКИ13
1. От Платона до наших дней13
2. Что отличает математику от прочих дисциплин19
3. Взлет и падение формальной математической логики22
4. Так ли уж умны умные машины?25
5. Интуиция как главное орудие умственного труда33
6. «Откуда взялась математика»38
ГЛАВА 2. КАК ВПЕЧАТЛЕНИЯ ВЛИЯЮТ НА ЛОГИКУ46
1. Автономная и соматическая нервная система46
2. Эволюция и свобода воли51
3. Большие возможности малого мира: мозг и теория графов55
4. Устройство коры головного мозга61
5. Как взаимодействуют между собой различные отделы коры68
6. Нейроанатомия и математическое мышление72
7. Групповое кодирование75
8. Количественное восприятие79
9. Как физиология искажает формальную логику
Выводы86
ГЛАВА 3. РАБОЧАЯ ПАМЯТЬ НА СЛУЖБЕ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО РАЗУМА88
1. Когнитивная кора и когнитивные штампы88
2. Лирическое отступление: компьютер в роли психолога91
3. Рабочая память как фасад нашего сознания94
4. Откуда рабочая память берет информацию100
5. От чего абстрагируется наше абстрактное мышление104
6. Реквием математическому платонизму?108
Выводы115
ГЛАВА 4. ВО ВЛАСТИ ЭМОЦИЙ117
1. Triune brain117
2. Немного истории119
3. Исследование эмоций на животных121
4. Как выразить наши чувства сухим нейронаучным языком126
5. Вначале было тело130
6. Чувства — основа и залог интеллекта132
7. Прозак и философия экзистенциализма134
8. Эмоции и мотивация139
9. Гений в депрессии144
10. Интеллект, ведомый страстью147
Выводы151
ГЛАВА 5. ВНИЗ ПО ЛЕСТНИЦЕ, ВЕДУЩЕЙ ВВЕРХ153
1. Интерпретация фактов небеспристрастна153
2. Выбрать — значит узнать156
3. Какими фактами мы располагаем159
4. Механизмы феномена узнавания162
5. Частный случай общего правила: запоминание и распознавание лиц166
6. Когниция и рекогниция171
7. Память тела172
8. Синдром Капгра: чужой среди своих176
9. Тело, эмоции и расстройства узнавания181
10. Нейрофизиология гармонии и диссонанса185
Выводы186
ГЛАВА 6. ТЕЛО КАК ОРГАН НЕАЛГОРИТМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ188
1. Не умом, а сердцем189
2. О пользе азартных игр: Iowa Gambling Test192
3. Схемы в мозгу198
4. Физические тела и их абстракции203
5. Уроки нейронной картографии206
6. Мозг, упорно отрицающий сам себя208
7. Круговращения внутри нас211
8. Еще несколько слов об искусственном интеллекте215
Выводы217
ГЛАВА 7. КАК МАТЕМАТИКЕ УДАЕТСЯ ОБМАНУТЬ ФИЗИОЛОГИЮ220
1. Повторение пройденного: внешность обманчива220
2. Просто объекты и математические объекты226
3. Зеркальные нейроны и что они отражают230
4. Воображаемый численный ряд233
5. Где и сколько237
6. В движении жизнь, в движении!240
7. Главная А-модальность245
ПОСЛЕСЛОВИЕ251
ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ255
ЛИТЕРАТУРА 257

Об авторе
Свердлик Анна Геннадиевна
Выпускница Московской медицинской академии (ММА) им. И. М. Сеченова (ныне — Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова). Врач-психиатр, работает в крупнейшей израильской больнице «Шиба» (Тель-ха-Шомер). Специалист в области черепно-мозговой травмы и нейрокогнитивной патологии. Преподаватель клинической психиатрии медицинского факультета Тель-Авивского университета. Являлась главным исследователем в нескольких международных проектах по изучению деменции. Автор ряда печатных работ в области нейропсихиатрии и нейропсихологии. Член Международного нейропсихоаналитического общества.