Оглавление | 3
|
Предисловие | 6
|
Пролегомены. Спиритуалистическая метафизика субъекта и объекта | 7
|
1. Вступление | 7
|
2. Дальние подступы | 9
|
3. Начало пути | 16
|
4. Метафизическая проекция свободы и несвободы | 28
|
5. Спиритуалистическая доктрина. Дух и Человек | 40
|
6. Дух и энергия | 49
|
7. Метафизический концепт субъект-объектного ансамбля | 50
|
8. Метафизическая проекция души | 67
|
9. Метафизическая проекция сознания | 87
|
10. Метафизическая проекция внешнего мира | 93
|
11. Метафизическая проекция духовного начала как мироустроителя | 113
|
12. Метафизическая проекция другости | 136
|
13. Человек и мир в свете обратимости субъект-объектной пары | 150
|
14. Об использовании математики как аналога при изучении неживой природы | 152
|
15. Развитие и упрощение как виды изменчивости «сложных» систем (агрегатов) | 154
|
16. Об иллюзии эфемерности человека | 157
|
17. Двойничество | 158
|
18. Непознаваемость: от религии к науке | 159
|
19. Об ощущениях | 160
|
20. Еще о пределах познания | 162
|
21. О странных сущностях | 164
|
22. Активность реальная и зареальная | 165
|
23. Тайна и свобода | 166
|
24. Самые трудные вопросы | 167
|
25. Три основания познающей деятельности и реальность | 170
|
26. О главных умениях души | 172
|
27. Магия и идеальная действительность | 173
|
28. Дух и творение | 173
|
29. Что такое вещь с точки зрения метафизики? | 174
|
30. Воображение какформа активности и свободы | 178
|
Послесловие. Об основаниях очеловеченного и космического спиритуализма | 181
|
И последнее | 187
|
Глава 1. Хроники духа: мифология, история, метафизика | 189
|
Глава 2. Ключевые фрагменты спиритуалистического мировоззрения | 203
|
Глава 3. Мир души | 251
|
Глава 4. Сознание как дух и бытие | 257
|
Глава 5. Спиритуализм и персонализм | 263
|
Глава 6. «Отрицательное всеединство» и личность. Федор Степун о пределах творчества | 269
|
Глава 7. Русский Серебряный век: положительное или отрицательное «всеединство»? | 287
|
Глава 8. О духе и материи в разных контекстах | 292
|
Глава 9. Очеловечивание мира | 313
|
Глава 10. О самостоятельности вещей — подступы к проблеме | 319
|
Глава 11. Восприятие окружающего: познавательная и созидательная функция | 334
|
Глава 12. Очеловеченная реальность и идеальная действительность | 354
|
Глава 13. Очеловеченная реальность и ирреальность | 361
|
Глава 14. История и реальность. Исторические образы Константина Леонтьева и Освальда Шпенглера | 367
|
Глава 15. Еще о реальности: А. Введенский, Г. Харман, Р. Лотце, наследие Канта в Бадене и Марбурге | 386
|
Глава 16. Об опыте, вещи в себе и интуитивной связи познания с его предметом | 400
|
Глава 17. Душа, вещь как ее аналог и проблема существования. Критерии Декарта и Лейбница | 407
|
Глава 18. Метафизика индивидуальности | 422
|
Глава 19. Вокруг концепта Неизвестности | 426
|
Глава 20. Инобытийность Духа | 434
|
Глава 21. Ноумен: дух и смерть. «Спекулятивный реализм» Квентина Мейясу | 438
|
Глава 22. Дух и его миссия | 448
|
Глава 23. Дух и материя: свои — чужие | 450
|
Глава 24. О воображении | 458
|
Глава 25. Мистерия космогенеза | 469
|
Глава 26. Дух Гнезда | 476
|
Глава 27. Синергетика по версии Курдюмова—Князевой и метафизика духа | 515
|
Глава 28. Метафизика и пракультура | 521
|
Вместо послесловия. Человек и Реальность | 532
|
Summary | 538
|
Ванд Лев Эдуардович Кандидат технических наук. Во время Великой Отечественной войны работал на заводе, служил на флоте; после войны продолжил образование и работал на строительстве. В 1960 г. окончил Московский инженерно-строительный институт им. В. В. Куйбышева по специальности «инженер-строитель». В 1972 г. защитил диссертацию на тему «Методы проектирования городского жилищного строительства на основе математических моделей». Работал в Центральном научно-исследовательском и проектно-экспериментальном институте автоматизированных систем в строительстве (1962–1981) и Центральном научно-исследовательском институте экономики и управления в строительстве (1981–1988). С конца 1970-х до 1990-х гг. принимал активное участие в социологическом семинаре под руководством Ю. А. Левады. Начиная с 2000 г. активно участвовал в семинаре при научном совете по истории мировой культуры РАН. К сфере научных интересов относятся также историческая культурология и религиоведение. Автор книг «Генеалогия культуры и веры: зримое и тайное», «Четвертый Рим, или Русские печали», «Голоса: эссе, рассказы, сказки» (все — совместно с А. С. Муратовой), а также множества публикаций в научных журналах. Последние несколько лет занимается освоением новой области гуманитарного знания — спиритологической антропологии.
Муратова Анна Сергеевна Окончила Московский государственный институт культуры по специальности «Библиотековедение и библиография». С 1977 года работает в библиотеках г. Москвы. Помимо этой деятельности преподавала в государственных и частных школах по собственным авторским программам: «Основы понимания русской культуры», «Древнерусская литература и фольклор» и др. В 1990-е гг. вместе с Л. Э. Вандом проводила экскурсии по соборам Московского Кремля. Автор книг «Генеалогия культуры и веры: зримое и тайное», «Четвертый Рим, или Русские печали», «Голоса: эссе, рассказы, сказки» (все — совместно с Л. Э. Вандом), а также публикации «Обряд и праздник» в журнале «Мир психологии» (2001). Последние несколько лет посвятила изучению новой области гуманитарного знания — спиритологической антропологии.