Обложка Захаров В.Д. Архетипы литературы. Тайна воздействия классики на читателя: Архетипы Вильяма Шекспира
Id: 266739
346 руб.

Архетипы литературы.
Тайна воздействия классики на читателя: Архетипы Вильяма Шекспира Кн.1. Изд. стереотип.

Аннотация

Монография посвящена выявлению в литературных произведениях архетипов — открытых К. Юнгом всеобщих вечных праобразов, не принадлежащих природной действительности и выражающих инобытие — онтологию, недоступную рациональному осмыслению. В нашем сознании архетипы предстают как символы, указывающие на существование скрытой за ними трансцендентной идеальной формы. Литература архетипа противопоставляется так называемой «реалистической» литературе,...(Подробнее) изображающей лишь мир видимых, преходящих образов. Напротив, художник, говорящий архетипами, подымает изображаемое в сферу вечного. Тем самым литературный архетип вскрывает многие иллюзии, которым подвержена литература «реализма», прежде всего иллюзию интерпретации истории и иллюзию понимания человека.

Издание состоит из двух книг. В настоящей первой книге рассмотрены архетипы Шекспира. Вторая книга, посвященная архетипам А. Пушкина, М. Лермонтова и Л. Толстого, выходит одновременно с первой в нашем издательстве.

Книга рекомендуется литературоведам, философам и психологам, студентам гуманитарных специальностей, а также широкому кругу заинтересованных читателей.


Содержание
Необходимое предисловие 7
Введение. Литература и Гегель 15
Отражала ли когда-нибудь литература действительность? 15
Что же хотел сказать Чернышевский? 15
Натурализим, или эстетика без мистики 16
Что такое действительность? (Кант, Гегель и наш опыт) 17
Действительность гре?з (сны Веры Павловны) 18
Литература не хочет быть разумной 19
О че?м эта книга 21
Книга I. Архетипы Вильяма Шекспира 25
Глава 1. Загадка «Гамлета» 27
Существует ли «теория искусства»? 27
«Зеркало перед природой». Существует ли оно? 27
Что такое Гамлет: мистик или рационалист? 28
Гамлет А. Лосева 30
Где же собственно Гамлет Шекспира? 31
Глава 2. Шекспир и его критики 35
Драмы Шекспира — вызов драматургии 35
Фальстаф — и несть ему конца 40
Глава 3. Доступен ли Шекспир человеческому разуму? 42
Тайна «Гамлета» 42
Версия Льва Шестова 44
Гамлет и Брут 45
Гамлет — расколотая личность? 46
Гамлетов ад 48
Глава 4. Как мыслит Гамлет? 50
Гамлет и Артур Шопенгауэр 50
Версия Анатоля Франса 51
«Гамлет» — не трагедия пессимизма 52
Трагедия Гамлета — не трагедия ума 54
Плач о Гамлете 56
Глава 5. Гамлет и его «умный зритель» 58
Монолог «быть или не быть» — вызов здравому смыслу 58
Куда ведут врата смерти? 61
Глава6. Принц Гамлет и Категорический Императив 64
Трагедия совести 64
Кто нравственнее: Гамлет или Калибан? 66
Джонатан Свифт — образ и подобие принца датского 68
Глава 7. Обманы Шекспира 73
Версия Л. Выготского: драматургия обмана 73
«Гамлет» глазами «умного зрителя» 77
Глава 8. Назначение трагедии. Катарсис 79
Искусство и жизнь: в че?м цель искусства? 79
Зачем существует трагедия как жанр? 82
Трагический катарсис или хэппи-энд: что лучше? 84
Глава 9. Шекспир и нравственность 87
Искусство и нравственность. Что выше? 87
Способствует ли трагедия очищению нравов? 88
Глава 10. Борьба с нравственным императивом 94
Великая философия и великая литература: конфронтация 94
И. Кант: разумная нравственность как разумная вера 96
Какова мораль «Короля Лира»? 99
Бунт против морали 101
Где катарсис «Короля Лира»? 106
На что посягнул Шекспир 108
Глава 11. Катарсис в древнегреческой трагедии. Взгляд Аристотеля 111
«Катарсис» Выготского — не «катарсис» греков 111
Космическая эстетика 114
Трагическое в идеальном Космосе 116
Почему трудно понимать Аристотеля 117
Когда возникает трагедия 118
Трагедия души как трагедия Космоса 119
Катарсис для трагического героя. Как возможно очищение бытия? 120
Катарсис для зрителя. Как возможно очищение аффектов? 121
Свобода воли взрывает Космос 122
Кому полезен Аристотель? 125
Воображаемый диалог Аристотеля с Орестом 127
Объясняет ли аристотелева ноология трагедию? 128
Глава 12. Исторические истоки трагедии 130
Мифологическая эстетика 130
Логика мифа? 132
Истина мифа 135
Где искать начало истории? 138
Историософия: спор двух традиций 140
А что это такое — «детство человечества»? 142
В омуте време?н: было ли первоначальное человечество бескультурным? 144
Нуминозный смысл истории 146
«Как стала возможна Греция?» 148
Сновидчество и опьяне?нность (аполлонизм и дионисизм) 150
Дионис мистерий и Дионис оргий 152
«Тирсоносцев много…» 155
Что такое философия мифологии? 157
Дионис олимпийский и Дионис хтонический 158
Греческая теогония и библейский этногенез 160
Содержание второй книги 163
Заключение 166

Об авторе
Захаров Валерий Дмитриевич
Кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник отделения физики и астрономии Всероссийского института научной и технической информации РАН. В 1962 г. окончил физический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова по кафедре астрофизики. Работал в ряде научно-исследовательских институтов физического профиля. С 1983 по 2009 гг. — доцент кафедры теоретической механики Московского государственного университета печати. Автор более 100 опубликованных работ, в том числе книг «Гравитационные волны в теории тяготения Эйнштейна» (дважды издавалась также на английском языке), «Тяготение. От Аристотеля до Эйнштейна», «Введение в метафизику природы» и др. С 1980-х гг. основным научным интересом В. Д. Захарова становится философское истолкование современной теоретической физики и космологии; этой теме посвящены книги «Физика как философия природы» (М.: URSS) и «От философии физики к идее Бога» (М.: URSS).