URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Андрейчиков А.В., Андрейчикова О.Н. Наука и искусство принятия решений. Книга 2: Принятие решений в условиях неопределенности: от метода анализа иерархий до нечетких моделей Обложка Андрейчиков А.В., Андрейчикова О.Н. Наука и искусство принятия решений. Книга 2: Принятие решений в условиях неопределенности: от метода анализа иерархий до нечетких моделей
Id: 266673
2138 р.

Наука и искусство принятия решений.
Книга 2: Принятие решений в условиях неопределенности: от метода анализа иерархий до нечетких моделей. Кн.2

URSS. 2021. 800 с. ISBN 978-5-9710-8219-4.
Белая офсетная бумага
  • Твердый переплет
Белая офсетная бумага.

Аннотация

Предлагаемое издание представляет собой уникальную коллекцию методов принятия решений.

Первая книга посвящена описанию основных проблем принятия решений, классификации соответствующих задач (задач оптимизации, линейного программирования, многоэтапного оптимального выбора и т. п.) и принятию решений в условиях определенности и условиях риска.

Во второй книге рассматриваются метод анализа иерархий, в том числе семейство методов анализа... (Подробнее)


Содержание
top
Содержание3
Введение10
Литература к введению19
Глава 1. Многокритериальный выбор в условиях неопределенности20
1.1. Проблема несравнимости альтернатив. Множество Парето20
1.2. Методы упорядочения многокритериальных альтернатив23
1.3. Проблема определения важности альтернатив27
1.4. Вербальный анализ решений31
Литература к главе 134
Глава 2. Метод анализа иерархий35
2.1. Иерархическое представление проблемы, шкала отношений и матрицы парных сравнений36
2.2. Собственные векторы и собственные значения матриц. Оценка однородности суждений47
2.3. Синтез приоритетов на иерархии и оценка ее однородности49
2.4. Учет мнений нескольких экспертов52
2.5. Методы сравнения объектов: относительно стандартов и копированием54
2.5.1. Сравнение объектов относительно стандартов54
2.5.2. Сравнение объектов методом копирования59
2.6. Многокритериальный выбор на иерархиях с различным числом и составом альтернатив под критериями61
2.7. Определение приоритетов сложного решения69
2.7.1. Мультипликативный и аддитивный принципы формирования отношения Выгоды—Возможности—Издержки—Риски73
2.7.2. Примеры решения задач методом анализа иерархий76
2.7.2.1. Пример выбора предпочтительного сегмента рынка для коммерческой реализации виброзащитных подвесок транспортных средств76
2.7.2.2. Методика оценки технических объектов и их позиционирования на рынке по критериям качества и цены89
2.7.2.3. Выявление приоритетности (полезности) товара с позиции различных типов потребителей98
2.7.2.4. Определение параметров для позиционирования нового товара, не имеющего существенных отличий от товаров конкурентов по цене и интегральному критерию качества102
2.7.2.5. Анализ конкурентоспособности предприятия104
2.7.2.6. Многокритериальный анализ и выбор компании с наибольшим интеллектуальным капиталом111
2.7.2.7. Прогнозирование наиболее вероятного спроса на потребительские товары118
2.7.2.8. Принятие стратегических решений по выбору товарных знаков и оценке привлекательности брендов127
2.7.2.9. Выбор каналов сбыта инновационной продукции131
2.7.2.10. Выбор поставщика материала для изготовления инновационной продукции135
2.7.2.11. Исследование проблемы о покупке франшизы137
2.7.2.12. Выбор способа коммерциализации инновационной разработки145
2.7.2.13. Стратегический выбор способов финансирования инновационных проектов по критерию «выгоды — возможности — издержки — риски»149
2.7.2.14. Распределение ресурсов по нескольким проектам методом комбинаторной оптимизации155
2.7.2.15. Распределение неоднородного ресурса между проектами159
2.7.2.16. Морфологический подход к распределению ресурсов164
2.7.2.17. Многокритериальное принятие решений в задачах концептуального проектирования вузовских инновационных систем170
2.7.2.17.1. Многокритериальный выбор наилучшей формы интегрирования вузовских инновационных систем171
2.7.2.17.2. Формирование интегрированной инновационной инфраструктуры технопарка на стадии зарождения179
2.7.2.18. Стратегический анализ и реинжиниринг делового портфеля интегрированной диверсифицированной инновационной компании188
2.7.2.19. Оценка вузов по критерию «Качество предоставляемых образовательных услуг»207
2.7.2.20. Оценка конкурентоспособности вузов212
2.7.2.21. Выбор типа рекламы инновационных образовательных услуг217
2.7.2.22. Модели комплексной оценки деятельности предприятия на основе методов анализа иерархий и аналитических сетей223
2.7.2.23. Построение моделей многокритериального анализа бизнес-процессов при реинжиниринге образовательных услуг231
2.7.2.24. Выбор сферы бизнеса для осуществления предпринимательской деятельности245
2.7.2.25. Прогнозирование наиболее вероятной цены инновационных решений, исходя из их ощущаемой ценности249
2.7.2.26. Определение конкурентоспособности компаний, реализующих компьютерную технику254
2.7.2.27. Выбор целевых сегментов на компьютерном рынке262
2.7.2.28. Распределение неосязаемых ресурсов: метод анализа иерархий и линейное программирование269
2.7.2.28.1. Распределение неосязаемых ресурсов при принятии решения о целесообразности слияний компаний273
2.7.2.28.2. Планирование разработки программного обеспечения288
2.7.2.29. Стратегический анализ проблемы развития транспортной системы307
2.7.2.30. Обоснование решения о вступлении России во Всемирную торговую организацию методом анализа иерархий330
2.7.2.31. Формирование стратегических требований к объекту инновационного проектирования с применением методов структурирования функции качества и анализа иерархий343
2.7.2.32. Многокритериальный анализ решения о патентовании нового способа производства лекарственного препарата на основе метода анализа иерархий348
2.7.2.33. Оценка вероятного спроса на потребительские товары (на примере легковых автомобилей класса «В»)358
Литература к главе 2373
Глава 3. Динамические задачи принятия решений374
3.1. Метод анализа иерархий с динамическими суждениями374
3.2. Примеры задач принятия решений с предпочтениями, изменяющимися во времени375
3.2.1. Прогнозирования наилучшего обеспечения банковского кредита375
3.2.2. Разработка стратегии повышения конкурентоспособности компьютерных компаний381
3.2.3. Прогнозирование конкурентоспособности новых моделей трактора с учетом производственных мощностей предприятия386
3.2.4. Прогнозирование относительного спроса на сортамент труб392
3.3. Проблемы накопления экспертной информации для выявления тенденций и знаний397
3.4. Метод аналитических сетей405
3.4.1. Теоретические основы метода аналитических сетей405
3.4.2. Методика и примеры решения прикладных задач на ЭВМ методом аналитических сетей424
3.4.2.1. Выбор перспективной технологии защиты автомобиля от вибрации в условиях взаимного влияния технико-экономических факторов окружения424
3.4.2.2. Оценка риска экономического кризиса предприятия433
3.4.2.3. Оценка риска по видам выпускаемой продукции452
3.4.2.4. Разработка маркетинговой стратегии вывода на рынок нового продукта462
3.4.2.5. Прогнозирование инновационной кампанией стратегических намерений России по проблеме вступления во Всемирную торговую организацию468
3.4.2.6. Применение метода аналитических сетей для прогнозирования здоровья основных систем человеческого организма480
3.4.2.7. Что делать с авторским правом в Интернет? Поиск решения методом аналитических сетей496
3.5. Прогнозирование и планирование решений на основе сценарного подхода512
3.5.1. Интеллектуальная система для синтеза сценариев512
3.5.2. Компьютерная поддержка процессов стратегического планирования533
3.5.2.1. Пример аналитического планирования мероприятий, направленных на улучшение качества железнодорожных перевозок553
3.5.2.2. Прогнозирование профессиональной занятости населения крупных городов563
3.5.2.3. Планирование предприятием производственной деятельности в условиях конкуренции570
3.5.2.4. Многокритериальный выбор программы проведения научно-исследовательской работы по критерию «стоимость—эффективность»579
3.5.2.5. Пример планирования в прямом направлении будущего высшего образования в России584
Литература к главе 3596
Глава 4. Семейство методов ELECTRE598
4.1. Теоретические основы методов семейства ELECTRE598
4.2. Пример оценки конкурентоспособности инновационных организаций методом ELECTRE I606
Литература к главе 4612
Глава 5. Принятие решений на основе нечетких моделей613
5.1. Элементы теории нечетких множеств614
5.2. Нечеткие операции, отношения и свойства отношений615
5.3. Многокритериальный выбор альтернатив на основе пересечения нечетких множеств618
5.4. Многокритериальный выбор альтернатив на основе нечеткого отношения предпочтения619
5.5. Многокритериальный выбор альтернатив с использованием правила нечеткого вывода621
5.6. Многокритериальный выбор альтернатив на основе аддитивной свертки623
5.7. Ранжирование альтернатив на множестве лингвистических векторных оценок625
5.8. Сравнительный анализ различных методов принятия решений627
5.9. Описание программной системы «Нечеткий выбор»638
5.10. Методика решения прикладных задач с использованием системы «Нечеткий выбор»642
5.10.1. Многокритериальный выбор методом максиминной свертки в сфере банковского кредитования642
5.10.2. Выбор лучшего банка для размещения денежных средств физическим лицом646
5.10.3. Выбор конкурентоспособного товара методом нечеткого отношения предпочтения649
5.10.4. Метод нечеткого логического вывода в задаче выбора фирмой кандидата на замещение вакантной должности бухгалтера653
5.10.5. Выбор фирмой стратегии расширения доли рынка методом аддитивной свертки664
5.10.6. Выбор предприятия для кредитования методом лингвистических векторных оценок667
5.10.7. Оценка качества технологий669
5.10.8. Нечеткая модель комплексной оценки предприятия675
5.10.9. Выбор привода генератора дизельного двигателя699
5.10.10. Выбор варианта инвестирования средств в новое производство703
Литература к главе 5713
Глава 6. Поддержка процессов принятия решений с использованием проблемно-ориентированных знаний714

Рисунок 3.41, с. 476
top

PDF


Об авторах
top
photoАндрейчиков Александр Валентинович
Доктор технических наук, профессор. Профессор кафедры менеджмента качества Российского университета транспорта (МИИТ).

Сфера интересов: развитие приоритетного научного направления в области разработки компьютерных средств и методик концептуального проектирования сложных систем на основе комплексного использования эвристических методов проектирования, многокритериальных методов теории принятия решений, комбинаторно-морфологических и статистических математических методов, методов искусственного интеллекта.

Автор более 450 научных и учебных работ и 60 изобретений.

photoАндрейчикова Ольга Николаевна
Доктор технических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Центрального экономико-математического института РАН.

Сфера интересов: многокритериальное принятие решений, поисковое конструирование, искусственный интеллект.