URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Ланге Ф.А. История материализма и критика его значения в настоящее время: История материализма до Канта. Пер. с нем. Обложка Ланге Ф.А. История материализма и критика его значения в настоящее время: История материализма до Канта. Пер. с нем.
Id: 266800
1061 р.

История материализма и критика его значения в настоящее время:
История материализма до Канта. Пер. с нем. Т.1. Изд. стереотип.

Friedrich Albert Lange. Geschichte des Materialismus und Kritik seiner Bedeutung in der Gegenwart
URSS. 2021. 342 с. ISBN 978-5-397-07619-7.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение)
Типографская бумага
  • Твердый переплет

Аннотация

Вниманию читателей предлагается историко-философский труд известного немецкого философа Ф.А.Ланге (1828–1875), который стал основной работой его жизни. Автор с критических позиций рассматривает некоторые основные вопросы познания и бытия в рамках исторического пересмотра важнейших философских и культурных течений, начиная с древнегреческой философии и заканчивая современным ему материализмом.

Настоящее издание представляет собой... (Подробнее)


Оглавление
top
Краткiя бiографическiя сведенiя объ авторе
Предисловiе ко второму изданiю
ОТДЕЛЪ ПЕРВЫ Й. МАТЕРИАЛИЗМЪ ВЪ ДРЕВНОСТИ
 I. Перiодъ древней атомистики, въ особенности Демокритъ. Матерiализмъ принадлежитъ къ древнейшимъ попыткамъ философскаго мiровоззренiя. Борьба между философiей и религiей въ древней Грецiи. – Возникновенiе философiи. Влiянiе математики и естествознанiя. – Сношенiя съ востокомъ. – Преобладанiе дедукцiи. – Строгое проведенiе матерiализма въ атомистике. – Демокритъ; его жизнь и его личность. – Его ученiе: вечность матерiи; необходимость ; атомы и пустое пространство ; образованiе мiра; свойства вещей и атомовъ. – Душа. – Этика. – Эмпедоклъ и происхожденiе целесообразнаго.
 II. Сенсуализмъ софистовъ и этическiй матерiалиэмъ Аристиппа. Сенсуализмъ и матерiализмъ. – Софисты, въ особенности Протагоръ. – Аристиппъ. – Отношенiе между теоретическимъ и практическимъ матерiализмомъ. – Разложенiе эллинской культуры подъ влiянiемъ матерiализма и сенсуализма.
 III. Реакцiя противъ матерiализма и сенсуализма. Сократъ, Платонъ, Аристотель. Несомненный регрессъ и сомнительный прогрессъ афинской школы сравнительно съ матерiализмомъ. – Шагъ отъ частнаго ко всеобщему и его приготовленiе софистами. – О причинахъ, по которымъ развитiе идетъ путемъ противоположностей. связь прогресса съ реакцiонными элементами. – Положенiе Афинъ. – Сократъ какъ религiозный реформаторъ. – Содержанiе и направленiе его философiи. – Платонъ; его умственный складъ и ходъ образованiя. – Его понятiе объ общемъ. – Идеи и мифы служатъ идеализму . – Аристотелъ; онъ вовсе не эмпирикъ, а систематикъ. – Его телеологiя . – Его ученiе о субстанцiи , слово и сущность. – Методъ. – Критика аристотелевской философiи.
 IV.Матерiализмъ въ Грецiи и Риме после Аристотеля. Эпикуръ. Смена силы и упадка греческаго матерiализма. – Характеръ после-аристотелевскаго матерiализма: преобладанiе этической цели. – Матерiализмъ стоиковъ. – Эпикуръ; его жизнь и его личность. – Почитанiе имъ боговъ. – Освобожденiе отъ суеверiя и страха смерти. – Ученiе объ удовольствiи. – Физика. – Логика и теорiя познанiя. – Эпикуръ какъ писатель. – Переходъ отъ владычества философiи къ преобладанiю положительныхъ наукъ. Александрiя. – Участiе матерiализма въ плодахъ греческаго изследованiя.
 V. Дидактическая поэма Тита Лукрецiя о природе. Римъ и матерiализмъ. – Лукрецiй; его характеръ и его тенденцiи. – Религiя какъ источникъ зла; ничто не можетъ произойти изъ ничего и ничто не можетъ быть уничтожено; пустое пространство и атомы; похвала Эмпедоклу; безконечность мiра; понятiе о тяжести; целесообразность есть лишь частный случай изъ всехъ возможныхъ комбинацiй. – Атомы и ихъ движенiе. – Происхожденiе ощущенiя;-безконечное число возникающихъ и разрушающихся мiровъ. – Душа; неосновательность боязни смерти. – Спецiальная антропологiя. – Космогонiя; методъ возможности въ объясненiи природы; развитiе человеческаго рода; происхожденiе языка, искусствъ, государствъ, религiи. – Метеорологическiя явленiя, болезни, Авернскiя места; объясненiе действiя магнита.
ОТДЕЛЪ ВТОРО Й. ПЕРЕХОДНОЕ ВРЕМЯ
 I. Монотеистическiя религiи въ ихъ отношенiи къ матерiализму. Паденiе древней культуры. – Влiянiе рабства , смешенiе религiй, полуобразованiе. – Неверiе и суеверiе; матерiализмъ жизни; размноженiе пороковъ и религiй. – Христiанство. – Общая черта монотеистическихъ религiй. – Моисеево ученiе о творенiи. – Чисто духовное пониманiе Бога . – Сильная враждебность христiанства къ матерiализму. – Более благопрiятное для матерiализма отношенiе магометанства. – Аверроизмъ; заслуги арабовъ въ естественныхъ наукахъ; свободомыслiе и терпимость. – Влiянiе монотеизма на эстетическое разсматриванiе природы.
 II. Схоластика и господство аристотелевскаго пониманiя о веществе и форме. Аристотелевское смешиванiе слова съ вещью какъ основанiе схоластической философiи. – Платоновское пониманiе понятiй о роде и виде. – Основныя понятiя аристотелевской метафизики. – Критика аристотелевскаго понятiя о возможномъ. – Критика понятiя о субстанцiи. – Матерiя. – Преобразованiе этого понятiя въ новое время. – Влiянiе аристотелевскихъ понятiй на ученiе о душе. – Вопросъ объ универсалiяхъ; номиналисты и реалисты. – Влiянiе аверроизма и византiйской логики. – Номинализмъ какъ предшественникъ эмпиризма.
 III. Возвращенiе матерiалистическихъ воззренiй съ возрожденiемъ наукъ. Схоластика какъ объединяющая связь европейской культуры . – Движенiе возрожденiя закончилось реформою философiи. – Ученiе о двоякой истине. – Аверроизмъ въ Падуе. – Петръ Помпонацiй. – Николай Аутрикурiйскiй. – Лаврентiй Валла. – Меланхтонъ и разные психологи века реформацiи. – Коперникъ. – -Джордано Бруно. – Бэконъ. – Декартъ. – Душа по Бэкону и Декарту. – Влiянiе психологiи животныхъ . – Система Декарта и его действительные взгляды.
ОТДЕЛЪ ТРЕТI Й. МАТЕРIАЛИЗМЪ СЕМНАДЦАТАГО СТОЛЕТIЯ
 I. Гассенди. Гассенди какъ возобновитель эпикуреизма. – Выборъ этой системы определялся потребностями времени и особенно точкою зренiя естествознанiя. – Сделка съ теологiей. – Юность Гассенди; Ехеrcitationes paradoxicae. – Его характеръ. – Полемика съ Декартомъ. – Ученiе Гассенди. – Его смерть; его значенiе въ реформе физики и натурфилософiи.
 II. Гоббсъ. Ходъ образованiя Гоббса. – Его работы и впечатленiя во время пребыванiя во Францiи. – Определенiе философiи. – Методъ: приближенiе къ Декарту, а не къ Бэкону; признанiе новыхъ великихъ открытiй. – Нападки на теологiю. – Политическая система Гоббса. – Определенiе религiи. – Чудеса. – Основныя физическiя понятiя. – Относительность понятiй. – Ученiе объ ощущенiи. – Мiровое целое и телесность Бога.
 III. Влiянiе матерiализма въ Англiи. Связъ между матерiализмомъ ХVII и XVIII столетiй. – Состоянiе Англiи благопрiятствовало распространенiю матерiализма. – Соединенiе естественно-научнаго матерiализма съ религiозною верою; Бойль и Ньютонъ. – Личность Бойля и его характеръ . – Его пристрастiе къ эксперименту. – Приверженность къ механическому мiровоззренiю. – Характеръ Ньютона и обстоятельства его жизни. – Суждение о сущности Ньютоновскаго открытiя: онъ разделяетъ всеобщее предположонiе о физической причине тяжести – онъ решительно заявляетъ себя противъ господствующаго теперь пониманiя его ученiя; онъ отделяетъ математическую – сторону дела отъ физической; изъ трiумфа чисто математическаго изследованiя выросла новая физика. – Влiянiе политическаго характера времени на следствiя системы. – Д. Локкъ; его жизнь и ходъ образованiя. – Его сочиненiе "О человеческомъ познанiи"; другiя сочиненiя. – Д. Толандъ его идея о философскомъ культе; его сочиненiе: "Движенiе какъ существенное свойство матерiи".
ОТДЕЛЪ ЧЕТВЕ РТЫЙ. МАТЕРIАЛИЗМЪ ВОСЕМНАДЦАТАГО СТОЛЕТIЯ
 I. Влiянiе англiйскаго матерiализма на Францiю и Германiю. Англiя классическая страна матерiализма и смешенiя религiозной веры съ матерiализмомъ. – Англiйскiе матерiалисты XVIII века: Гэртли – Пристлей. – Скептицизмъ во Францiи : Ла-Моттъ – Пьерръ Бэль. – Начало духовнаго общенiя между Англiей и Францiей – Вольтеръ – его заслуги относительно Ньютоновскаго мiровоззренiя. – Положенiе относительно матерiализма. – Шэфтсбери. – Дидро – ого отношенiе къ матерiализму. – Робинэ. – Умственное состоянiе Германiи. – Влiянiе Декарта и Спинозы . – Влiянiе англичанъ. – "Переписка о сущности души". – Различные следы матерiализма.
 II. Де-Ла-Меттри. Хронологическiй порядокъ. – Бiографическiя сведенiя. – "Естественная исторiя души". – Гипотеза Арнобiя и статуя Кондильяка. – "Человекъ-машина". – Характеръ Ла-Меттри. – Его теорiя морали. – Его смерть.
 III. Система природы. Руководители литературнаго движенiя во Францiи и ихъ отношенiе къ матерiализму. – Кабанисъ и матерiалистическая физiологiя. – "Система природы"; общая характеристика ея – , авторъ ея Гольбахъ. – Другiя сочиненiя Гольбаха. – Его этика. – Содержанiе "Системы природы": антропологическая часть и общiя основанiя мiровоззренiя. – Необходимостъ въ моральномъ мiре. – "Порядка и безпорядка нетъ въ природе" , полемика Вольтера противъ этого положенiя. – Последствiя матерiализма по ассоцiацiи идей. – Следствiя по отношенiю къ воззренiямъ на искусство . – Взглядъ Дидро на прекрасное. – Право этическихъ и эстетическихъ идей . – Гольбахъ отрицаетъ нематерiальность души , его замечанiе о Берклее . – Попытка физiологическаго обоснованiя нравственнаго ученiя. – Политическiя места. – Вторая часть сочиненiя; опроверженiе понятiя о Боге. – Религiя и мораль. – Возможность атеизма. – Заключенiе сочиненiя.
 IV. Реакцiя противъ матерiализма въ Германiи. Философiя Лейбница какъ попытка победить матерiализмъ. – Популярное действiе и истинный смыслъ философскихъ положенiй: ученiе о нематерiальности души – оптимизмъ и его отношенiе къ механике; ученiе о врожденныхъ представленiяхъ . – Философiя Вольфа и ученiе о простоте души. – Психологiя животныхъ . – Сочиненiя противъ матерiализма. – Недостаточность школьной философiи сравнительно съ матерiализмомъ. – Матерiализмъ былъ вытесненъ идеальными стремленiями ХVIII века. – Реформа школъ въ начале этого века. – Поиски идеала. – Влiянiе спинозизма. – Слинозизмъ Гете и его сужденiе о "Системе природы". – Отвращенiе ко всякой философiи
Алфавитный указатель

Предисловие ко второму изданию
top

Измененная форма, въ какой является Исторiя матерiализма въ этомъ второмъ изданiи, есть отчасти необходимое следствiе плана книги, а отчасти результатъ того прiема, какой она встретила.

Какъ я мимоходомъ заметилъ въ первомъ изданiи, я разсчитывалъ на непосредственное немедленное действiе книги и этимъ хотелъ утешать себя, если бы по прошествiи пяти летъ она была совсемъ забыта. Но вместо того, несмотря на целый рядъ очень благожелательныхъ критикъ, потребовалось почти пять летъ для того, чтобы книга стала только известною, и никогда ее такъ не спрашивали, какъ въ то время, когда она была распродана, и когда она, по моему сознанiю, во многихъ частяхъ уже устарела. Последнее можно сказать именно о второй части сочиненiя, которая подверглась переработке по крайней мере такой же, какъ и настоящая первая часть. Книги, личности и спецiальные вопросы, около которыхъ вращается борьба мненiй, отчасти уже явились другiе. Быстрый прогрессъ естественныхъ наукъ потребовалъ полнаго обновленiя матерiала некоторыхъ отделовъ, хотя ходъ мыслей и результаты могли въ существенномъ оставаться безъ измененiя.

Первое изданiе хотя и было плодомъ многолетнихъ занятiй, но по форме представляло почти экспромтъ. Многiе недостатки подобнаго изложенiя теперь устранены; но за то могли исчезнуть и некоторыя преимущества первой работы. Въ виду высшей мерки, которую читатели, вопреки моему первоначальному намеренiю, прилагали къ книге, я хотелъ, съ одной стороны, сколько возможно удовлетворить этой мерке, но, съ другой стороны, не могъ совершенно уничтожить первоначальный характеръ сочиненiя. Поэтому я далекъ отъ того, чтобы признать за первымъ томомъ въ его новой форме характеръ нормальной исторической монографiи. Я не могъ, да и не хотелъ устранять преобладанiя дидактической и разъясняющей тенденцiи, которая съ самаго начала ведетъ къ окончательному результату второго тома и подготовляетъ его, такъ что этому стремленiю принесена въ жертву спокойная равномерность чисто объективнаго изложенiя. Однако же я, везде ссылаясь на источники и давая обильныя указанiя въ примечанiяхъ, надеялся заменить до значительной степени недостатокъ настоящей монографiи, не жертвуя существенною целью книги. По моимъ понятiямъ, эта цель есть по прежнему уясненiе принциповъ, и я не буду особенно защищаться, если кто нибудь найдетъ заглавiе книги не совсемъ точнымъ. Но, чтобы удовлетворить и техъ читателей, для которыхъ историческое изложенiе, какъ бы оно ни было недостаточно, составляетъ главное дело, я приложилъ къ первому тому особый указатель, такъ чтобы оба тома могли употреблять отдельно. Для меня они и теперь, какъ прежде, составляютъ нераздельное целое; но мое право прекращается тамъ, где я кладу перо, и я буду доволенъ, если все читатели, даже те, которые для своихъ целей будутъ пользоваться только отдельными частями целаго, обратятъ снисходительное вниманiе на трудности моей задачи.

А.Ланге.
Марбургъ, iюнь 1873 г.

Об авторе
top
photoЛанге Фридрих Альберт
Известный немецкий философ и экономист, представитель марбургской школы неокантианства. Родился в Вальде, близ Золингена, в семье богослова И. П. Ланге. С 1855 г. приват-доцент Боннского университета. Позже был учителем гимназии в Дуйсбурге, затем журналистом; вместе с А. Бебелем вступил в комитет Конгресса немецких рабочих союзов. Профессор философии Цюрихского (с 1870 г.) и Марбургского (с 1872 г.) университетов. Принимал заметное участие в выработке радикально-демократической конституции Цюриха, согласно которой впервые был введен референдум.

В истории европейской философской мысли Ф. А. Ланге занимает видное место как автор книги «История материализма и критика его значения в настоящее время» (1-е изд. — 1866; 5-е изд. — 1895; русский перевод — 1881–1883). Он выступил с этим трудом в критическую эпоху для философии вообще и современной ему философии в частности. Абсолютные метафизические системы потеряли доверие, но и появившемуся на смену им материализму не удалось подчинить себе все философские направления. С разных сторон раздавались голоса, призывавшие возвратиться к Канту, и самым влиятельным из них был голос Ф. А. Ланге, который обосновывал критическую точку зрения на некоторые основные вопросы познания и бытия в рамках исторического пересмотра важнейших философских и культурных течений, начиная с древнегреческой философии и заканчивая современным ему материализмом. Кроме того, Ф. А. Ланге был автором книг и статей по логике, психологии, педагогике, экономике.